Календарно — Тематическое планирование по предмету Окружающий мир 2 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру, авторской программы А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2011г. К учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. В 2 ч.. М.: «Просвещение», 2012г
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе
следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Программа рассчитана на 270 ч:
1 класс — 66ч (33 учебные недели),
2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса:
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
определять основные стороны горизонта с помощью компаса;приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Методическое обеспечение:
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2012
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: «Просвещение»,2012 г
3. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 2 класс. ФГОС
№ урока Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности учащихся Планируемые результаты Формы контр. Вид занятия
Наглядные пособия Дата
Раздел «Где мы живём» 4 часа 1. Родная страна.
Имя родной страны –Россия, или Российская Федерация. Государственные символы России:герб,флаг,гимн.
Россия-многонациональная страна. Государственный язык. -Понимать учебные задачи раздела и урока, стремиться их выполнить;
-различать государственные символы России (герб,гимн,флаг), отличать герб и флаг от гербов и флагов других стран, исполнять гимн России.
-анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны;
- формулировать выводы из изученного материала.
- узнавать государственную символику РФ и своего региона;
- определять родственные связи в семье;
- находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками. Текущий Урок коррекции знаний,
умений и навыков
Таблицы,
Электрон
ное приложение 2. Город и село. Проект «Родной город (село)» -Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить;
-сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
- Распределять обязанности по выполнению проекта;
- собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе;
-оформлять стенд, мультимедийную презентацию;
-оценить свои достижения в реализации проекта. Защ. проект. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 3. Природа и рукотворный мир. уметь объяснять мир:
Текущ .Урок увоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 4. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Урок- зачёт Урок  актуализации
знаний и умений
( урок повторения)
5 Неживая и живая природа. Характеризовать влияние человека на природу. Оценивать личную роль в охране природы Текущ .Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 6 Явления природы. развития – уметь объяснять мир:
Текущ. Урок комбинированный
Таблицы,
Электрон
ное приложение 7 Что такое погода Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно Текущ. Урок комбинированный
8 В гости к осени (экскурсия) Практич раб. Урок усвоения
новых знаний
9 В гости к осени Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Практич раб. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 10 Звёздное небо Знать планеты солнечн.системы . Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 11 Заглянем в кладовые Земли Использование на практике основных правил познания окружающего мира
Обсуждение правил здорового образа жизни. Текущ. Таблицы,
Электрон
ное приложение 12 Про воздух Знать основные св-во воздуха. Текущ. Урок усвоения
новых знаний
13 … И про воду Уметь применять в жизни получ. знания на уроке. Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 14 Какие бывают растения проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
Презент Урок коррекции знаний,
умений и навыков Таблицы,
Электрон
ное приложение 15 Какие бывают животные Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Презент. Урок коррекции знаний,
умений и навыков 16 Невидимые нити Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 17 Дикорастущие и культурные растения - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
Текущ. Урок комбинированный Таблицы,
Электрон
ное приложение 18 Дикие и домашние животные Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, Защ. презент. Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
19 Комнатные растения Уметь называть комнатные растения в классе и дома. Текущ. Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
Таблицы,
Электрон
ное приложение 20 Животные живого уголка - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- строить понятные для партнера высказывания Практич работа. Урок коррекции знаний,
умений и навыков
21 Про кошек и собак Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных поПрезент .Урок комбинированный Таблицы,
Электрон
ное приложение 22 Красная книга Знать животн .и растен из Красной книги Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 23 Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» Защита проектов Урок коррекции знаний,
умений и навыков
Таблицы,
Электрон
ное приложение 24 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Урок-зачёт. Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
Жизнь города и села (10ч) 25 Что такое экономика Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 26 Из чего что сделано Определение из каких веществ состоят предметы. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств веществ Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 27 Как построить дом Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Текущ Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 28 Какой бывает транспорт Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Правила пользования транспортом.
Практ.
раб. Урок комбинированный Таблицы,
Электрон
ное приложение 29 Культура и образование Уметь называть профессии в сфереобразования и культуры. Презент. Урок комбинированный Таблицы,
Электрон
ное приложение 30 Все профессии важны. Проект « Профессии» Защ.
проектов Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
31 В гости к зиме (экскурсия) Описывать сезонные изменения в природе.
Характериз-вать признаки времен года
Практ.
раб. Урок комбинированный 32 В гости к зиме Описывать сезонные изменения в природе.
Характериз-вать признаки времен года
Текущ. Урок комбинированный Таблицы,
Электрон
ное приложение 33 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Урок-зачёт Урок контроля
знаний и умений
34 Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии» Защ.
проектов Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
Таблицы,
Электрон
ное приложение Здоровье и безопасность (9 ч) 35 Строение тела человека Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем
Практ .работа Урок усвоения
новых знаний
36 Если хочешь быть здоровРежим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы. Текущ. Урок комбинированный Таблицы,
Электрон
ное приложение 37 Берегись автомобиля! Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. Текущ. Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
Таблицы,
Электрон
ное приложение 38 Школа пешехода Меры безопасности в домашних условиях Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 39 Домашние опасности Текущ. Урок коррекции знаний,
умений и навыков Таблицы,
Электрон
ное приложение 40 Пожар! Противопо-жарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире. Практ. работа Урок комбинированный 41 На воде и в лесу Правила поведения у водоёмов. Текущ. Урок комбинированный Таблицы,
Электрон
ное приложение 42 Опасные незнакомцы Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми. Текущ. Урок комбинированный Таблицы,
Электрон
ное приложение 43 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Викторина Урок контроля
знаний и умений
44 Наша дружная семья
Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Текущ. Урок коррекции знаний,
умений и навыков
Таблицы,
Электрон
ное приложение 45 Проект «Родословная»
Защ.
проектов. Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
46 В школе
Знать правила поведения в школе. текущУрок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 47 Правила вежливости
. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.
Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 48 Ты и твои друзья
Правила поведения в гостях
и приём гостей.
Как вести себя за столом Текущ. Урок комбинированный 49 Мы – зрители и пассажиры
Правила поведения в гостях
и приём гостей.
Как вести себя за столом Текущ. Урок комбинированный Таблицы,
Электрон
ное приложение 50 Проверим себя и оценим свои достижения по раделу «Общение»
Урок-зачёт. Урок контроля
знаний и умений
Путешествия (18 ч) 51 Посмотри вокруг Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Текущ. Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
Таблицы,
Электрон
ное приложение 52 Ориентирование на местности Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.
Определение сторон горизонта по компасу Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 53 Ориентирование на местности Урок комплексного применения
знаний и умений ( урок закрепления)
Таблицы,
Электрон
ное приложение 54 Формы поверхности Знать:
-формы земной поверхности;
-условные обозначения сторон горизонта Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 55 Водные богатства Учиться планировать учебную деятельность на уроке Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 56 В гости к весне (экскурсия) Практ. работа Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
57 В гости к весне Учиться планировать учебную деятельность на уроке Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 58 Россия на карте Знать:
название родной страны;
-условные обозначения сторон горизонта;
Ф. И. О. первого космонавта, 2-3созвездия.
Уметь показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,реки.Презент. Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
Таблицы,
Электрон
ное приложение 59 Проект»Города России» Защита презент. Урок коррекции знаний,
умений и навыков 60 Путешествие по Москве Уметь:
-показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря,реки;
Презент. Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
Таблицы,
Электрон
ное приложение 61 Московский Кремль Знать достопримечательности Москвы.
Уметь:
— показывать на карте город Москву - столицу России;
- называть 2-3 достопримечательности. Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 62 Город на Неве Знать достопримечательности города на Неве.
Уметь:
- показать на карте город на Неве;
- называть 2-3 достопримечатель-
ности. Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 63 Путешествие по планете Знать страны мира.
Уметь:
— ориентироваться на местности спомощью компаса;
- показывать на карте, глобусе мате-
рики, океаны, горы, равнины, моря,
Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 64 Путешествие по материкам – умение определять своё отношение к миру. Текущ. Урок усвоения
новых знаний
Таблицы,
Электрон
ное приложение 65 Страны мира. Проект «Страны мира.»– умение определять своё отношение к миру. Защита проектов Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений
66 Впереди лето текущ67 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Урок= экзамен Урок контроля
знаний и умений
68 Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» Защита проект. Урок систематизации и
обобщения  знаний и умений