Эколого-психологический тренинг как форма экологического воспитания

Эколого-психологический тренинг как форма экологического воспитания обучающихся.

Концепция экологического образования в России, как элемент концепции гармоничного развития государства, приобретает сегодня вес актуального и важнейшего государственного документа. Однако содержание экологического образования в нашей стране ограничивается лишь разделами при изучении биологии и частично географии. Между тем экологические знания должны включаться практически во все учебные программы от философии до этики. Образование должно быть направлено на формирование экологического сознания, создание глобального подхода к стратегии в области защиты среды.
Экологическое сознание показывает насколько ученик, чувствителен к различным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, способен ли получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем.
Стремясь усилить оправдание негативного поступка, человек обесценивает значение поступка для себя и других, рационально обосновав его. Собственно, в последние сто лет человечество только тем и занималось, что наносило чудовищный вред биосфере своей хозяйственной деятельностью и постоянно оправдывало это требованиями научно-технического прогресса. В процессе восприятия природных объектов и взаимодействия с ними могут проявляться такие феномены межличностного восприятия, как идентификация и эмпатия.
Экологическое воспитание считаю наиболее эффективным в условиях эколого-психологического тренинга. Данная комплексная форма экологического образования основана на методологии социально-психологического тренинга и направлена на развитие экологического сознания его участников.
Эколого-психологичкский тренинг (ЭПТ) достаточно универсален, но поначалу использовался для учащихся 9-10-х классов. Однако привлечение к проведению «Экологической недели» учащихся даже 5-8 классов показало, что и для этой возрастной группы использование отдельных элементов ЭПТ весьма эффективно. Численность группы от 12 до 20 человек, но можно и больше. Система занятий в ЭПТ построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Однако необходимо отметить, что исходный уровень сформированности отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор ведущей стратегии и тактики работы с данной группой. Занятия, которые проводятся в соответствующим образом оформленных помещениях (фактор "Экологизация среды"), более эффективны.
Правила поведения для участников ЭПТ. Учитель предлагают участникам правила поведения на занятиях, подчеркивая, что они в равной степени относятся и к нему, и к ним. Каждому участнику необходимо предложить индивидуальный список, чтобы он имел возможность внимательно их изучить и осмыслить. Приводим наиболее типичные правила, которые, однако, могут существенно меняться:
- доверительный стиль общения;
- искренность в общении;
- уважение говорящего;
- недопустимость оценок качеств человека;
- общение по принципу "здесь и теперь";
- персонификация высказываний;
- конфиденциальность всего происходящего в группе;
- как можно больше контактов и общения с людьми;


Разминка: игры, развивающие вербальную активность.
Игра "Ассоциации". Участники по очереди описывают ассоциации к слову, предложенному ведущим или предыдущим играющим. Учитель может сделать этот процесс более экологизированным, т.е. предлагать соответствующие слова-стимулы: дерево, море, пейзаж, фабрика, яд, лес, эколог, воздух, ураган, наводнение, человек и т.д.
Игра "Вопросы и ответы". Ведущий задает вопрос и бросает мячик одному из участников группы, который должен спонтанно дать ответ. Желательны эмоционально значимые вопросы (например: "Что тебя сильнее всего обрадует?", "Как бы ты предпочел отдыхать, если бы мог выбирать?" и т.п.).
В дальнейшем вопросы могут задавать сами участники. Вопросы могут становиться более сложными, проблемными. В результате участники улучшат свои коммуникативные навыки.

Игра "Человеческие достоинства и недостатки".
Участникам по очереди предлагается называть слова, обозначающие различные человеческие достоинства и недостатки. Игры подобного типа ("Настроения", "Названия чувств", "Качества характера") позволяют естественно перейти к содержательной дискуссии. Например, от обсуждения: достоинством или недостатком является "терпимость" - к дискуссии о человеческих взаимоотношениях. Особенно интересными могут быть дискуссии об агрессивности, враждебности в контексте изучения внутривидовой агрессии (работы этологов К. Лоренца, В. Дольника) в современных условиях. Примеры: терроризм, фашиствующие группировки молодежи и т.д.

Экологическая игра "Воспитание ответственности за Землю".
Необходимые материалы: мяч в виде глобуса.
Место: в комнате для проведения занятий, во дворе, на природе.
Текст обращения учителя к участникам игры: Мы живем па Земле, и каждый из нас чувствует себя ответственным за что-то или за кого-то: за своих детей, родителей, друзей, учебу, работу. А чувствуем ли мы себя в ответе за Землю? За то, что происходит с ней, с ее лесами, водами, городами? Или же мы равнодушны, ироничны, пренебрежительны? В ответе мы за это или нет? Давайте подумаем вместе".
Ход игры. Вначале каждый участник письменно приводит свои аргументы, почему он не отвечает за Землю ("я еще недостаточно взрослый"; "это государственная проблема"). И одновременно объясняет, почему он в ответе за природу (" мы с природой составляем единое целое", "любое действие вызывает реакцию").
После того, как все продумают свои аргументы, игру можно начинать.
Учитель берет в руки мяч - "земной шар" - и говорит: "Я Земля. Мои леса засыхают, реки загрязнены, уменьшается количество растений и животных, люди разрушают мои недра. Я - твоя вторая мать, мои поля и леса дают тебе пропитание, мои воды дают тебе жизнь, мои горы дают тебе большое богатство. Я больна, и мне нужна твоя помощь. Если я умру, со мной умрет все. Помоги!"
Затем он бросает мяч кому-нибудь из круга. Тот отвечает: "Я в этом не виноват и не отвечаю за это, я не могу тебе помочь, потому что..." - и называет одну из своих причин. Затем бросает мяч следующему участнику игры.
После того, как мяч побывает в руках у всех играющих, его снова берет ведущий и с теми же вступительными словами бросает кому-нибудь из круга. На этот раз тот, кто держит в руках мяч-глобус, говорит: "Да, я в ответе за это, я виноват, ибо... – перечисляет свои прегрешения, - и я хочу помочь тебе тем, что..." – называет формы своей помощи.
В конце игры, когда каждый в меру своих сил обязался помогать Земле, мяч могут взять в руки одновременно все участники игры и подержать его, представляя Землю чистой, излеченной от недугов.

Тема "КРАСОТА ПРИРОДЫ".
1. Экологическая поэзия.
Вступление учителя: Сегодня мы познакомимся со стихами японских поэтов прошлого. Стихи эти необычные, очень коротенькие - всего три строчки. Называются они хайку.
Каждое стихотворение – маленькая волшебная картинка. Поэт "рисует" ее несколькими мазками, намечая то, что вы сами должны домыслить, дорисовать в воображении. Сами японские поэты часто делали иллюстрации к своим стихам. Хайку, стихи-картинки, с виду очень простые. Но это – кажущаяся простота. В стихах поэтов Японии вы не найдете рифмы. Однако таких поэтов (пишущих без рифмы) найдется немало и в других странах.
Вдоль и поперек исходили японские поэты Страну Восходящего Солнца. Отыскали самые красивые уголки в глубине гор, на морском побережье и воспели их очарование в стихах. Весь жар своего сердца вкладывали они в несколько слогов хайку. Иногда они устраивали состязания: кто лучше сочинит стихотворение о стрекозе, о кукушке или о заходящем солнце.
О чем же можно было писать в хайку, в этих малюсеньких стишках? Да обо всем на свете: о родном крае, о работе, об искусстве, о природе – о летней жаре, о зимних холодах, о букашках-таракашках, о зверях и птицах, о деревьях и травах. Сочиняя хайку, нужно было обязательно упомянуть, о каком времени года идет речь. Книжки хайку тоже обычно делились на четыре главы: Весна", "Лето", "Осень", "Зима". В каждом трехстишии всегда можно было обнаружить "сезонное" словечко. Например, о талой воде, о цветах на сливе и вишне, о соловье, о поющих лягушках говорится в весенних стихах, а в осенних – об алых листьях клена, о пугалах в поле, о печальных трелях сверчка, о хризантемах. Однако если вчитаться повнимательнее, то можно заметить, что повсюду один из главных героев – человек. Поэты Японии в своих хайку стараются рассказать, как человек живет на земле, о чем размышляет, как грустит и веселится.
А еще они помогают нам чувствовать и понимать прекрасное. Ведь в природе все прекрасно: и огромный дуб, и невзрачная травинка, и благородный олень, и зеленая лягушка. Даже мухи и комары, уж на что мелкие создания, а тоже...
Японские поэты учат нас беречь, жалеть все живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по-настоящему жалеть ("дарить милость"), тот никогда не станет добрым человеком. Вы же знаете, как жалко бывает потерявшуюся собаку или бездомного котенка. Но вот некоторым людям этого не понять. Наверное, потому, что их никто в детстве не учил жалеть.
Японские поэты говорят нам: всматривайтесь в привычное – и увидите неожиданное; всматривайтесь в некрасивое – и увидите красивое; всматривайтесь в простое – и увидите сложное; всматривайтесь в частицы – и увидите целое; всматривайтесь в малое – и увидите великое.
Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот чему учит нас поэзия хайку, воспевающая человечность в Природе и одухотворяющая жизнь Человека.
Вот некоторые из этих прекрасных стихов:

Весенние картинки
В талой воде
барахтается ворона –
знамение весны...
Исса

Ливень весенний -
как же преобразился мир!
Как стал прекрасен!
Тиё-ни

Вешние воды.
Кошка упала в поток –
не смогла перепрыгнуть.
Хоро

Совсем как люди
бродят голуби и воробьи
в часы отлива...
Исса

Игры-пантомимы.

Игра "Лесные страхи".
Ведущий: "Великий К. Станиславский советовал актерам развивать воображение при помощи упражнений в действиях с мнимыми предметами, в воображаемых ситуациях. Мы разобьемся на пары и на команды (А и Б). Команда А получает задание (на листке бумаги) воспроизвести какую-либо ситуацию, вызывающую страх у части учащихся. Например: "Укусит клещ, я заболею и умру". Участники изображают сценку (без слов) – пара команды Б отгадывает, что они пытались показать, и уже на словах аргументирование пытается развеять их страхи. Побеждает команда, наилучшим образом себя проявившая".
Можно предложить такие варианты "лесных страхов":
- "Укусит клещ – и я умру";
- "Закусают комары, я заболею, буду вялым и скучным";
- "Закусают оводы и слепни, я буду чесаться и мучиться";
- "Змея укусит, и я умру";
- "Съедят дикие звери";
- "Утону в речке";
- "Меня засосет гнилое болото";
- "Промочу ноги и простужусь";
- "Попаду в грозу, и в меня ударит молния";
- "В лесу измучишься от жажды";
- "Я заблужусь";

Экологическая сказка.
Обращение к мифологической составляющей экологического сознания не случайно: в архаичных культурах знание мифов помогало разрешению проблемных ситуаций. По нашему мнению, подобная форма экокреативности ( сочинение экологических сказок, т.е. современных мифов) может способствовать развитию экологического сознания.
Инструкция: Придумайте экологическую сказку. Это может быть и совершенно новая сказка, и сказка, где встречаются известные сказочные персонажи в необычной ситуации. Вы можете использовать знакомые экологические термины и понятия или обходиться без них. Главное, чтобы герои Вашей сказки решали экологические проблемы.

Экологическая игра "Народная мудрость гласит..."
С целью активизации познавательной деятельности участников группы предложите им провести экологический анализ пословиц и поговорок.
I вариант (если пословиц не менее шести).
Ход игры. Группа делится на две команды, каждая получает по одной пословице.
В течение минуты группы пытаются выявить заключенный в ней смысл или найти подтверждение определенной экологической закономерности. Предложенные варианты выносятся на всеобщее обсуждение.
II вариант (если пословиц не более двух).
Каждая команда предлагает свою версию, свой вариант ответа, затем проводится общая дискуссия.
Приведем пример. Пословица "Больше леса - больше снега, больше снега – больше хлеба" позволяет построить логическую цепочку: лес задерживает снег, препятствует его выдуванию, весной удерживает корнями влагу, в результате чего ближайшие сельхозугодья меньше страдают от ее недостатка.
Можно предложить для обсуждения следующие поговорки:
* Где вода – там и верба, где верба – там и вода.
* Лето два раза подряд одинаковым не бывает.
* Много снега – много хлеба.
* На битой дороге трава не растет.
* Невысок лесок, а от ветра защита.



1. Умственная аэробика.
Ведущий: "Мы всегда испытываем некоторые сомнения, когда психологи говорят нам, что каждый, в том числе и гений, пользуется только 10%'способностей своего мозга. Можно ли с этим что-нибудь поделать? Да. Увеличить свои умственные способности можно с помощью специальных упражнений. Основные принципы "мозговой аэробики" знакомы каждому, кто выполнял какие-либо физические упражнения: разогрев, усиление и – в финале - охлаждение, расслабление. Упражнения займут несколько минут и могут выполняться практически всюду.
I блок. Разминка. Разогрев мозга позволит вам действовать более эффективно, когда это понадобится. Эти упражнения предназначены для того, чтобы помочь таким функциям вашего мозга, как память, способность схватывать смысл, ранжирование приоритетов, визуализация образов.
Упражнения I блока: "Приведение мыслей в порядок".
Упражнение 1. Как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.
Упражнение 2. Произнесите алфавит, придумывая на каждую букву слово ("А – абрикос, Б – бочка..."), причем как можно быстрее. Не задумывайтесь над какой-либо буквой более 30 секунд – двигайтесь дальше!
Упражнение 3. Произнесите 20 мужских (женских) имен (как можно быстрее), нумеруя каждое из них (1 – Иван, 2 – Александр, 3 – Филипп...)
Упражнение 4. То же, что и в упражнении 3, но нумеровать придется 20 видов пищи (1 – яблоко, 2 – салат, 3 – каша...)
Упражнение 5. Выберите одну букву из алфавита и назовите 20 слов, начинающихся с нее, нумеруя их так же, как вы это делали прежде (и снова как можно быстрее) – (1 – морковь, 2 – мать, 3 – море...).
Упражнение 6. Закройте глаза, сосчитайте до 20 и откройте их. Ваш мозг разогрелся и готов к предстоящим трудностям.
II блок. Упражнение "Мозговой спринт". Данное упражнение необходимо выполнить перед началом работы, которая требует особой остроты ума. Время проведения – 5 минут.
Принадлежности: ручка, бумага, таймер (часы).
Возьмите любой печатный текст и выберите первое попавшееся слово в нем, например, слово "дождь" в газетном прогнозе погоды.
В верхней части листка бумаги напишите слово, которое вы выбрали. В течение следующих пяти минут напишите как можно больше фраз, в которых содержится это слово. Ваша задача – писать так быстро, как вы можете, даже если ваши ассоциации выглядят глупо. Через пять минут остановитесь, сосчитайте до 20 и продолжайте вашу работу.

Игра «Лото».
Группа делится на несколько маленьких групп.
Им предлагаются 5-6 больших карт, разделённых на прямоугольники с
записанными на них ответами. Ведущий вынимает маленькую карточку и
читает задание. Та группа, которая обнаружила ответ на большой карте и
считает его правильным, забирает карточку у ведущего и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает та группа, которая раньше всех накрыла все клетки своих карт.

«Индивидуальное лото».
Здесь каждый ученик работает индивидуально.
Ему предлагается большая карта, разделённая на 6 или 9 прямоугольников и набор маленьких карточек. Обучающийся выполняет задание на маленькой карточке и накрывает ею соответствующий ответ на большой карте. Маленькие карточки раскладываются лицевой стороной вниз. Если все вопросы отвечены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой – то условный шифр: рисунок, чертёж, букву. Педагог может легко проверить правильность выполнения работы.