Статья на тему Возможности системы дополнительного образования в формировании успешного человека


Возможности системы дополнительного образования в формировании успешного человека
За время реализации первой Государственной программы развития образования с 2010 по 2015 годы образование в нашей стране сделало значительный шаг вперед. Нельзя не признать весомость результатов в области дошкольного образования, учебных достижений в общем среднем образовании, прогресс технического и профессионального образования, развитие ВУЗов и науки.
Но в то же время есть области, в которых прогресс казахстанского образования не так заметен, и по-прежнему имеются факторы, оказывающие негативное влияние на качество образования в целом, сдерживающие поступательное развитие качественного образования.
Как указано в пояснительной записке Государственной программы развития образования на 2016-2019 годы, «Всемирный Экономический Форум обозначил 16 видов знаний и умений успешного в 21 веке человека. Это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, IT-компетентность, финансовая и гражданская грамотность и другие... Казахстан в рейтинге ВЭФ «Исследование расхождений в навыках 21 века» находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников... Уровень компетенций и личных характеристик значительно ниже базовых навыков».
На основе анализа данных фактов, в Государственной программе развития образования на 2016-2019 годы обозначены такие приоритетные задачи всей образовательной системы республики как необходимость формирования социальных и эмоциональных навыков и развития некогнитивных способностей, увеличение недостаточного на сегодняшний день темпа развития неформального образования детей школьного возраста, расширение использования междисциплинарного и проектного подходов, позволяющих мотивировать школьников на активный процесс познания и развития.
Таким образом, глобальной задачей и стратегической целью образования детей и подростков, помимо академического образования, является их подготовка к вызовам современной жизни, формирование активности и решительности, ответственности за принимаемые решения и как результат – готовности принимать участие в судьбе своей страны. И здесь как нельзя кстати на помощь школе готова прийти система дополнительного образования, среди инструментов которой и развитие интересов и дарований ребенка через деятельность обширного спектра объединений на любой вкус, и ранняя профориентация через профильную направленность образовательных программ, и неисчерпаемые возможности для самоактуализации и самореализации воспитанников через успешное участие в мероприятиях, фестивалях и конкурсах самой широкой направленности.
Как уже говорилось, результаты международных исследований в области образования отмечают недостаточный уровень развития у казахстанских школьников социальных и эмоциональных навыков, указывая на проблему низкого эмоционального интеллекта подрастающего поколения. Источники в области возрастной психологии указывают, что именно в подростковом возрасте начинающееся становление личности, развитие самоосознания и поиски себя приводят к многочисленным психологическим проблемам, развитию депрессивных состояний, конфликтам и даже суицидальным попыткам.
Оказание помощи подросткам в преодолении возрастных противоречий, вооружение их актуальной информацией и работа по формированию необходимых навыков по разрешению затруднительных ситуаций также может быть одной из стратегических задач дополнительного образования. Ведь именно в системе дополнительного образования заложена потенциальная возможность формировать у ребенка надпредметные, метакогнитивные знания и навыки, развивать природные склонности и таланты – то есть создавать для него ситуацию успеха и открытия дальнейшей перспективы.
Одновременно с этим следует отметить, что во время обучения в школе с отношением детей и подростков к учебной деятельности происходят отрицательные изменения. Увеличение числа учебных дисциплин от класса к классу, высокая теоретическая наполненность учебного материала и его недостаточная компетентностная и практическая ориентированность, состояние постоянной информационной перегрузки учащихся – вот признаки современной образовательной среды, которые бросаются в глаза даже при поверхностном анализе. Особенно тревожной ситуация становится в подростковом возрасте, когда у большинства школьников значительно снижается учебно-познавательная мотивация. Результаты этого обязательно сказываются и на последующем этапе обучения в старших, профильных классах.
Для того, чтобы подросток относился ко всей своей жизни, и к учебе, как важной ее части, более осознано и ответственно, знания и навыки, которые он получает сегодня, должны приобрести для него личностный смысл. А также им должна быть осознана их потенциальная необходимость для собственного будущего.
Однако чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией, когда для учащихся с невысокой мотивацией школьная среда не является значимой, референтной, и ее воспитательное воздействие нивелируется. Устойчивая мотивация к учению не формируется.
В такой ситуации потенциал системы дополнительного образования вновь может быть использован в качестве инструмента формирования у подростков желания получить прочные знания. Реализация программ дополнительного образования, имеющих профильную направленность, формирующих предпрофессиональные навыки и межпредметные компетенции, может способствовать развитию желания школьников получать более прочные знания и в школе – ведь они уже могут оценить их необходимость в той жизни, которая не связана с учением напрямую.
Результатом осмысления указанных выше проблем стала разработка программы «Вкус к жизни» для реализации в условиях «Дворца развития и творчества детей и молодежи» города Рудного Костанайской области Республики Казахстан.
Актуальность разработки данной программы заключается в коучинговом подходе к решению проблемы, когда ответственность за развитие своей личности, формирование активности и позитивного отношения к окружающей действительности лежит не только на педагогах и родителях, но и на самом подростке. Знания и навыки поведения, полученные в процессе освоения программы, могут помочь человеку, вступающему в большую жизнь, правильно относиться к её трудностям и опасностям, сохранить свою индивидуальность и выработать здоровый и эффективный жизненный стиль, приобрести осознанную жизненную позицию.
Кроме того, центральная идея программы – формирование позитивного отношения к жизни через общение в группе и за ее пределами, формирование в ходе тренингов и групповых коучинг-сессий умения видеть все возможные мотивы и последствия событий внешнего мира и собственных поступков.
По замыслу авторов, использование тренингов и коучингового подхода может помочь подросткам перестать быть пассивными «участниками жизни» и перейти к активному, осознанному самопознанию и саморазвитию как к лично значимой цели.
Образовательно-развивающая программа «Вкус к жизни» разработана с целью развития у участников навыков и компетенций, необходимых для личностного роста, для эффективной коммуникации при решении жизненных ситуаций, содействия в самореализации и саморазвитии молодежи, а также вооружения участников соответствующей информацией.
Программа рассчитала на всех желающих подростков от 16 лет и старше. В ходе работы по программе они познакомятся с психологической основой развития личности и межличностных отношений, получат базовые знания и практические навыки в области критической рефлексии, конфликтологии, саморазвития личности.
При этом изучение психологии не является основополагающим в программе. Знание основных психологических понятий и умение ими оперировать являются лишь канвой для дальнейшей работы по самопознанию и формированию необходимых навыков. Содержательная часть программы призвана содействовать развитию таких личностных качеств, как ответственность, целеустремленность, лидерство, уверенность в себе. Она должна помочь формированию у участников современного сознания, стремления к развитию личности, эффективности, содействовать развитию навыков сотрудничества, взаимодействия в команде.
Для этого значительная часть времени отводится на изучение и упражнение в применении таких распространенных методик целеполагания, планирования и тайм-менеджмента как постановки цели по SMART, планирование с помощью ментальных карт, матрицы Эйзенхауэра и другие.
Реализация этой программы только начата. Не всё удается легко. Одной из первых трудностей на пути ее внедрения стала неготовность социума откликнуться на абсолютно новое направление в деятельности организации дополнительного образования. Вопреки привычным танцевальным и вокальным студиям, кружкам изобразительной деятельности и вязания, Дворец развития и творчества сегодня готов предложить горожанам обучение по программе, которая неизбежно окажет положительное влияние на успешность и эффективность их детей.
Нам, взрослым, достигшим в жизни определенных вершин и успехов, часто кажется, что эти умения должны сформироваться у детей сами собой, как бы по ходу жизни. Или по ходу обучения в школе. Но, как показывает практика серьезных исследований, школа с этой миссией справляется далеко не всегда. Действуя в тандеме, дополняя своей деятельностью работу друг друга, мы можем достичь гораздо более качественного результата. В синергии, комплексно воздействуя на личность подростка, мы можем привести ее к более высоким вершинам развития, что в конечном итоге обязательно скажется и на качестве человеческого капитала страны.