Пояснительная записка к рабочей программе Окружающий мир А.А. Плешаков


Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса на 2015– 2016учебный год составлена мной на основе ФГОС начального общего образования (Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой, планируемых результатов начального общего образования образования и требованиями Примерной основной образовательной программы МБОУ СОШ № 69 г. Новосибирска.
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содер-жательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия. В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа исполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.Многие темы предпо-лагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой. Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Результаты освоения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результатыФормирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результатыОвладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результатыПонимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Мы – граждане единого Отечества (10 ч)
По родным просторам (21 ч)
Путешествие по реке времени (27ч)
«Мы строим будущее России» (10 ч)
Первый из разделов учебника «Мы – граждане единого Отечества» знакомит ребят с тем, что человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

В разделе «Путешествие по Реке времени» предусмотрены темы «Жизнь — Отечеству, честь — никому!»», ««Нет в России семьи такой...»», связанные с исторической памятью народа …. В разделе рассказано о становлении и развитии российского государства как многонационального, как о союзе народов России, сообща созидающих свою историческую судьбу и общенациональное культурное богатство (темы «Российский народ» и «Творческий союз» в 1 разделе и многие темы раздела «Путешествие по Реке времени», например «В путь по страницам летописи», «Преемница Владимира», «Начало Московского царства», «Подвижники Руси и землепроходцы», «На пути к единству», «Начало Российской империи» и др.) Показана роль России в мировой истории: борьба с монгольским нашествием, значение военных походов А.В. Суворова и Ф.Ф. Ушакова в жизни европейских стран, разгром армии Наполеона, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в победу над фашизмом. Показаны достижения России и ее вклад в развитие мирового искусства и науки. Например, рассказывается об ученых мирового уровня М.В. Ломоносове, В.В. Докучаеве, И.П. Павлове, Д.И. Менделееве, К.Э. Циолковском, археологах А.П. Окладникове, В.Л. Янине, математике А.Н. Колмогорове; о расцвете и мировом значении отечественной литературы и музыкального искусства. Позитивный образ страны и ее свершений в 20 веке показан в темах «После Великой войны» и «Достижения советской эпохи», мощный творческий потенциал современной Российской Федерации представлен в разделе «Мы строим будущее России».
Все темы раскрыты в 56 уроках. Оставшиеся 12 часов распределяю на проведение экскурсий и учебных прогулок, посвящаю основам безопасности жизнедеятельности, обобщению по разделам, проектной работе. Часть резерва учебного времени предусматривает организацию игр и концертов в сотрудничестве со взрослыми.Работа на уроках строится с использованием учебной и научно-художественной книги, интерактивной доски, демонстрацией наглядных пособий. Электронное приложение содержит новый материал, тренажёры, проверочные работы.По результатам диагностик, наблюдений в классе видно, что у ребят моего класса недостаточно развиты навыки общения в коллективе, умение подчиняться правилам поведения в группе. Поэтому на уроках даю задания, которые предусматривают работу парами и в группах, включаю большое количество игр, которые традиционно учат детей общаться и разрешать конфликты, спорные ситуации. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Работа, начатая на уроках, продолжается в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Стараюсь, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Даю конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Запланированы проектные задания с участием взрослых «Календарь памятных дат», «Моя семья», оформление «Альбома путешествий», составление фоторассказов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В своей работе использую следующий УМК системы «Перспектива»:
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Учебник в 2-х частях. Изд-во «Просвещение» 2014 г.
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В.(Под ред. А.А. Плешакова) Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. Изд-во «Просвещение» 2014 г.
Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М. и др. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. Изд-во «Просве-щение» 2014 г.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику. (DVD)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Изд-во «Просвещение» 2011 г.
Сборник рабочих программ «Перспектива». Изд-во «Просвещение» 2011 г.
Электронный ресурс] Окружающий мир 2 класс: Уроки Кирилла и Мефодия.- М : ООО Кирилл и Мефодий, 2011. - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). www.school2nv.ru/biblioteka/infores/92-mediares.htmlЕдиная коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.ede.ruОфициальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: www.prosv.ru/umk/perspektiva Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа:
http:/nachalka.school-club.ru/about/193/
Образовательный портал «Ucheba.com». – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
Мультипортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
Планируемые результаты
Программа 4 класса обеспечивает достижение учащимися начальной школы определённых результатов.
Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:
понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметными результатами изучения курса "Окружающий мир" является формирование  следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
понимать, принимать и формулировать учебную задачу; 
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
планировать свои высказывания и действия;
уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
устанавливать причинно-следственные связи;
ориентироваться в разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные УДД:
донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроках и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.
В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:
узнавать государственную символику РФ;
называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;
приводить конкретные примеры прав ребенка;
показывать на карте границы России, ее крайние точки;
показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
назвать памятные даты России.