Пояснительная записка к предмету Литературное чтение 3 кл по Виноградовой


Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от «6» октября 2009 г (с изменениями и дополнениями от: 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г.);
- положения о рабочей программе учебных предметов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 118» города Барнаула;
- авторской издательской программы Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова Программа «Литературное чтение». 1-4 классы, М.: Вентана-Граф, 2013г. УМК «Начальная школа XXI века»
- образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений
Место предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Литературное чтение» в 3 классе выделяется 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели)
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» ориентирована на организацию образовательного процесса с учащимися 3 класса по УМК:
Учебник «Литературное чтение, авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова изд. «Вентана - Граф», 2014 г.
Учебная хрестоматия «Литературное чтение, автор Л.А. Ефросинина, изд. «Вентана - Граф», 2015 г.
Рабочие тетради: «Литературное чтение» №1 и №2 автор: Л.А. Ефросинина изд. «Вентана - Граф», 2015 г.
Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - (Начальная школа XXI века).
Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 класс / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).
Дополнительная литература:
1. Литературное чтение. 3 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, автор-составитель Н.Н. Кузнецова, Волгоград, изд. «Учитель», 2016г.
2. Литературное чтение. Оценка знаний. (Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания) Автор: Л.А. Ефросинина изд. «Вентана – Граф, 2006 г.
Цели обучения литературному чтению в 3 классе
Основная цель урока литературного чтения в начальных классах - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи курса «Литературное чтение»:
обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
научить понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование. Слушание литературного произведения
воспринимать произведения разных жанров из круга чтения;
понимать главную мысль;
изучать произведения одного и того же жанра или несколько произведений одного и того же автора в сравнении; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображение героев);
сравнивать героев разных произведений, анализировать их поступки, выделять детали для характеристики;
определять время и место событий, выделять описания пейзажа и портрета героя;
выявлять авторскую позицию и формировать свое отношение к произведению и героям.
Чтение
читать вслух и молча (про себя) небольшие произведения или главы из произведений целыми словами;
читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.
Работа с текстом
осознавать последовательность и смысл событий;
вычленять главную мысль текста;
определять поступки героев и их мотивы; сопоставлять и оценивать поступки персонажей;
находить в произведении слова и выражения, характеризующие героев и события; выявлять авторскую позицию и свое отношение к событиям и персонажам;
работать со структурой текста: начало, развитие, концовка;
делить текст на части и озаглавливать их: составлять план текста под руководством учителя;
пересказывать содержание текста (подробно и кратко) по готовому плану; самостоятельно выполнять задания к тексту.
Круг чтения
читать произведения устного народного творчества русского народа и других народов; стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей; художественные и научно-популярные рассказы и очерки;
понимать тему чтения: произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о людях и их отношении к Родине, к труду, друг к другу, природе и жизни; о чувствах людей и нравственных основах взаимоотношений (добро, зло, честь, долг, совесть, любовь, ненависть, дружба, правда, ложь и т.д.);анализировать более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды, стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой);понимать замедленность действия народной сказки за счет повторов, включения песенок и прибауток; анализировать наличие волшебных превращений; приводить примеры присказки, зачинов и их вариантов, особых концовок;
осознавать идею победы добра над злом, правды над кривдой, реальность и нереальность событий, положительных и отрицательных героев народной сказки;
понимать особенности изображения персонажей былины (гиперболизация), особенности былинного стиха, повторы;
анализировать и кратко характеризовать особенности литературной (авторской) сказки, сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания;
приводить примеры художественных рассказов и давать характеристику их особенностей: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений;
понимать особенности жанра рассказа-описания (научно-художественного рассказа) как промежуточного жанра между художественными и научно-популярными рассказами: описание образов природы в художественной форме и наличие фактической информации;
пользоваться справочной литературой: словарями, детскими энциклопедиями, книгами-справочниками.
Библиографическая культура.
Книга учебная, художественная, справочная. Типы книг. Самостоятельное пользование словарями.
Работа с текстами художественного произведения.
Понимание заглавия, его соотношение с содержанием. Понимание нравственного содержания прочитанного. Характеристика героев произведения. Освоение разных видов пересказа.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога, как вида речи. Особенности диалогического общения. Работа над пополнением словарного запаса.
Письмо.
Нормы письменной речи.
Литературоведческая пропедевтика
ориентироваться в литературоведческих понятиях: литература, фольклор, литературное произведение;
перечислять литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль;объяснять, что такое присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное); приводить примеры героев (персонажей): находить в тексте портрет героя, пейзаж:перечислять основные признаки стихотворения: рифма, строка, строфа; называть средства выразительности лзги-еская пауза, темп, ритм.
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)
развивать интерес к художественному слов.,
сочинять (по аналогии с произведениями фольклора), загадки, потешки, небылицы, сказки, забавные истории с героями изученных
«дописывать», «досказывать» известные сюжеты
принимать участие в коллективной творческой работе изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, сказочный дом и т. д. участвовать в литературных играх, конкурсах, утренниках, уроках – отчетах.
Чтение: работа с информацией
пользоваться информацией о книге, произведении, авторе произведения или книги;
получать информацию с опорой на аппарат книги (титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие/послесловие «об авторе», «от автора»)
пользоваться справочниками и словарями, находить информацию о героях, произведениях и книгах;
оформлять информацию в виде моделей, схем, таблиц:
использовать готовые таблицы с информацией для характеристики героев, книг, произведений.
4.Ценностные ориентиры содержания курса литературного чтения
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности. понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье. к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).
5.Планируемые результаты освоения предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и позвательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить "экст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной нормах;овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; •злагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»
У третьеклассника продолжится формирование:
понимания литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимания роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, на- учно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Основные требования к результатам обучения в третьем классе
Учащиеся должны научиться:
читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
Содержание программы
Круг чтения. Учебный материал для чтения и обсуждения в классе
- произведения устного творчества русского и других народов;
- стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
- о художественные и научно-популярные рассказы и очерки;
- приключенческая литература;
- справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.
Основные разделы
Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитзр- Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула»),
Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря..,»; И.С. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».Произведения Л.Н. Толстого «Два брата». «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень- Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова:
Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь». Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех», «Приемыш».
Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька»».
Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине (отрывки). «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы..,», «Стихи о берёзе (отрывки). «Берёза», «Бабушкины сказки»,
Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка Ландыш»; В. Субботин «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М, Пришвина «Моя Родина», «Выскочка». «Жаркий час»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении)
Тематический поурочный план изучения учебного предмета «Литературное чтение»
Раздел Тема урока Количество часов

1 Устное народное творчество 12
2 Басни 5
3 Произведения А.С. Пушкина 8
4 Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А. Фета 6
5 Произведения Л.Н. Толстого 7
6 Произведения Н.А. Некрасова 6
7 Произведения А.П.Чехова 7
8 Сказки зарубежных писателей 6
9 Стихи русских поэтов 10
10 Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка7
11 Произведения А.И. Куприна 8
12 Стихи С.А.Есенина 8
13 Произведения К.Г. Паустовского 10
14 Произведения С.Я. Маршака 6
15 Произведения Л. Пантелеева 8
16 Произведения А.П. Гайдара 6
17 Произведения М.М. Пришвина 9
18 Произведения зарубежных писателе 12
Итого 136
Примерные текущие и итоговые контрольные работы
Четверть Тест Литературный
диктант Проверь
себя
Комплексная
разноуровневая
контрольная работа
1 четверть 2 2 4 2 четверть 2 3 4 3 четверть 5 1 6 4 четверть 2 3 3 1
Всего 11 9 17 1
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
портреты писателей;
репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
иллюстрации к литературным произведениям;
детская периодика;
Электронно-программное обеспечение (при возможности)
компьютер;
презентационное оборудование;
выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);
целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;
цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/);
Литературное чтение. 1-4 класс. Электронное учебное пособие. Словарь- справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина);
Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс. 3 класс (автор Л.А. Ефросинина).
Онлайн-ресурсы сайта «Старое радио» - http://www.staroeradio.ru/