Тематическое планирование по окружающему миру А.Плешаков, М.Новицкая

Окружающий мир
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012 г. № 1060, от 29 декабря 2014 г. №1643).
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общая характеристика курса
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей является идея единства мира природы и мира культуры. С этой позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения школьниками окружающего мира: природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Описание места курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом на изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 260 ч: 1 класс – 50 ч (33 учебные недели), 2,3 и 4 классы – по 68 ч (34 учебные недели). Но так как в графике учебных занятий организации закреплено 35 учебных недель, то в программу добавлено по 2 часа, поэтому на изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2-4 классах отводится по 70 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и т.д.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного  многообразия России и мира.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.  
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа. Синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности. Элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, измерение, опыт и др.).
Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Окружающий мир. Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя.
Младший школьник. Режим дня школьника. Дорога от дома до школы. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях. Младший школьник и семья. Труд и отдых в семье. Хозяйство семьи. Деньги. Сверстники, друзья. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.
Природа. Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 - 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, Предсказание погоды.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ (на примере воды, воздуха). Разные состояния воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана (на примере наиболее распространенных водоемов местности, края).
Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Почва, ее значение для жизни. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения (на примерах животных, обитающих в данной местности). Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах).
Природные сообщества родного края (2-3). Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2-3 природных зон.
Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (определение представителей растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление).
Правила поведения в природе.
Общество. Человек - член общества. Россия - наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – основной закон РФ. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Москва - столица России (название основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России (2 - 3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2 - 3): обычаи, характерные условия быта.
История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические события; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
Родной край - малая Родина. Родной город (село), регион (область, республика, край), название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Земля - планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общие представление о влиянии на земную жизнь). Земля - планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте). Опыт практической деятельности.
Опыт практической деятельности
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Возможные способы участия в природоохранной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе.
Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)



















Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по окружающему миру

Содержание курса
Тематическое
планирование
Основные виды учебной деятельности обучающихся

Человек и природа (108 ч)

Природа это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.
бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (23 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями

Времена года (12 ч)
Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (похолодание, листопад, отлёт перелётных птиц, подготовка зверей к зимовке). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (короткая продолжительность дня, низкое солнце, холод, замерзание воды, особенности зимней жизни птиц и зверей). Погода зимой.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (увеличение продолжительности дня, высокое солнце, тепло, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилёт птиц, весенние растения). Погода весной.
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (длинный день, высокое солнце, тепло, цветение растений, потомство у животных).
Экскурсия «Времена года в нашем крае».
Природа вокруг нас (15 ч)
Растения живые организмы. Роль растений в очищении воздуха и обеспечении пищей животных.
Животные живые организмы. Отличия животных от растений подвижность и чувствительность. Вода и пища условия для жизни животных.
Дикие и одомашненные растения и животные. Уход человека за одомашненными растениями и животными. Их многообразие и важные для человека свойства.
Использование человеком богатств природы (солнце, ветер, вода, почва, лес, дикие растения и животные). Значение природы для существования всего живого на Земле.
Правила поведения в парке, в лесу, на реке и озере. Бережное отношение к окружающему миру.
Отдельные факты из истории развития отношения человека к природе («укрощение» огня, культура земледелия, одомашнивание животных).
Природа неживая и живая (24 ч)
Природа это весь многообразный мир, который окружает человека и может существовать без его участия. Знакомстве с природными объектами и изделиями (искусственными предметами). Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Неживая и живая природа. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха (не виден, не имеет запаха; летуч; занимает форму любого сосуда; легко сжимается; является условием горения благодаря наличию в нём кислорода). Значение воздуха для растений, животных, человека.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Вода. Свойства воды (текуча; не имеет цвета и запаха; принимает форму любого сосуда); состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов, человека. Круговорот воды в природе. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые родного края (23 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.









Почва, её состав, значение для живой природы, хозяйства человека; плодородие как главное свойство почвы.


Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода, минеральные вещества почвы). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения (на примере растений своей местности). Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы: съедобные и ядовитые (на примере своей местности). Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери (на примере животных своей местности), их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Обмен информацией между животными в природе. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Экскурсия «Разнообразие растений и животных» в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края, при наличии условий).


Единство живого и неживого (10 ч)
Разнообразие веществ в окружающем мире.
Круговорот веществ.

Природные сообщества (лес, луг, водоём). Взаимосвязи в сообществе растений и животных: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).
Экскурсия «Природные сообщества родного края».
Человек часть природы (5 ч)
Природа - источник удовлетворения потребностей людей: хозяйственных, эстетических, нравственных. Зависимость жизни человека от природы, обеспечение его физического и нравственного здоровья. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Тело человека (12 ч)
Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Правила измерения температуры тела
человека. Телефоны экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог, обмораживание, перегрев).





Наша страна на карте и глобусе (30 ч)
Солнце ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план (общее знакомство). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Карта России. Знакомство с важнейшей географической номенклатурой своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как при-
чина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком.





Природные зоны России: общее представление, знакомство с 23 природными
зонами (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Экскурсия «Формы земной поверхности»
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Описывать сезонные изменения в природе.
Характеризовать признаки времён года.
Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае».
Оценивать с опорой на личный опыт воздействие природы в определенное время года на настроение человека, его внутренний мир и состояние его здоровья.
Анализировать народные приметы, связанные с погодой, проверять их достоверность.














Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние дикие животные; культурные дикорастущие растения.
Анализировать примеры использования человеком богатств природы.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере).
Оценивать конкретные примеры поведения в природе.













Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.
Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.
Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.
Приводить примеры веществ, описывать их.





Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха.
Оценивать чистоту воздуха, необходимую для здоровья человека, растений, животных, в своём городе (селе).
Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде.
Соотносить свои наблюдения о погоде с опытом народов своего края, отражённым в приметах и пословицах.
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра.
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.
Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе. Оценивать чистоту воды в водоёмах и в системе водоснабжения своего края.


Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).
Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края.

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Оценивать плодородие почвы своего края.
Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия (на примере своей местности).
Определять части цветкового растения.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).
Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности).
Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.
Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).
Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.
Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).
Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Приводить примеры веществ.
Различать и характеризовать
твёрдые тела, жидкости и газы.
Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.
Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма).
Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.


Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.
Различать правильные и неправильные формы поведения в природе.
Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.






Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.
Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.
Измерять температуру тела, вес и рост человека.
Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.


Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли.
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.
Объяснять (характеризовать)
движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.


Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).
Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.
Сравнивать и различать разные формы водоёмов.
Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия.
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности.
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.
Оценивать уровень своего интереса к изученным темам.
Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.

Человек и общество (108 ч)

Общество совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности основа жизнеспособности общества.
Человек член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение
к чужому мнению. Человек - создатель и носитель культуры. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании
средствами массовой информации в целях сохранения духов но- нравственного здоровья.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни
общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва столица России. Святыни Москвы святыни России. Достопримечательности
Москвы: Кремль, Красная площадь. Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте.
Города России. Санкт- Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм.
буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения
из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами с контрастными особенностями (3-4 страны): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе. Личная ответственность человека за укрепление своего здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей нравственный долг каждого человека

Я школьник (7 ч)
Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений с взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.



Правила безопасной жизнедеятельности (7 ч)
Личная гигиена школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

















Моя Родина (11 ч)
Семья самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Родной город, село. Домашний адрес. Главные достопримечательности населённого пункта. Занятия людей. Знакомые школьнику профессии на примере своего населённого пункта. Городской транспорт. Правила уличного движения - гарантия безопасности на улицах города.
Название родной страны. Государственный флаг России, значение цветов флага. Общее представление о флагах республик РФ. Москва - столица России. Красная площадь и Кремль - главные достопримечательности Москвы.
Праздничные дни России и родного города: День города, Новый год, Рождество, 8 Марта.
Экскурсия к одной из достопримечательностей родного города (села).







Родной край частица Родины (15 ч)
Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Родной регион (область, край, республика) и его
местонахождение на карте. Название административного центра региона. Народы, населяющие регион (по выбору). Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов (2-3).
Некоторые яркие и важные события из истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с некоторыми особенностями быта народов региона (по выбору).












Человек член общества (3 ч)
Отличия человека от животного. Взаимоотношения между людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей. Человек создатель и носитель культуры.













Значение труда для человека и общества (5 ч)
Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, теле-
фон. Телефоны экстренной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Экскурсия на одно из предприятий родного края.












Наша родина Россия, Российская Федерация (27 ч)
Государственная граница России. Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Названия разных народов (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам, языкам, традициям, религии. Русский язык - государственный язык нашей страны.
Расположение Москвы на карте России. Основание Москвы, происхождение названия, герб столицы. Москва - столица России и центр управления страной. Некоторые достопримечательности столицы России Большой театр, стадион Лужники, московское метро и др.
Города России. Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру 1 - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Государственный герб России, Государственный гимн России. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан России. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Федеральное собрание. Государственные и всенародные праздники России (продолжение): День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей.
Очная или заочная (с помощью ИКТ) экскурсия в Москву, Санкт-Петербург, по городам Золотого кольца России (по выбору).
Страницы истории Отечества (27 ч)
Что такое история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные
исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Понятие «честь страны».
Очная или заочная экскурсия в дом-музей выдающегося человека России (по выбору).











Страны и народы мира
(6 ч)
Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.
Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности

Знакомиться с учителем и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края.
Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений с взрослыми, сверстниками.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.
Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Практическая работа: составлять
режим дня в группах.
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, своё место в классе и т. п.).
Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой).
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.
Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе.
Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного поведения на дороге).
Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Оценивать свои личные качества и их проявления в семье.
Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях, святынях родного города (села).
Оценивать уровень своего интереса, характер эмоционально-эстетического впечатления от увиденного.
Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.
Знакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).
Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России.
Находить в тексте учебника нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях и святынях Москвы, праздничных днях России.
Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанным с религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города (села).
Оценивать личный вклад в подготовку и проведение праздника, свои впечатления от участия в нём.


Практическая работа: составлять
вместе со старшими родственниками родословного древа семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье.
Знакомиться по словарям личных
имён и фамилий со значениями имён и фамилий своей семьи (рода).
Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.
Осмысливать значение понятий: малая родина. Родина, Отечество, Отчизна.
Находить на карте России родной регион.
Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням родного региона.
Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.


Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных источников знаний
(словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.
Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием.
Приводить примеры и демонстрировать образцы культуры общения во взаимоотношениях людей.
Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности.
Оценивать реальные и игровые ситуации общения.


Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.
Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.
Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности.
Раскрывать возможности средств массовой информации, в том числе в игровой ситуации.
Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном.
Записывать телефоны экстренной помощи.
Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта.
Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.



Находить и показывать территорию России, её государственную границу на глобусе.
Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религии.
Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков.
Показывать местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3 города) на карте России.
Соотносить иллюстрации, видеокадры достопримечательностей и святынь Москвы, Санкт-Петербурга со словесным описанием их особенностей.
Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.
Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.
Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран.
Описывать элементы герба Москвы.
Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ.
Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации.
Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко-культурного наследия.
Рассказывать о праздничных днях России, готовить сообщение на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.
Наблюдать (в родном городе, крае) исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.





Пересказывать своими словами части текста учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать полученные сведения.
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.
Практические работы: с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов одежду, макеты памятников архитектуры и др.
Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества.
Представлять образ одного из выдающихся соотечественников как возможный пример для подражания.
Оценивать значимость его жизни и деятельности для себя лично.

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.
Обсуждать особенности 2-3 стран мира.
Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, носителям других национально-культурных и духовных традиций.
Строить диалог с представителями других народов с учётом уровня владения ими русским языком, оказывать помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, посильную помощь в учебной и внеклассной деятельности





















Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по окружающему миру
№ п/п
Дата
Раздел
Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся


По
плану
Факт




1
1.09

Мы и наш мир
Что такое окружающий мир. Природа.
Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления. Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради для 1 класса. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить природных объектов. Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Различать предметы культуры и произведения культуры. Определять и называть органы чувств. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств.

2
2.09


Урок-игра


3
8.09


Неживая и живая природа.


4
9.09


Урок-игра


5
15.09


Культура. Природа в творчестве человека.


6
16.09


Урок-игра


7
22.09


Мы - люди. Как мы общаемся с миром.


8
23.09


Урок-игра


9
29.09


Люди - творцы культуры. Обобщение по разделу.


10
30.09

Наш класс.
Урок-игра
Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, XX века. Описывать своими словами образ учителя в картине. Определять комнатные растения класса. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Подбирать обобщающее животных каждой группы, выявлять их существенные признаки.

11
6.10


Наш класс в школе. Мы - дружный класс.


12
7.10


Урок-игра


13
13.10


Учитель - наставник и друг. Природа в классе.


14
14.10


Урок-игра


15
20.10


Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы?


16
21.10


Урок-игра


17
27.10


Мир за стеклянным берегом. Кто у нас еще живет? Какие бывают животные.


18
28.10


Урок - игра


19
10.11


Делу - время.


20
11.11


Книга - друг и наставник.


21
17.11


Потехе - час.


22
18.11


Обобщение по разделу.


23
24.11

Наш дом и семья.
Мы в семье.
Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводить примеры пословиц и поговорок о семье. Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи. Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой природы. Определять названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде. Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их. Различать овощи и фрукты. Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе. Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений. Определять породы собак, кошек (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы. Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких домашними. Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей.

24
25.11


Моя семья - часть моего народа.


25
1.12


Природа в доме.


26
2.12


Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.


27
8.12


Красивые камни в нашем доме.


28
9.12


Комнатные растения у нас дома.


29
15.12


Выйдем в сад.


30
16.12


Овощи и фрукты на нашем столе.


31
22.12


Про хлеб и кашу, про чай и кофе.


32
23.12


Дикорастущие и культурные растения.


33



Собака в нашем доме.


34



Кошка в нашем доме.


35



Дикие и домашние животные.


36



С утра до вечера.


37



Обобщение по разделу.


38


Город и село.
Красота любимого города.
Определять значение слов «земляки», «горожане» путем сравнения однокоренных с ними слов. Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности. Определять деревья и кустарники своего города. Называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам. Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках. Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях.

39



Мы в городе.


40



Красота села.


41



Мы в селе.


42



Город – сад.


43



Что растет в городе.


44



Чудесные цветники.


45



В ботаническом саду.


46



В зоопарке.


47



Войдем в музей!


48



Мы помним наших земляков.


49



Все профессии важны.


50



Обобщение по разделу.


51


Родная страна.
Россия - наша Родина.
Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы. Объяснять, что такое Красная книга. Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России.

52



Природа России.


53



Москва – столица России


54



Мы – семья народов России


55



Охрана природы.


56



Красная книга России.


57



Заповедные тропинки.


58



Обобщение по разделу.


59


Человек и окружающий мир.
Взгляни на человека!
Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки). Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках в красках соответствующих цветов.

60



Всему свой черед.


61



У каждого времени свой плод.


62



Я - часть мира.


63



Обобщение по разделу.


64



Резервные уроки


65



Резервные уроки


66



Резервные уроки














































Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по окружающему миру


№ п/п
Дата
Раздел
Тема урока
Стр.



По
плану
Факт





1
1.09

Мы и наш мир
Что такое окружающий мир. Природа.
4-5


2
2.09


Урок-игра
6-7


3
8.09


Неживая и живая природа.
8-9


4
9.09


Урок-игра
10-13


5
15.09


Культура. Природа в творчестве человека.
14-15


6
16.09


Урок-игра
16-17


7
22.09


Мы - люди. Как мы общаемся с миром.
18-21


8
23.09


Урок-игра
22-23


9
29.09


Люди - творцы культуры. Обобщение по разделу.
24


10
30.09

Наш класс.
Урок-игра
26-27


11
6.10


Наш класс в школе. Мы - дружный класс.
28-29


12
7.10


Урок-игра
30-31


13
13.10


Учитель - наставник и друг. Природа в классе.
32-33


14
14.10


Урок-игра
34-35


15
20.10


Как ухаживать за комнатными растениями. Что растет у школы?
36-37


16
21.10


Урок-игра
38-39


17
27.10


Мир за стеклянным берегом. Кто у нас еще живет? Какие бывают животные.
40-41


18
28.10


Урок - игра
42-43


19
10.11


Делу - время.
44-45


20
11.11


Книга - друг и наставник.
46-47


21
17.11


Потехе - час.
48-49


22
18.11


Обобщение по разделу.
50


23
24.11

Наш дом и семья.
Мы в семье.
52-53


24
25.11


Моя семья - часть моего народа.
54-55


25
1.12


Природа в доме.
56-57


26
2.12


Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.
58-59


27
8.12


Красивые камни в нашем доме.
60-61


28
9.12


Комнатные растения у нас дома.
62-63


29
15.12


Выйдем в сад.
64-65


30
16.12


Овощи и фрукты на нашем столе.
66-67


31
22.12


Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
68-71


32
23.12


Дикорастущие и культурные растения.
72-73


33



Собака в нашем доме.
74-75


34



Кошка в нашем доме.
76-79


35



Дикие и домашние животные.
80-83


36



С утра до вечера.
84-87


37



Обобщение по разделу.
88


38


Город и село.
Красота любимого города.
4-7


39



Мы в городе.
8-9


40



Красота села.
10-13


41



Мы в селе.
14-17


42



Город – сад.
18-19


43



Что растет в городе.
20-21


44



Чудесные цветники.
22-23


45



В ботаническом саду.
24-25


46



В зоопарке.
26-27


47



Войдем в музей!
28-31


48



Мы помним наших земляков.
32-33


49



Все профессии важны.
34-37


50



Обобщение по разделу.
38


51


Родная страна.
Россия - наша Родина.
40-43


52



Природа России.
44-45


53



Москва – столица России
46-47


54



Мы – семья народов России
48-51


55



Охрана природы.
52-53


56



Красная книга России.
54-55


57



Заповедные тропинки.
56-57


58



Обобщение по разделу.
58


59


Человек и окружающий мир.
Взгляни на человека!
60-61


60



Всему свой черед.
62-65


61



У каждого времени свой плод.
66-69


62



Я - часть мира.
70-71


63



Обобщение по разделу.
72


64



Резервные уроки



65



Резервные уроки



66



Резервные уроки
















































Описание материально-технического обеспечения учебного предмета
«Окружающий мир»

Плешаков А. А, Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Учебник. 1- 4 класс. В 2 ч.
Плешаков А. А, Новицкая М. Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1- 4 класс. В 2 ч.
Ижевский П. В. Окружающий мир. ОБЖ. Рабочая тетрадь. 1- 4 класс.
Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Плешаков А. А. От Земли до неба. Атлас – определитель. Книга для учащихся начальных классов
Плешаков А. А., Александрова В. П., Борисова С. А. Окружающий мир. Поурочные разработки: 1 класс.
Плешаков А. А. Окружающий мир. Поурочные разработки: 2 - 4класс
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения
Плакаты по основным темам (природные сообщества, природные зоны и т.д.)
Портреты выдающихся людей России (политические деятели, писатели, военачальники и т.д)
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы.
Технические средства обучения и оборудование кабинета
Цифровые информационные источники
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Экранно-звуковые пособия
Телевизор
Магнитофон
DVD-плейер
Оборудование класса
Ученические двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский, стол компьютерный
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстрации в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т.д), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы ( в том числе цифровые) и т.п.
Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг).
Модель «Торс человека с внутренними органами».
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Муляжи овощей, фруктов, грибов ( с учетом содержания обучения).
Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения, животные).




15