В семье растет ребенок (родителям об особенностях развития дошкольников)


В семье растет ребенок.
(об особенностях развития дошкольников)
Допустим, что социологи проведут сегодня массовый опрос среди семейных мужчин и женщин на такую тему: «Какое из своих занятий (помимо работы) вы считаете наиболее важным»?
Можем ли мы с вами предугадать ответ? Да, можем. В подавляющем большинстве случаев люди наверняка скажут: самая главная, самая большая наша забота – воспитание детей.
Но в нашем стремительно развивающемся обществе, гораздо больше, чем когда-либо, появляется деловых женщин, предприимчивых, энергичных. На этом фоне несколько приглушаются извечно женственные качества: чувствительность, мягкость, домовитость, тяга к домашнему уюту. В результате эмоциональный климат семьи становится жестче, рациональнее, утрачивает некие полутона семейного общения.
Проще ли стало в современных условиях растить детей? С одной стороны, безусловно проще. Помогают детские сады и школы. Сказку или фильм можно посмотреть по телевизору или на компьютере, можно сводить ребенка в театр, цирк. Существуют детские журналы, газеты. Летом многие родители отправляют детей в санатории лагеря… Словом облегчений масса.
Между тем каждый внимательный родитель замечает, что появляются какие-то «закавыки». То ли дети не такие? То ли родители больше заняты? То ли жизнь стала многообразней и сложней?
Да, в каждом из этих предположений есть доля истины. И дети отчасти не те, и папы-мамы иные, и жизнь меняется стремительно. Огромный поток информации сваливающийся на ребенка «информационный бум» описан не один раз, а последствия информационных перегрузок, тяжелые подчас и для взрослого человека, тем более сказывается на детях.
А если расширить вышеупомянутую анкету и включить в нее вопрос о цели и средствах воспитания. Мы увидим, что мало кто может дать вразумительный ответ. Главное изречение звучит примерно так: «Я хочу, чтобы мой ребенок был…». Чувствуете интонацию? «Я хочу…». Вот тут и начинаются промахи воспитания, которых, к сожалению, немало. Они происходят из-за того, что родители часто имеют представления о том, каким они хотят видеть своего ребенка, но не знают детской физиологии, плохо представляют себе особенности детской психологии, основные механизмы воспитания и развития детей. А также неверно оценивают эффективность тех или иных способов влияния на ребенка. Другими словами, родители грешат педагогической малограмотностью. И на каком-то этапе приходит разочарование, непонимание причин неудач от усилий, вложенных в воспитание и развитие ребенка.
Можно ли строить современное воспитание ребенка на обмене опытом с бабушкой, которая «одна двоих подняла», или на воспоминаниях о том, как «самого растили», или даже на тех же точно примерах, какими пестовали родители несколько лет назад первого ребенка?
Конечно в традиционной домашней педагогике есть непреходящие ценности, но при многообразии и сложности задач семейного воспитания одним здравым смыслом и опытом предков не обойтись. Поэтому хочется посоветовать родителям подходить к воспитанию детей с таким чувством ответственности, как будто все зависит только от них.
Учитывая все сказанное ранее, в условиях занятости старших и сокращения времени проводимого в стенах дома, от родителей требуется резкое повышение «коэффициента» их общения с детьми, повышение его «педагогической наполненности». При этом особо важным становятся эмоциональные моменты.
Общеизвестно, что ребенок рождается беспомощным существом и полностью зависит от забот окружающих его взрослых, и в первую очередь от родителей. По мере роста и развития при помощи и под руководством взрослых он учится производить самые разнообразные действия: брать игрушку из родительских рук, ходить, рисовать... И чтобы правильно воспитывать и развивать своего ребенка, родителям необходимо понимать и учитывать его индивидуальные психологические особенности.
Ребенку дошкольного возраста на каждом этапе своего развития присущи специфические особенности.
Дошкольный период детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга и связанное и этим усложнение процессов высшей нервной деятельности. У малыша повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре головного мозга, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. Возможности маленького ребенка велики, но следует подчеркнуть, что они не безграничны! Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребенка-дошкольника, но и задержки недопустимы. Поэтому важно, чтобы родители знали психофизические показатели развития своего ребенка-дошкольника.
Поднимемся по ступенькам взросления ребенка и посмотрим, какими приобретениями характеризуется каждая из них.
Особенности психологии дошкольников
Дошкольное детство– короткий промежуток в жизни человека, всего первые семь лет. Но именно в этот период происходит отделение ребёнка от взрослого, превращение беспомощного младенца в относительно самостоятельную, активную личность.
Ведущая деятельность– игра, освоение норм поведения и деятельности людей.
К 1 году ребёнок использует 7 – 14 слов, сосредоточено занимается одним делом до 15 минут, усваивает смысл слова «нельзя», начинает ходить (± 2 месяца).
К 1,5 годам словарный запас ребёнка составляет 30 – 40 слов, он хорошо ходит, кушает и узнаёт, и показывает изображения предметов на картинках, хорошо понимая обращённую к нему речь. Основные вопросы ребёнка: что? кто?
К 2 годам словарный запас – 300 – 400 слов, основные вопросы ребёнка: что это? кто это? Осваивает существительные, местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Формируется фразовая речь (у девочек часто к 1,5 годам). Наличие вопросов свидетельствует о «хорошем» умственном развитии ребёнка. Рисует линии, зажав карандаш в кулаке, строит башню из кубиков.
К 2,5 годам словарный запас составляет порядка 1000 слов. Появляются ориентировочные вопросы: где? куда? откуда? когда? В этом возрасте задержка речевого развития должна настораживать в отношении подозрения на задержку психического развития или глухоту.
К 3 годам появляется вопрос – Почему? Ребёнок пересказывает услышанное и увиденное, если ему помочь наводящими вопросами. Использует сложносочинённые и даже сложноподчинённые предложения, что свидетельствует об усложнении его мышления.
Понимает, что такое один, мало, много. По одной характерной детали может узнать целое: по ушам – зайца, по хоботу – слона.
К 3.5 годам осваивает конструирование, появляются элементы планирования. Появляются элементы сюжетно-ролевой игры с предметами и несколько позже – со сверстниками. Ребёнок эмоционален: самолюбии, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, завистлив, способен к сочувствию.
3 – 4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», нарциссизм – восхваляет себя). Игры в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры).
К 4 годам способен понять то, что ещё не видел сам, но о чём ему толково рассказали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке, осмысленно заканчивает начатое взрослыми предложение, способен к обобщению. Основной вопрос: почему? Появляется сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 – 50 минут.
К 4,5 годам способен ставить цель и планировать её достижение. Задаёт вопрос: зачем?
К 5 годам ребёнок умеет назвать свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому. Умеет пользоваться конструктором, собрать игрушку по схеме. Может нарисовать человека со всеми основными частями тела.
С 5,5 лет ребёнку доступны все виды обучения, он в принципе готов к обучению.
5-6 лет гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к родителям – критический возраст для формирования способности любить другого человека.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.