Статья Интеграция здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры.


Интеграция здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания
физической культуры.
«Здоровье-это состояние полного физического, психологического и духовно-нравственного (социального) благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» Данное определение понятия «здоровье», предложенное Всемирной организацией здравоохранения, явилось основополагающей для педагогов МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №9» в работе по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Дети и подростки проводят не менее 1/3 суток в школе и у педагогов школы есть реальная возможность научить ребят заботиться о своем здоровье.
С этой целью авторским коллективом школы была разработана профилактическая программа «Здоровье». Программа представляет собой комплекс организационных мероприятий, процедур и действий, направленных на обеспечение комфортных условий обучения в школе, формирование идеологии здоровья, благополучия учащихся, их родителей и учителей. В программе содержится планирование работы, темы классных часов и родительских собраний. Программа рассчитана на период с 2008 по 2014 годы.
Сильной стороной данной программы является планомерность, поступательность действий учителя по отработке навыков здорового образа жизни, формированию привычек, способствующих укреплению здоровья. Особого внимания заслуживает творческий подход к формам и методам, используемым в ходе проведения занятий: физкультурные паузы с элементами музыко-, цвето-, ароматерапии, релаксационные, дыхательные упражнения.
Программа ориентирована на всех участников образовательного процесса: школьников, родителей, учителей. Очень важно, что в работе предусмотрена совместная деятельность детей и взрослых. Таким образом, помимо чисто практического значения по улучшению качества здоровья учащихся, программа формирует единое информационное пространство для взрослых и детей, а также позитивное общественное мнение, направленное на формирование условий для здоровья и гармонического развития школьников.
В период с 2008 по 2014 годы МАОУ «СОШ №9» являлось центром потенциального роста по созданию здоровьесберегающей образовательной среды для участников образовательного процесса. На базе школы систематически проводились семинары, фестивали. Школа сотрудничала и теперь продолжает сотрудничать с Детской поликлиникой №2,Школой здорового образа жизни, Детским музейным центром, киноцентром, инспекторами ПДН, УФСНО по контролю за оборотом наркотиков, магистрами института непрерывного педагогического образования.
Творческий коллектив школы издал сборники «Минутки здоровья в школе», « Здоровый педагог - успешный педагог»,в которых представлен опыт работы педагогов школы по проблеме сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов. Таким образом, в учреждении создан комплекс условий для развития ребенка и сохранения его здоровья в поурочной, внеурочной деятельности, на занятиях дополнительного образования, в спортивных секциях, на соревнованиях, занятиях лечебной физкультурой.
Одним из главных направлений по проблеме здоровьесбережение является физкультурное образование школьников, которое решает следующие задачи:
Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию:
- формирование правильной осанки;
- развитие различных групп мышц;
- активизация всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, активизация обменных процессов;
2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола развития физических качеств.
3. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков.
5. Совершенствование индивидуальных личностных качеств .
  В начале учебного года учитель по физической культуре устанавливает взаимосвязь с медицинским работником школы, знакомится с результатами медицинских осмотров детей, учитывает в работе показания медработников в листе здоровья школьников.
При планировании и проведении урока учитель опирается на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:
 - рациональная плотность урока;
 -включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
 - оптимальное сочетание различных видов деятельности;
 -выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;
 - формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
 - осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей;
 -создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;
 -включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития;
 - целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.
Учитель ориентируется при проведении уроков на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:
 • принцип двигательной активности;
 • принцип оздоровительного режима;
 • принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;
 • принцип реализации эффективного закаливания;
 • принцип психологической комфортности;
 • принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.
 Для реализации данных принципов используем следующие педагогические методы и приёмы обучения:
 1. Повышение двигательной активности детей.
 2. Эмоциональный климат урока.
Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы оздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"
б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе".
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения.
3.Музыкальная терапия.
Музыка может использоваться как оформление фона урока физической культуры и как сопровождение отдельных его моментов. Тихая мелодичная музыка, используемая в заключительной части урока, обладает седативным (успокаивающим действием, способствующим развитию процессов торможения) действием и нормализует функции сердечнососудистой системы. Ритмичная музыка, применяемая учителем во вводной части урока, вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии на уроке физической культуры придадут школьнику бодрость, улучшат самочувствие, психоэмоциональное состояние.
Для повышения интереса учащихся к физической культуре применяются различные средства и методы: нестандартное начало урока, круговая тренировка, работа по станциям, бег по пересеченной местности, азбука мяча, ролевые игры и т.д.
Урок– игра, урок– путешествие, урок- тренировка, урок-эстафета, урок- поход, сюжетный урок, интегрированный урок - только на таких уроках детям не скучно, только на таких уроках они получают необходимый заряд бодрости и здоровья.
Благоприятный психологический климат на уроке служит показателем успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье.
Помимо участия в городских спортивных мероприятиях в школе проводятся спортивные мероприятия и праздники по плану спортивно- массовой работы: «День бегуна», соревнования по видам спорта между классами по возрастным группам по футболу, баскетболу, волейболу, пионерболу. Традиционными стали: Спартакиада «За здоровую Россию», военно-спортивная игра «Зарница», День защиты детей, «День Здоровья», «Веселые старты», «Спортсмен года».

Вывод: Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.
Важнейшим критерием оценки качества образования является состояние здоровья учащихся.
Для создания здоровьесберегающей образовательной среды необходим системный подход, учитывающий все аспекты образовательной деятельности.
Для построения реальной здоровьесберегающей образовательной среды необходимо активное взаимодействие учащихся, учителей, родителей, представителей местного сообщества с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Используемая литература:
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры.- Ростов: Феникс. 2007.- 245с.
Н. И. Дереклеева Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва. «Вако» 2007г.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / Авт.-сост. С.А. Цабыбин.- Волгоград: Учитель, 2009.- 172
К здоровью через движение. Рекомендации, развивающие игры, комплексы упражнений. Авторы- составители В.Ф. Феоктистова, Л.В.Плиева.Волгоград2008г
Новые технологии физического воспитания. Практическое пособие. Москва.2007г.
Программа «Здоровье» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» на период с 2008 по 2014 годы. Сост. Е.М.Ефимова, С.В. Кузякина, В.А.Степанова.- Великий Новгород: МАОУ ПКС «ИОМКР», 2010.-79с.