Логопедический проект Очень важные слова


lefttopМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Мозаика» сельского поселения «Село Хурба»


Составила: учитель-логопед МБДОУ «Мозаика»
Глушкова С.В.
2016-2017 уч.годПаспорт проекта
Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный, краткосрочный, творческий.
Срок реализации: В течение учебного года 
Цель: определить коррекционные пути эффективности формирования предложно-падежных конструкций у детей с нарушением речи, средствами совместного творчества.
Участники проекта: дети 5-7 лет, учитель – логопед, родители.
Задачи: • Развитие грамматического строя речи • Формирование у детей представления о предлогах как отдельных самостоятельных словах; • Развитие у детей интереса к родному языку • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу • Повышение компетенции воспитателей в данной области Содержание работы: Работа с детьми • Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх • Использование моделей предлогов • Составление предложений с заданным предлогом • Наблюдение за предлогами в русском языке • Участие в создании страничек копилки «Очень важные словечки» Работа с семьей • Буклеты для родителей «Формирование грамотной речи дошкольника» • Периодическое заполнение в индивидуальной папке ребенка странички «Очень важные словечки» - рисунками моделей изучаемых предлогов. Работа с педагогами • Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи; • Пополнение работами совместно с детьми альбома «Очень важные словечки» на каждый отрабатываемый учителем-логопедом на специальных занятиях предлог. • Практическое использование этого пособия. Практический результат проекта • Создание альбома «Очень важные словечки» • Практическое использование • Ознакомление детей и родителей с результатами проекта на итоговой презентации 
Предполагаемый результат:
Предполагается, что в результате проведенной работы улучшатся показатели по использованию предложно-падежных конструкций:
- Дети на практике усвоят использование предлогов;
- Будут правильно подбирать предлоги к более широкому кругу слов;
- Смогут самостоятельно использовать предложно-падежные конструкции в свободной деятельности;
- Расширится активный словарь.
Актуальность:
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т. д. В результате чего, эти учащиеся попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте. Участие детей в проекте «Очень важные словечки» позволит сформировать навыки и умения по преодолению нарушений грамматического строя при общем недоразвитии речи, творческие способности и самоконтроль детей.
Основные направления реализации проекта:
• Консультация для родителей по теме: «Формирование употребления предложно-падежных конструкций детьми с нарушениями речи».
• Открытый показ занятия для родителей.
• Коллективное оформление альбома, где у каждого ребенка есть своя страничка.
• Презентация, выставка альбома.• «Игротека» - игры и упражнения направленные на преодоление нарушенийграмматического строя при общем недоразвитии речи.
План работы проекта «Очень важные словечки» с детьми 5-6 лет
№ Месяц Тема Цели
1 Сентябрь Вводное занятие Учить детей определять пространственное расположение предметов, конструировать из кубиков по заданию педагога. Развивать внимание, память, фонематический слух.
2 Сентябрь Предлог НАПознакомить детей с предлогом НА, его схемой. Научить слышать этот предлог в разговорной речи. Научить составлять предложения с предлогом НА.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки»)3 Октябрь Предлог ПОДПознакомить детей с предлогом ПОД. Учить слышать его в предложении. Упражнять в правильной употреблении предлога ПОД в речи.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки»)4 Ноябрь Дифференциация предлогов НА и ПОД Учить различать значение предлогов На и ПОД и правильно употреблять их в речи. Учить составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки») 5
Декабрь Предлог ВПознакомит детей с предлогом В и его схемой. Упражнять в правильном употреблении предлога В с существительными в винительном и предложном падежах. Обогощать словарный запас детей, рассказать о правильном употреблении глагола КЛАСТЬ. Воспитывать аккуратность.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
6 Январь Дифференциация предлогов В и НА Учить различать значение предлогов На и В и правильно употреблять их с существительными в предложном падеже. Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
7 Февраль Предлог ЗАУчить детей правильно употреблять предлог ЗА с существительными в творительном и винительном падежах. Упражнять детей в составлении предложений с предлогом ЗА на картинке. Развивать фонематический слух.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
8 Март Предлог КПознакомить детей с предлогом К и ег схемой. Учить правильно употреблять предлог К с существительными в дательном падеже. Обогащать словарь детей путем образования существительных с помощью различных суффиксов. Развивать воображение детей.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
9 Апрель Предлог ОТПознакомить детей с предлогом К и его схемой. Учить правильно употреблять предлог К с существительными в родительном падеже. Учить составлять предложения по схеме и предметным картинкам.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
10 Май Дифференциация предлогов ОТ и КУчить различать значение предлогов На и В и правильно употреблять их с существительными в дательном и родительном падежах.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
11 Май-июнь Презентация альбома «Очень важные словечки»
План работы проекта «Очень важные словечки» с детьми 5-6 лет
№ Месяц Тема Цели
1 Сентябрь Предлог ИЗПознакомить с предлогом ИЗ и его схемой. Учить правильно употреблять предлог ИЗ с существительными в родительном падеже. Развивать внимание и память.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
2 Октябрь Предлог С(СО) Закрепить правильное использование предлогов В, НА, ПОД, ЗА в речи. Познакомить с назначением предлога С (СО) и его схемой. Учить правильно употреблять предлог С (СО) с существительными в родительном падеже. Учить составлять предложения с предлогом С (СО) только по двум предметным картинкам. Развивать внимание и мышление.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
3 Октябрь Дифференциация предлогов ИЗ и СУчить понимать разницу между предлогами ИЗ и С. Учить правильно употреблять предлоги ИЗ и С с существительными в родительном падеже. Развивать внимание и мышление.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
4 Декабрь Предлог НАДПознакомить со значением предлога НАД и его схемой. Учить в правильном употребление предлога НАД с существительными в творительном падеже. Учить правильно выделять предлог НАД и окончания существительных в творительном падеже. Учить составлять схему предложения.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
5 Январь Дифференциация предлогов НАД и ПОДУчить различать предлоги НАД и ПОД, правильно употреблять с существительными в творительном падеже, внимательно рассматривать картинки сравнивать изображения, составлять схемы предложений. Ориентироваться на листе бумаги. Развивать воображение.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
6 Февраль Предлог ИЗ-ПОДПознакомить с предлогом ИЗ-ПОД и его схемой. Учить правильно употреблять предлог ИЗ-ПОД с существительными в родительном падеже. Учить составлять предложения по схеме. Развивать внимание и память.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
7
Февраль Дифференциация предлогов ИЗ-ПОД и ИЗ Учить различать предлоги ИЗ-ПОД и ИЗ и правильно употреблять с существительными в родительном падеже. Продолжать учить детей анализировать предложение и составлять его схему.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
8 Март Предлог ИЗ-ЗАПознакомить детей со значение предлога ИЗ-ЗА и его схемой. Учить правильно употреблять предлог ИЗ-ЗА с существительными в родительном падеже. Развивать мышление и память.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
9 Март Дифференциация предлогов ИЗ-ЗА и ИЗ Учить различать предлоги ИЗ-ЗА и ИЗ, правильно употреблять их в речи. Продолжать учить составлять предложения по двум предметным картинкам и схеме, проводить полный его анализ.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
10 Апрель
Предлог МЕЖДУПознакомить детей со значение предлога МЕЖДУ и его схемой. Учить правильно употреблять предлог МЕЖДУ с существительными в творительном падеже. Развивать мышление и память.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
Апрель
Предлог ЧЕРЕЗПознакомить детей со значение предлога ЧЕРЕЗ и его схемой. Учить правильно употреблять предлог ЧЕРЕЗ с существительными в винительном падеже. Развивать воображение.
Закрепление полученного материала. Создание рисунков для альбома «Эти важные словечки».
Май Проверочное занятие по теме «Предлоги» Уточнить понимание детьми предлогов. Проверить правильность употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей. проверить умение составлять предложения по заданному предлогу и схеме к ним.
Выставка альбома «Эти важные словечки»