Конспект урока: Правила вежливости. Слова нужные и важные


Этапы урока Содержание работы Ответы учащихся
Орг.момент
Создание проблемы          
Рефлексия
Подведение итогов
Доброе утро! Рада встречи с вами! Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе слово. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы?  Начинаем! Садитесь
Повторение правил поведения в школе:                   
  -Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение)                                                    
 –Что такое общение? (Взаимные отношения)              
 -Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте)                                                                    -На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе)                                                                  
    -На доске висят ваши рисунки, в которых  отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их.                                                
Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.                                                         
  Здравствуйте! – ты скажешь человеку,Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,И, наверно, не пойдёт в аптеку,И здоровым будет много лет.                                 
 За что мы говорим «спасибо»?За всё, что делают для нас.И мы припомнить не смогли бы,Кому сказали, сколько раз.Нам желают: «Доброго пути!» -Будет легче ехать и идти.Приведёт, конечно, добрый путьТоже к доброму чему-нибудь.                                            
– Какова тема нашего урока? (Правила вежливости).                                                                 
Слайд 1                                                                                   
- Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? ( Научиться пользоваться правилами вежливости)                    
   -А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».        
     Беседа                                                                                    
   -Ребята, мы слова «вежливость», «вежливый человек» . А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают?                                                                      
- Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос.                                                                              
   - Что нам может помочь узнать об этом поточнее? (толковый словарь, или интернет).                                                  
 –Заглянём в толковый словарь. У каждой группы он лежит на столе. Найдите слово «вежливость» или  « вежливый» . Прочитайте.( один ученик читает из   словаря).                                                     –Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.                                               
   Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека.  Слайд 2.                                                         
         - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран.                            
  - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:                                «ВЕЖЕ» ------------ знаток.                                     «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.                           «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.                     «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».       «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.      –Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество)                                                                                    
        – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете?                                                                                                         
    –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.                                                                       
 Работа в группах.                                                      
 –Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации.  Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе  лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. Придумайте этим группам названия.                                                          
(Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.                                    Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.                                                          
   Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.                                                                
Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.                                                                      
 Формы благодарности: благодарю , спасибо,                
 Формы извинения: простите , извините.)                                                                                 
Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться).                                                      
 –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей. Работа в парах.:   Рассмотрите рисунки на стр…  Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки
После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми.
Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения.                                                                                       –Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости. А мы можем им помочь вспомнить их. Ваши предложения. Предлагаю создать свою памятку под названием «Правила вежливости».Работать будем в группах .У вас на партах листочки с картинками и предложения, напечатанные на белых листах. Выберите правило вежливости и приклейте к соответствующей картинке.
Представители от каждой группы презентуют свою работу.
-Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете  следовать нашим правилам – солнышко, если постараетесь, но не  уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком –молнию
Домашнее задание. К четвергу выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов».А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения
Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»-                                                                
Щедро дарите!                                                                        
  Дарите прохожим,                                                                          
  Друзьям и знакомым.                                                              
  В троллейбусе, в парке,                                                                
  В школе и дома.                                                                      
 Слова эти очень и очень важны.                                                      
 Они человеку как воздух нужны.                                            
Без них невозможно на свете прожить.                                
Слова эти надо с улыбкой дарить.                                        
  -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен
Тема: Правила вежливости. Слова нужные и важные.
Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.
Задачи.
Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы
Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы гендерного воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.
Министерство науки и Образования Республики Казахстан
Конспект урока
по познанию мира
на тему «Доброта. Вежливость. Товарищ. Дружба».
3 «А» класс
Выполнила:
Курганская А.А.

Усть-Каменогорск, 2015 год.