Конспект урока по литературному чтению. Тема: Литературная сказка.


Тема: Литературная сказка. Дмитрий Наркисович Мамин–Сибиряк “Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”.
Содержание урока направлено на развитие речи и совершенствование навыка выразительного чтения, развитие чувственного восприятия окружающего мира.
Форма проведения урока (урок-телепередача) увлекает детей, заставляет думать, анализировать, сопоставлять, воспитывает любовь к чтению дополнительной литературы.
Урок – телепередача (3-й кл.)
Тема: Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк“Аленушкины сказки” (Присказка)“Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”.
Цель: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина и его сказками.Работать над выразительным чтением.Воспитывать смелость и храбрость у детей.
Оборудование: фотографии с изображением зайца, волка, портрет Д.Н. Мамина Сибиряка, слайды по теме “ Телепередачи”
Ход
Этапы урока Содержание
Орг. Мом. - Садитесь. Урок чтения.
- Отгадайте загадку:
Живет в нем вся вселенная, А вещь обыкновенная: В нем ты увидишь море и тайгу, Жирафов, близко солнце и луну. Вот Скрудж Макдаг нас всех заворожил. Рекламой Якубович рассмешил.
- Ребята, а кто из вас любит смотреть передачи по телевизору?
- Давайте сегодня попробуем провести урок “В гостях у телепередач”. Но одно условие: зрителями будут наши гости, а мы будем режиссерами-постановщиками. Мне позвольте быть главной ведущей. Итак, начинаем.
Проверка д/з “В гостях у сказки” - Прочитайте название любимой передачи для детей.
- Кто автор сказки “Лягушка-путешественница”?
- Вспомним содержание сказки.
1 серию “Жила-была лягушка-квакушка” рассказывает ...
- 2 серию кратко передает ... “Встреча с утками”
- Напомнит содержание следующей части “Лягушка летит” ...
- Закончит сказку ...
“На новом месте”.
- Прочитайте выразительно отрывок из сказки о встрече лягушки с утками.
- О чем мечтала лягушка?
- Чем тебе лягушка симпатична?
- Почему же не состоялось путешествие лягушки?
(Хвастовство вредно даже лягушкам).
- Почему?
(Присказка задушевная, с колыбельной интонацией. Стиль присказки близок к народному. Раньше считали, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой детям, сибирский кот Васька появился у Аленушки.)Работа над выразительным чением- Представьте, что вы - старший брат, сестра, мама или бабушка Аленушки, и прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке.
- Почему Аленушку писатель окружил только животными?
- Одна из лучших сказок, включенных в сборник, это “Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост”.
“В мире животных” - Провести передачу “В мире животных” мне помогут ...
(мелодия из программы)
Зайцы обитают почти на всех континентах. Зайцы очень плодовиты: бывает по 3-4 выводка в год, в каждом до 8 детенышей.
На свет зайцы появляются зрячими, крупными и в шерсти.
Молоко зайчихи-матери в 6 раз жирнее, чем молоко коровы.
Пауза между кормлениями длится 3-4 дня. На это время мать зайчат оставляет.
Если чужая кормящая мать-зайчиха найдет в траве зайчонка, то обязательно его накормит, не пробежит мимо.
Через месяц зайчата уже кормятся молодой травкой. Затаивание - лучшая оборона для зайца.
Отыскать зайца нелегко: потовых желез на теле у Зайца нет, они на подошвах лап, и если затаившийся зайчонок их под себя подобрал, то враг его и не унюхает.
Зайцы живут до 8-13 лет.
Длинные задние ноги позволяют срываться зайцу с места и мчаться 3-5 метровыми прыжками.
Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/час.
Сон зайца беспокойный: раз по 20 на день он засыпает ненадолго и столько же просыпается, оглядывается и прислушивается.
Волк - родоначальник домашних собак. Волки больше всего похожи на немецких овчарок.
Главное отличие - хвост. Волк никогда не закручивает его колечком, а держит опущенным вниз. Волки любят большие леса с открытым пространством. Не случайно говорят, что волка ноги кормят: за одну охоту зверю порой приходится пробежать 50-120 км., т. к. рядом с логовом волки не охотятся. Мясо детям приносят в желудках и, отрыгивая его, кормят малышей.) На заре устраивают хоровое пение - воют.
Браки у волков заключаются на всю жизнь. Дикой природе волки необходимы.
Главным образом волки уничтожают больных и слабых животных, выполняя роль санитаров.
- Прочитайте название следующей телепередачи.
Знакомство с творчеством писателя
“Мой серебряный шар” - д. Н. Мамин - Сибиряк родился в 1852 году взаводском поселке близ Нижнего Тагила. Здесь он и прожил до 14 лет.
Отец у Д. Н. Был священником при заводе. По вечерам в скромном поповском домике происходили чтения вслух, - это был отдых после дневных трудов. В 14 лет Мамина отправляют учиться в духовное училище, а затем в Пермскую духовную семинарию, где он впервые начинает писать небольшие рассказы.
После окончания он едет в Петербург и поступает в Медико- хирургическую академию.
Родители не могли оказать материальную помощь Мамину, он вынужден подрабатывать: он пишет в журналах и газетах. Но не хватает денег, чтобы заплатить за последний год занятий: умирает отец, и забота о семье ложится на плечи М.-С., который к тому же очень тяжело заболел. Поэтому ему так и не удалось закончить университет.
Его перу принадлежат такие произведения, как “Приваловские миллионы”, “Горное гнездо”. Мамин считал, что дети - самая строгая публика, и в последние годы жизни писал только для детей. Самую широкую известность получили “Аленушкины сказки”, переведенные на многие языки мира.
Мамин - Сибиряк признался: “Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальное”.
Эти сказки писатель сочинял для своей любимой дочери Аленушки. Его жена умерла вскоре после рождения дочки. Мамин воспитывал и растил ее один. Аленушка часто болела. И, оберегая маленькую больную слушательницу, М.-С. исключает из описания жизни людей все, что могло бы ее огорчить и расстроить. “Аленушкины сказки” очень светлые, безоблачные, жизнерадостные.
С животными происходят необычные и удивительные истории.
- Сейчас в передаче “Голоса России” вы услышите присказку к “Аленушкиным сказкам” и попытаетесь ответить на вопрос:
Какой из жанров устного народного творчества напоминает присказка Мамина - Сибиряка?(Зажигается свеча. Звучит спокойная мелодия
Чтение сказки - Теперь вы много знаете о жизни животных, пора прочитать нам сказку.
- После прочтения вы должны ответить на вопрос: “Почему заяц из трусливого и боязливого превратился в смелого и храброго?”
Читают и отвечают на вопрос.
(Надоело бояться, надоело прятаться, главное поверить в себя!).
Словарная работа
“Ново-TV” ДУША В ПЯТКИ - чувство страха, сильный испуг.
ХРАБРОСТЬ - мужество и решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью.
ХВАСТОВСТВО - неумеренное восхваление своих достоинств, часто мнимых, преувеличенных.
Физ.минутка - Пора отдохнуть.
В эфире программа "Театр + ТV".
“Театр + TV” (Включается грамзапись:1. Я на скрипочке играю: тили-ли - 2 раза.
Пляшут зайки на лужайке: тили-ли да тили-ли.
2. А потом на балалайке: трень-да- рень - 2 раза
Пляшут зайки на лужайке - трень.
3. Заиграл на барабане: бум-бум-бум, трам-там-там.
В страхе зайки разбежались по кустам - 2 раза)Анализ сказки
“Время деловых людей” - Мы прочитали с вами сказку.
- Как вы считаете, сколько частей в ней?
(1. Надоело бояться.
2. Всем весело.
3.Волк - тут как тут.
4.Зайца ноги носят.)- Прочитайте 1 часть.
- Чего же боялся заяц?
- Найдите строчки в тексте, в которых говорится о том, что ему надоело бояться.
- Как можно назвать эту часть?
- Попытайтесь найти вторую часть.
- Как можно ее озаглавить?
- Каким вам в этой части представляется заяц?
(глупый, хвастун).
- Почему собрались все зайцы на полянке?
- Найдите отрывок в сказке о том, как вели себя молодые зайчата, старушки - зайчихи и старые зайцы.
Чтение по ролям - Вообразите, что вы - те самые зайцы, а один из вас - заяц-хвастун. Попробуйте прочитать диалог зайцев, передав интонацией голоса недоумение одних и храбрость другого.
“Совершенно секретно” - Самостоятельно прочитайте 3 часть.
Совершенно секретно.
- Какие мысли одолевали волка?
- Найдите строчки, как заяц совсем уж расхрабрился.
- Как можно озаглавить 3 часть?
- На секунду прикройте глаза.
Представьте себе полянку в лесу.
На пеньке - заяц. Вдруг он увидел, что рядом волк ...
Словесное рисование - Откройте глаза. Расскажите, что вы увидели, словесно проиллюстрируйте то, что вы вообразили. - Сейчас мы будем работать по содержанию последней части, а в заключении вы скажите, как можно озаглавить ее.
- Найдите в сказке выражения, которыми можно заменить данные:
сильно испугался (Тут язык у хвастуна ...)
убежал стремительно (Заяц-хвастун подпрыгнул ...).
- Какое меткое сравнение использовал Мамин?
Ослабел, сильно устал (Наконец совсем обессилил ...) Очень удивился тому, что услышал
(Храбрый заяц сразу приободрился ...)
Появился, как только о нем вспомнили
(Вылез из своей ямки, встряхнулся ...)
Каким представляется вам заяц?
Чтение по ролям - Вообразите и почувствуйте.
Мы в лесу. Опасность позади. Мы все с вами зайчата.
· - Заяц -Длинные уши
........ - автор
........ передай голосом внутреннее состояние, переживание зайца.
А вы - радость, что волк остался ни с чем, восхищение храбрым зайцем.
- Как можно озаглавить эту часть?
Итог - А вот еще одна пословица:
“СМЕЛЫЙ ПРИСТУП - ПОЛОВИНА ПОБЕДЫ”.
- Как понимаете эту пословицу?
- К кому из героев можно отнести?
-Почему?
- Можно ли так сказать по отношению к людям?
Выставление оценок “Звездный дождь” - Подходит к концу наша телевизионная программа.
В память о нашем уроке все, кто принимал активное участие в постановке различных передач, получают отличные отметки и звездочку от программы “Звездный час”.
- У вас на партах- книги Д. Н. Мамина-Сибиряка “Аленушкины сказки”.
В этом сборнике есть очень интересная сказка “Про комара Комаровича - длинный нос и про Мохнатого мишку - короткий хвост”. Эту сказку вы будете читать дома. А сейчас послушайте интересные истории из жизни комаров и медведей. Комар-амфибия - животное земноводное. Молодость он проводит в воде, а зрелость - в воздухе.
Самка комара откладывает яички в каком-либо вместилище стоящей воды. Из яиц выходит похожая на червячка личинка. Личинки превращаются в куколок, а из них выводятся взрослые комары. Самец-комар никогда не сосет кровь: кормится соком растений и сладким нектаром.
А вот самки по горло упиваются кровью, которая затем переваривается и превращается у каждой в 300 яичек.
Нет зверя в тайге, кроме тигра в Приморье да большого лося-секача, который бы медведя не боялся, и которого бы, при случае, медведь не заломил, кyпается медведь с плеском, с шумом. А плавает просто отлично: и на боку, и на спине, и стоя в воде “солдатиком”. Медведица иногда оставляет при себе самочку, которая следит и ухаживает за малютками.
А вот какая интересная история произошла с этими животными в сказке вы узнаете, когда прочитаете ее дома.