Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков


Отчёт АРефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков.
«Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний»
М. М. Бахтин
Процесс обучения и образования не стоит на месте, и в современном обществе их приоритеты постоянно меняются. Изучив Программу курсов и апробировав идеи Программы в школе, я пришла к выводу: традиционные формы обучения устарели, необходимо менять мышление, перестраивать свой процесс обучения, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, удивлять их, заинтересовывать.
Семь модулей заинтриговывали и заставляли меня смотреть вперед, что я буду делать дальше. Новые подходы в преподавании: «обучение через диалог», «обучение тому, как учиться», как учителю начальных классов были более близки. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. [1, стр. 144]
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться. Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. В развивающей образовательной системе реализуется технология проблемно – диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Именно диалог как особый уровень коммуникативного процесса отвечает потребности человека в глубоком личностном контакте. Только в диалоге развивается способность критически мыслить.[1, стр. 154] В беседе, в спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний. Диалог, выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но становится приоритетным принципом образования. Большинство исследователей в составе диалога выделяют мыслительные задачи, которые также называют учебно-познавательными задачами, подразумевающими вопрос, гипотезу, аргументирование, правильный ответ. Диалог при этом является формой мышления. Одним из путей формирования межличностных отношений на уроке является организация парных и групповых форм сотрудничества. Работа в парах – это выполнение учебного задания двумя участниками, где есть возможность взаимодействовать и общаться с одноклассниками, отрабатывать навыки совместной деятельности. Взаимодействуя в паре, ученики совместно решают учебную задачу: договариваются об очерёдности, способах и последовательности выполнения задания; получают совместный результат; вместе оценивают и вдвоём отвечают за его правильность. Обучение сотрудничеству в парах позволяет реализовывать потребность каждого ребёнка в общении с одноклассниками на уроке и на этой основе формировать деловые отношения в классе. Мерсер и Литлтон в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативность в обучении [1, стр. 155].
Раньше, проводя традиционный урок, я объясняла сама тему урока, поэтому беседа в обучении, к сожалению, являлась односторонним процессом общения. Диалог – форма речи, состоящая из процесса обмена информацией между участвующими в нём сторонами. Смысл самого диалога – в его результате. При использовании диалогового обучения на своих уроках, дети обучаются эффективнее. Развивается критическое мышление. Диалоговая организация даёт возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания. [1, стр.112]
В Руководстве для учителя [1, стр.116] отмечено, что лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» рассматривается в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление.
В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то таковой диалог нацелен в основном на класс в целом для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
В целях реализации идеи внедрения семи модулей, в частности диалогового обучения, я провела уроки познания мира в 3 классе. Используемые мною на практике диалогические методы, такие как кумулятивная беседа, исследовательская беседа, показали, что дети более активно включились в процесс обучения через обсуждение изучаемой информации, высказывания своих идей, принятие решений и формирование выводов, их обоснование; а кроме этого учились работать в группе, стремились достичь согласия. На всех четырех уроках использовала групповую форму работы, так как этот вид деятельности дает ребенку эмоциональную поддержку, возможность утвердиться в себе; попробовав свои силы в микроспорах, где нет огромного авторитета учителя.
Каждый урок я начинала с тренингов, которые позволяли настроить учеников на работу, поднять настроение и помогали определить тему и цель урока. Выполняя упражнения «У меня сегодня хорошее настроение», принимали участие все: даже самые стеснительные и тихие ребята высказывались и не боялись ошибиться. Мне понравился этот тренинг тем, что это был простой доступный способ настроить учащихся на успех. «Букет пожеланий» позволил ребятам говорить добрые слова пожеланий и мотивировать их на успех. Услышав добрые слова, в глазах детей зажглась искра радости и надежды получить хорошую оценку. Я слышала реплики детей: «Получить пять», «Будь здоров», «Пусть у тебя будет хорошее настроение» и мне было приятно, что в маленьких детских сердцах сеялась доброта, самоуважение и любовь. Диалог может быть не только словесным, но и общаться можно с помощью жестов и мимики. Раньше, до прохождения курсов, я не знала, как это можно применить на своих уроках. Но в период прохождения практики мне удалось довольно успешно провести в начале урока тренинг «Австралийский дождь». При помощи ритмичных движений учащиеся легко смогли понять, что тема урока будет связана с осадками. Это упражнение было и своего рода физкультминуткой. Так как данный урок стоял в расписании четвертым, у детей рассеивалось внимание, и снижалась работоспособность. «Австралийский дождь» помог мне создать мотивацию для урока.
Зная, что существуют разные типы разговора, я применяла на своих уроках такие упражнения, где ребята могли поспорить, поразмышлять, исследовать, обменяться мнениями. Оказываясь в группах сменного состава у моих учеников, часто возникал спор, который нередко даже приводил к ссоре ее участников. Загадывая на уроках загадки, ребята не приходили к единому мнению ответа, а перебивая друг друга, каждый старался высказаться сам. В будущем я должна отрабатывать навыки учащихся работы в группах. На первом уроке у меня не получилось диалоговое общение в виде спора, я ожидала разные ответы детей, но не думала, что это будет так эмоционально. Чтобы приучить ребят к групповой работе мне приходилось напоминать им о правилах работы в группе. На одном из уроков я постаралась, применяя диалоговое обучение, провести с учащимися «Синквейн». Мои третьеклассники, работая в группах, старались подобрать нужные слова, правильно составить предложения. Такой вид работы я проводила впервые, и мне понравился рабочий шум, увлеченность и погружение в тему урока. Каждый старался внести свою лепту в это упражнение, каждый хотел, чтобы именно его слово было написано на листке. Конечно, весомая роль отводилась эрудированным всесторонне развитым ученикам. У них был большой запас слов, правильная формулировка, и те группы, в которых были такие ученики, легко смогли справиться с заданием. Одна группа по своему составу включала в основном слабых учащихся, они выполнили не все задание и спора в их группе не наблюдала. Но согласия с тем, что предлагали и на что опирались было для них успешным результатом. Проводя такого рода работу, я сделала вывод, что когда мои ученики спорят, не соглашаются, атмосфера соперничества сильнее, чем атмосфера взаимодействия. При изучении новой темы я была не лидером, а направляющим. Я давала ученикам задания, где они задавали друг другу вопросы, принимали ответы, соглашались с ними, а если не соглашались, то спокойно высказывали свое мнение. Они обсуждали также и вопросы, которые задавала я. На одном из уроков я задала вопрос: «Что необходимо чтобы на земле существовала жизнь?» Вопрос был интересным, и я услышала разные ответы. Говорили все, никто не стеснялся, не было скованности и боязни. Учащиеся говорили по теме, и меня порадовало, что они смогли подобрать слово, которое было ключевым по новой теме. Ребята вели разговор, делились своими знаниями, но никто никого не критиковал, никто ни над кем не смеялся. Беседа при изучении темы помогает лучше усвоить материал не только со слов учителя, как это было раньше, но и со слов одноклассников. Общаясь друг с другом, в процессе обучения на понятном детском языке ребенок лучше запоминает и применяет в будущем то, что он понял. Например, на одном из уроков я предложила детям придумать ассоциации к слову вода. Ученики легко назвали реки и озера, моря и океаны, ручейки и лужи. Определили свойства воды, дали характеристику. И в итоге, от общего перешли к частному, научились синтезировать, выделять главное, и я поняла, таким образом, они могут работать не только на уроке познания мира, но и на других предметах. Диалоговое обучение это модуль, который позволил мне определить способного ученика. Такой вывод я сделала при постановке вопросов высокого и низкого порядка. Вопросы по теме были разнообразные и соответственно разнообразные были и ответы. Денис К. рассуждал, обосновывал, приводил примеры, отвечая на вопрос. Его ответ был содержательным и полным. Александр П. отвечал по теме, но без доводов и рассуждений. Его ответ был основан на материале ученика. А вот Шынгыс Ж. давал односложные ответы, старался быть кратким и немногословным. Дети все разные по темпераменту, поведению, успеваемости. Соответственно разные у них и ответы, разное мировоззрение. Но я думаю, что так и должно быть, потому что если бы у ребят были одинаковые ответы, процесс обучения был бы не интересным, а так Шынгыс стремился получить хорошую оценку и дать хороший ответ. Денис, чтобы расширить свой кругозор искал дополнительную информацию в интернете, энциклопедии, справочниках. Саша П. равнялся на Дениса К.. Исследовательский тип беседы был одним из понравившихся типов разговора на моих уроках. Мне понравилось, что при объяснении ребята меня внимательно слушали, последовательно не перебивая друг друга, задавали вопросы. Участвовали все. Когда учащиеся исследовали свойства воздуха, они надували воздушные шарики и выпускали воздух. Это занятие привело к общению, обмену мнений, атмосфере доверия, обмену информации. Мои ученики поняли свойства воздуха, они обменивались мнениями, своими ощущениями и урок им очень понравился. Эта увлеченность ребят помогла мне не только при объяснении темы, но и применении практики. Исследовательский тип беседы побудил моих учеников самим добывать знания, делать выводы. Помимо этого ребята относились с уважением друг к другу. Если был спор, то была и причина. Когда изучали тему вода, ученики смогли определить ее свойства. Наливая воду в стакан, чашку и блюдце они делали самостоятельные выводы, доказывали, сравнивали и приходили к единому мнению. Таким образом, я пришла к выводу, что спор, кумулятивная беседа, исследовательская беседа, помогают ученику развить речь, получить знания и применить их на практике. Даже пассивный ученик действует, ищет пути решений, совершенствуется. Через диалоговое обучение прослеживается саморегуляция ученика. Он направлен на самостоятельные действия, где он сам изучает материал, и здесь не нужны наставления учителя, упорство родителей и личное безделье. Развитию мышления при применении модуля новые подходы в преподавании и обучении: «диалоговое обучение», способствует и умение слушать. На своих уроках ребята просматривали видеоролик по темам. Это побуждало сосредоточить внимание, расширить кругозор, развить речь. Такой вид работы нравился ученикам, это делало занятия разнообразным и интересным. Я подбирала видеоролики, которые заинтересовывали ученика и побуждали его к действиям и мыслям по теме урока. Глядя, как каждая группа обсуждает увиденное, я делала вывод, что ученики учатся слушать и слышать. Слушать друг друга так же важно, как и сконцентрировать свое внимание над тем, что тебе объясняют или говорят. Я радовалась тому, что мои занятия были полезны и продуктивны, разные виды и формы деятельности способствовали получению, пониманию, применению новых знаний. Ребята могли креативно мыслить, уважать и ценить друг друга. Мне понравилось, что менее способные ученики были активны, пусть не в такой степени как учащиеся, имеющие прочный фундамент знаний. Через диалог, когда ученики отвечали, обогащалась их речь, исчезали ненужные слова, совершенствовалась культура. Я как учитель, способствовала тому, чтобы эти качества были присущи моим ученикам и в дальнейшей учебе. На своих занятиях я постараюсь систематизировать диалоговое обучение через приемы критического мышления, и оценивания для обучения. Проводя рефлексию, каждый ученик делал самоанализ своей работы. Кто-то был объективным, кто-то нет. Одни могли высказать свои убеждения по поводу своей работы и работы своих товарищей; а кто-то просто пожимал плечами. Проводя живой микрофон в конце урока, ученики не всегда были объективны, но при помощи моей корректировки могли дать справедливую оценку. Диалоговое обучение через оценивание очень важно на уроке. Каждому ребенку хочется видеть и слышать результат своего труда, своей работы. И здесь главное для меня как учителя новатора, учителя наставника, быть справедливым, объективным, чтобы на следующее занятие ученик пришел с радостью, с надеждой на успех.
Анализируя свои уроки, я увидела, что прослеживаются следующие достижения:
- стала улучшаться речь учеников в диалоге. Они грамотно стали применять термины, передавать логику предмета. - в диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему.
- появилась тенденция приводить свои, а не книжные примеры.
- ученики стали спокойно вступать в диалог, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя.
- приобрело новое значение слово «контроль». Теперь для детей это не выставление оценки, а постоянная и непрерывная коррекция письменной и устной речи, практических навыков.
Литература:
1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012