Пояснительная записка к учебному предмету Технология, УМК Школа России, 3 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 27 имени Э.А. Хиля» города Смоленска




Рассмотрено

Руководитель ШМО
учителей начальных классов
МБОУ «СШ № 27 им. Э.А. Хиля»
__________ Л.В. Федулова
ФИО


Протокол №_________
от «__»___________2015 г.

Согласовано

Председатель Методического совета МБОУ «СШ № 27 им. Э.А. Хиля»

_______ Н.П. Исаенко
ФИО

Протокол №_________
от «__»____________2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ № 27 им. Э.А. Хиля»

__________ Е.Н. Лобанова
ФИО


Приказ №_________
от «__»_____________2015 г.

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии
предмет

3 В
класс

Семионенковой Елены Викторовны
ФИО учителя












2015 – 2016 учебный год





Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по учебным предметам (Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011), авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой, входящей в УМК «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России», 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год, рабочая программа рассчитана на 35 часов в год. Учебным планом определена продолжительность учебного года в 35 недель (1 час в неделю – 35 ч)
Цели:
приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
формирование позитивного эмоционально – ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи:
духовно – нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально – исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре; развитие эмоционально – ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;
формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно – психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:
умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;
творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Для реализации программы используется учебно – методический комплекс:
Технология. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова. – М.: Просвещение, 2013
Рабочие программы. 1 – 4 классы: Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. – М.: Просвещение, 2011
Содержание курса
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно – прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности изделия, которые могут быть использованы для праздников, в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.). Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу.
Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.
Планируемые результаты освоения обучающимися рабочей программы по технологии
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно – преобразующей деятельности человека.
3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно – познавательных и проектных художественно – конструкторских задач.
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
ответы на вопросы о материалах и их свойствах, инструментах и правилах безопасной работы с ними;
свойства природных материалов;
различные виды одежды по их назначению, об особенностях школьной формы и спортивной одежды;
свойства пряжи и ткани, способы их производства;
свойства бумаги;
алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков, косых и прямых стежков, шов «через край»;
различные виды украшения одежды – вышивку и монограмму, виды аппликации для украшения изделия;
алгоритм выполнения аппликации;
различные виды ниток;
значение понятия «карнавал», «бионика»;
о бисере, его видах и способах создания украшений из него;
свойства и особенности лески;
значения слов «меню», «порция», «рецепт», «ингредиенты»;
правила сервировки стола к завтраку;
способы приготовления холодных закусок;
о видах магазинов, особенностях их работы и о профессиях кассира, кладовщика, бухгалтера;
правила упаковки и художественного оформления подарков, основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции;
правила построения развёртки при помощи вспомогательной сетки;
о водном транспорте и видах водного транспорта;
об океанариуме и его обитателях на основе материалов учебника;
правила и последовательность работы над мягкой игрушкой;
о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях;
условные обозначения техники оригами, приёмы сложения оригами, их графическое изображение;
основные этапы книгопечатания, характеристику профессиональной деятельности печатника, переплётчика;
о способах общения и передачи информации, о различных видах почтовых отправлений;
о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах;
правила поведения в театре;
правила набора текста.
Обучающиеся должны уметь:
планировать изготовление изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты;
находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия;
осмысливать и объяснять новые понятия;
выполнять технический рисунок, разметку при помощи шаблона, симметричного складывания;
сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и учебной деятельности;
анализировать линии чертежа, конструкции изделия, структуру технологической карты;
организовывать рабочее место, находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы;
выбирать способы крепления скотчем или клеем;
наблюдать и исследовать особенности работы с проволокой, делать выводы о возможности применения проволоки в быту;
составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков;
анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна;
применять знания о свойствах природных материалов, выполнять из природных материалов, пластилина и бумаги объёмную аппликацию на пластилиновой основе;
применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности;
распределять роли и обязанности для выполнения проекта;
проводить оценку этапов работы, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и на её основе корректировать свою деятельность;
составлять и оформлять композиции;
соотносить вид одежды с видом ткани, из которой она изготовлена;
определять, какому изделию соответствует предложенная в учебнике выкройка;
сравнивать свойства пряжи и ткани;
определять виды волокон и тканей, рассказывать о способах их производства;
использовать различные виды аппликации для украшения изделия;
применять в практической деятельности способы украшения одежды («вышивка», «монограмма»);
находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя различные источники;
анализировать и различать виды тканей и волокон;
сравнивать свойства материалов: пряжи и ткани, осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу;
выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике;
находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значениях вязаных вещей в жизни человека, используя материалы учебника и собственный опыт;
использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель;
подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания;
самостоятельно или по образцу создавать композицию на основе воздушных петель;
составлять рассказ о проведении карнавала, обобщать информацию, полученную из различных источников, выделять главное и представлять информацию в классе;
сравнивать особенности проведения карнавала в разных странах;
на практике работать с шаблоном, выкройкой и выполнять разные виды стежков (косых и прямых) и шов «через край»;
находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него;
подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером;
составлять рассказ о профессиональных обязанностях повара, кулинара, официанта, используя иллюстрации учебника и собственный опыт;
определять массу продуктов при помощи весов и мерок;
использовать таблицу мер веса продуктов;
анализировать текстовый план изготовления изделийи на его основе заполнять технологическую карту;
выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи;
анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приготовления;
рассчитывать стоимость готового продукта;
сравнивать способы приготовления блюд (с термической обработкой и без термической обработки);
готовить простейшие блюда по готовым рецептам в классе без термической обработки;
соблюдать меры безопасности при приготовлении пищи;
анализировать рецепт блюда, выделять и планировать последовательность его приготовления, распределять обязанности, презентовать приготовленное блюдо по специальной схеме и оценивать его качество;
выполнять раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой, самостоятельно оформлять изделие, использовать изготовленное изделие для сервировки стола;
находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать её и делать простые выводы;
использовать приёмы приготовления солёного теста, осваивать способы придания ему цвета;
сравнивать свойства солёного теста со свойствами других пластичных материалов (пластилина, глины);
использовать технологию заготовки соломки для изготовления изделия, составлять композицию с учётом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру;
использовать для оформления подарка различные материалы, применять приёмы и способы работы с бумагой, соотносить размер подарка с размером упаковочной бумаги;
находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию;
составлять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания, используя материалы учебника и дополнительные материалы;
анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности;
применять правила построения развёртки при помощи вспомогательной сетки, конструировать геометрические тела для изготовления изделия;
создавать объёмную модель реального предмета, соблюдая основные его параметры (игрушка – автомобиль);
на основе образца готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работы составлять план его сборки: определять количество деталей и виды соединений, последовательность операций;
находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов, составлять рассказ о назначении и использовании мостов;
создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей;
использовать новые виды соединений деталей (натягивание нитей);
осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта, выбирать модель («яхта», «баржа») для проекта, обосновывать выбор, оценивать свои возможности;
составлять рассказ об океанариуме и его обитателях на основе материалов учебника;
различать виды мягких игрушек, соотносить последовательность изготовления мягкой игрушки с текстовым и слайдовым планом, форму морских животных с формами предметов, из которых изготавливаются мягкие игрушки;
изготавливать объёмную модель «Фонтан» из пластичных материалов по заданному образцу, сравнивать конструкцию изделия с конструкцией реального объекта;
анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании;
анализировать, сравнивать профессиональную деятельность лётчика, штурмана, авиаконструктора;
анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реального объекта (вертолёта);
определять и называть основные детали вертолёта, материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели вертолёта;
применять технологию изготовления изделия из папье – маше, создавать изделия в этой технологии;
подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги, создавать украшения из воздушных шаров для помещения;
осуществлять поиск информации о книгопечатании из различных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплётчика;
анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием;
осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации, анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представлять процесс доставки почты, составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты;
осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах, использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками, создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу;
анализировать способы оформления афиши, определять особенности её оформления;
создавать и сохранять документ в программе Microsoft Word, форматировать и печатать документ.