Открытое занятие Театральная маска

МКОУ ДО «Центр детского творчества» г. Кизилюрт
Республиканский конкурс педагогического мастерства «Моё лучшее занятие»
Номинация «Декоративно – прикладное творчество»
Открытое занятие на тему:

ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСКА

Подготовила и провела педагог дополнительного образования
МКОУ ДО «ЦДТ»
Далгатова Арипат Ахмедовна








Кизилюрт 2015 г.
Содержание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 2-3
ВВЕДЕНИЕ .................................. 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . 5-7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 9
ПРИЛОЖЕНИЯ . 10-13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема занятия «Театральная маска» выбрана с учётом выработанных умений и навыков моих воспитанников, в следствии пройденных тем и кропотливой работы на моих занятиях. Ребёнок с творческими способностями – активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого не зависящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. – всё то, что в совокупности и составляет творческие способности. Занятие проводится в игровой форме, где учитывается и сценическая культура, что способствует развитию артистизма, формированию речевого потенциала, ну и конечно же художественных способностей, и навыков.
Методы и приёмы направлены на творческое развитие ребёнка. Работа с бумагой развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Учит концентрации внимания, так, как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления театральной маски, учит следовать умным инструкциям. Стимулирует развитие памяти, так, как ребёнок чтобы сделать маску, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы, к тому же предстоит войти в роль героя создающей маски. По ходу работы ребёнок в уме репетирует свою роль предстоящего выступления инсценировки «Теремок». С театральным искусством школьники знакомятся различными путями: на занятиях театрального кружка, при просмотре школьных инсценировок, читая книги, слушая беседы и доклады.
Новизна темы состоит в том, что в процессе занятий обучающиеся получают знания о выразительности речи, знакомятся с основными положениями реалистической игры на сцене и элементами сценической грамоты, используют скаченные с интернета эскизы маски.
Актуальность темы обусловлена и тем, что занятия театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, воспитывают у школьников эстетическое отношение к тому, что является прекрасным в быту, в природе и искусстве. Театральные игры и школьные инсценировки положительно влияют на развитие мышления и творческой фантазии учеников. При этом происходит обогащение словаря ребёнка специальными терминами, развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. А скачивать с интернета эскизы готовых масок, не это ли самая забавная и увлекательная игра и занятие отвлекающая от компьютерных игр наших детей, которые целыми днями приковываются у экранов монитора. Данная тема отличается актуальностью на сегодняшний день, доступностью материала, возможностью выполнять работу как коллективно, так и лично за своим рабочим столом не мешая другим детям, не вызывает шума.


ВВЕДЕНИЕ
Занятие творчества в объединении «Юный Художник» художественно эстетический отдел - 1 час (45 м.), на занятии присутствовали 8 учащихся, возраст 7 – 11 лет.
Тема занятия: « Театральная маска»
Тип занятия: комбинированный.

Цели и задачи:
Цель: Дать учащимся более глубокие знания о возможностях, способах и технике работы с бумагой, картоном.
Задачи урока:
Образовательные – научить учащихся собственноручно изготовить маску для инсценировки любого представления.
Воспитательные - воспитывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы; воспитывать культуру речи, навыки дикции,
Развивающие - развивать художественное, ассоциативное мышление и фантазию; развивать у детей навык действовать на сцене подлинно, логично, выразительно, целенаправленно.
Оборудование и материалы:
Для педагога – готовые эскизы масок на формате А4 скаченные с интернета; ИКТ (слайды, муз. фон), книжка «Теремок», дырокол.
Для учащихся – карандаш или фломастер, картон, клей (карандаш), ножницы, резинки канцелярские, сухая тряпочка.

План урока:
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
III. Практическая работа
IV. Закрепление нового материала
V. Выставка работ в виде инсценировки сказки «Теремок»
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ход урока:
I. Организационный момент. Педагог проверяет готовность к уроку.
- Здравствуйте, дети! Садитесь. Тема нашего сегодняшнего занятия называется «Театральная маска». Сегодня мы с вами сделаем на уроке одну поделку – сувенир «Театральная маска».
II. Объяснение нового материала.
Представьте, ребята, вы собираетесь пойти на новогодний карнавал, театр
Вопросы детям Ответы:
Во что одеты люди на карнавале, актёры в театре? - В костюм персонажа
Что они носят на лице? - Правильно, маску или грим.
История возникновения маски в ряде стран насчитывает много веков: при раскопках в Греции найдены гротескные маски, выполненные из глины и расписанные красной краской. Их надевали актеры, выступая на культовых играх, создавая театры. На Руси простые, бесхитростные маски, созданные художественной фантазией крестьян, использовались ими – любителями искусства – при исполнении народных представлений во время масленичных забав. Маски делались из шкуры животного, материи, дерева, даже тыквы.
О нашем времени можно смело сказать, это эпоха дизайна. Разнообразных подарков, сувениров на рынке представлено великое множество. Но ни один из них, приобретенных в магазине, не сравнится с тем, который сделан своими руками. На столах у вас лежит материал, который потребуется нам, когда мы будем выполнять поделку.
Для нашей поделки мы будем использовать простые материалы: картон, ножницы, клей (карандаш), дырокол, резинки, эскизы маски.
В наше время есть возможность скачать готовые эскизы маски с помощью компьютера. Смотрите, дети (демонстрация эскизов масок) какие маски разнообразные на формате А 4 (размер альбомного листа) можно напечатать на принтере, этот размер формата как раз подходит на ваше лицо. Вы можете скачать себе такие маски и сделать себе настоящую маску с помощью этих принадлежностей, которые у вас сейчас на столах.
Прежде чем приступать к выполнению маски мы с вами должны
вспомнить и повторить правила техники безопасности при работе с клеем и ножницами (повторение, проговаривание техники безопасности при работе с ножницами.)
Работать только за своим столом.
Нельзя держать ножницы концами вверх.
Нельзя резать ножницами стоя или на ходу
Нельзя подходить к товарищу во время работы с ножницами.
Класть ножницы так, чтобы они не лежали на краю стола и были закрыты.
Клей поставить с правой стороны (левшам с левой стороны) и не передавать другим в открытом виде. По окончании работы плотно закрыть.
После работы убрать свое рабочее место.
Во время работы руки будут пачкаться в клее, поэтому их надо чаще протирать большой сухой тряпочкой.
Поэтапное выполнение маски:
Теперь, каждый из вас подумает, маску какого персонажа будет выполнять. А на самом деле я вам предлагаю инсценировать сказку «Теремок». Вы же все проходили в детстве сказку «Теремок»? Давайте сыграем в конце урока инсценировку сказки «Теремок», каждый выбирайте себе персонаж сказки (педагог раздаёт детям маски по их выбору). Персонажи рассчитаны на количество присутствующих учащихся: - мышка, ёжик, лягушка, заяц, петушок, лиса, волк, медведь. Вот эти персонажи в конце занятия будут представлять нам инсценировку сказки «Теремок».
III. Практическая работа
Ну давайте перейдём к практической части занятия. Я вам сейчас объясню, затем вы переходите к выполнению задания. Практическое задание у нас такое. Берём картон любого цвета. Обратите внимание, с одной стороны цвет глянцевый, с другой стороны шероховатая часть. Как вы думаете, где лучше будет клей держаться? Правильно, на шероховатой части. Теперь мы берём маску и смажем клей на целый лист обратной стороны. Наносим клей-карандаш, быстрыми движениями чтоб не успело просохнуть, жидкий клей не желательно долго сохнет. Накладываем маску на шероховатую часть картона и прижимаем пока он высохнет. Он высохнет быстро, затем вы берёте ножницы и вырезаете по контуру края маски. Потом остаётся вырезать глазки, здесь нам нужны ножницы маленькие острые, нужно проколоть в области глаза, затем обычными ножницами вырезать вокруг. Когда маска станет ажурная почти готовая, мы должны сделать дырочки дыроколом для вдевания резинки. Нужно одеть маску, наметить точки возле ушек ваших, от края отойти на 2 см чтоб не порвалась резинка от натяжки, затем только проколоть. Потом завязать резинку в узелок на обеих дырочках, размер резинки должен соответствовать обхвату вашей головы. Как завяжем резинку маска уже будет готова, затем мы вместе покажем инсценировку «Теремок». Всё понятно вам дети? Приступайте к работе.
Дети работают самостоятельно, на мониторе всплывают слайды с эскизами разнообразных масок, звучит легкая музыка. Педагог предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. По ходу занятия педагог ведёт не принуждённую беседу с детьми.
- А кто был на кукольном театре? Помните про персонажей, что за сценка была?
- Где ещё можно показать своё представление вам вместе? В школе, можно дома для гостей на именинах или других праздниках. Подготовит таким же образом маски и показать представление как сюрприз для гостей.










ЗАКЛЮЧЕНИЕ
IV. Выставка
Просмотр инсценировки «Теремок» подготовленный учащимися по книжке, надев маски, сделанные своими руками. Дети играют персонажей с масками: мышки, лягушки, ёжика, зайца, петуха, лисы, волка, медведя.
V. Закрепление нового материала
Посмотрите, какие интересные маски у нас получились. Теперь вы узнали, как делаются маски? Что вам на занятии понравилось дети?
Ответы детей.
VI. Подведение итогов
Молодцы! Все хорошо поработали, все получат положительную оценку. На следующем уроке мы сможем расписать маски».
VII. Домашнее задание.
Нарисуйте эскиз маски для любого персонажа мультфильма или скачайте на принтере контурный набросок маски и принесите на следующий урок краски чтобы закрасить.
Содержание занятия.
Для проведения занятия была выбрана актуальная и доступная тема. На занятии присутствовали 8 учащихся (7-11 лет). Занятие проходило 27 марта 2015 года в ЦДТ г. Кизилюрт. Здесь провожу занятия объединения «Юный художник» художественно – эстетический отдел. Рабочая программа для занятий составлена мною, авторская (за программу вручили диплом 2 степени в республиканском Конкурсе авторских программ). Это тема занятия тоже задумана и разработана лично, аналогов ещё не видела.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
А.С. Щипанов «Юным любителям кисти и резца» М. Просвещение 1975
З.М.Абрамов и Н.М. Лазарев «Школа изобразительного искусства» т.9 М. Искусство 1988
Е.В.Лебедева, Р.М.Черемных «Искусство художника – оформителя» М. Советский художник 1981
С.Нураджамов, статья «Театральные маски», журнал «Декоративное искусство» №3 1986
Б.Гагарин, ст. «Бумажная пластика», журналы «Юный художник» №6 , №12 1989
Л.Акимова статья «Из истории мировой культуры», журнал «Юный художник», №3 1985
И.Уваров статья «Традиции», журнал «Декоративное искусство» №3 1989
Книжка – раскраска «Теремок», Москва 2012 РИПОЛ классик















ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Эскизы масок из сказки «Теремок»






















ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диск - видео с занятия










13PAGE \* MERGEFORMAT141515