Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир 4 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 152»



Утверждаю Согласовано Принято
Директор МКОУ С(К) Зам. директора по УВР решением педагогического
школа-интернат № 152 Н.Н.Лысенко совета
С.В.Горлатых протокол №
____________________ _____________________ ______________________

« .» 20.г « .» 20.г от « » 20..г






Календарно-тематическое
планирование по предмету
«Окружающий мир» для детей с ОВЗ
4 класс
УМК «Школа России»








Составитель:
Бернацкая Т. В. –
учитель начальных классов,
I кв. категория









Новосибирск
2015


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы по 68 ч (34 учебные недели).

4 класс – (35 уч. недель – 70 ч)
N
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов



по программе
по КТП

1.
Земля и человечество
9
10

2.
Природа России
10
11

3.
Родной край – часть большой страны
15
12

4.
Страницы Всемирной истории
5
5

5.
Страницы истории России
20
21

6.
Современная Россия
9
9


Резерв

2


Итого:
68
70


КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (4 КЛАСС)

Период обучения
Часов в неделю
Всего
Диагностический материал

I четверть
2
18 часов

Проверочных и контрольных работ – 2
Проектов -

II четверть
2
14 часов

Проверочных и контрольных работ – 2
Проектов -

III четверть
2
20 часов

Проверочных и контрольных работ – 1
Проектов - 1

IVчетверть
2
16 часа

Проверочных и контрольных работ –2
Проектов - 1

Итого:

68 часов,
2 ч резерв

Проектов – 2
Проверочных и контрольных работ – 7



N
п/п
Вид работы
По теме

I четверть

10
Проверочная работа № 1
«Земля и человечество»

18
Проверочная работа № 2
За I четверть

II четверть

21
Проверочная работа № 3
«Природа России»

32
Проверочная работа № 4
За I полугодие

III четверть

33
Презентация проектов
По выбору

52
Проверочная работа № 5
За III четверть

IV четверть

59
Проверочная работа № 6
«Страницы истории России»

67
Проверочная работа № 7
За II полугодие

68
Презентация проектов
По выбору




Окружающий мир 4 класс, 70 часов (2 часа в неделю, 35 уч.недель)

УМК «Школа России»
А.А. Плешаков «Окружающий мир. 4 класс


N
п/п
Дата
Тема
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)




Освоение предметных знаний
(базовые понятия)
Предметные
результаты
(характеристика основных
видов деятельности)
Универсальные
учебные действия (УУД)
Личностные
результаты
(не оцениваются)

1
2
3
4
5
6
7

I ЧЕТВЕРТЬ - 18 часов

Раздел «Земля и человечество» (10 ч)

1

Мир глазами астронома. ОБЖ «Мой экодом».
Понятие об астрономии как о науке. Солнечная система. Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Знакомиться с учебником, уче-бными пособиями, с разворотом «Наши проекты», выбирать проекты для выполнения; понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить; рассказывать о мире с точки зрения астронома; работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь; работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения.
Познавательные: осознавать познавательную задачу; находить и выделять при помощи взрослых информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карты; использовать готовые модели (глобус, карту) для объяснения природных явлений; устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий.
Регулятивные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять степень успешности/неуспешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осуществлять пошаговый и итоговый контроль; адекватно оценивать правильность выполненного задания и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку; рас-пределять обязанности при работе в группе; учи-тывать мнение партнёра, обосновывать своё решение; соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

















































































Личностное отноше-
ние к окружающему
миру, природе; фор-мирование основ рос-сийской гражданской идентичности, чувства гордости за свою стра-
ну; российский народ, историю России; ста-
новление гуманисти-
ческих и демократических ценностных ори-
ентаций, положитель-
ное отношение и ин-
терес к изучению при-
роды, человека, исто-
рии своей страны; способность к самооцен-
ке; сотрудничество со взрослыми и сверст-
никами на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий. Познавательный интерес к научным исследованиям, восхищение научными открытиями, желание попробовать себя в роли учёного.











































































2

Планеты Солнечной системы. ОБЖ «Человек – часть природы».
Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Изучение планет астрономами. Особенности движения Земли в космическом пространстве. Причины смены дня и ночи и времён года.
На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку; различать планеты и их спутники; работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца; устанавливать причинно – следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года; работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля; извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения.



3

Зв
·здное небо – Великая книга Природы.
Созвездия: Малая Медведица, Большой Пёс, телец. Звёзды: Полярная звезда, Сириус, Альдебаран. Плеяды – скопление звёзд в созвездии Тельца.
Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звездного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звездного неба знакомые созвездия; моделировать изучаемые созвездия; определять направление на север по Полярной звезде; выполнять задания электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком.



4

Мир глазами географа. ОБЖ «Ориентирование по карте и компасу».
Понятие о географии как науке и географических объектах. Карта полушарий. История создания карт в мире и в России, история создания глобуса.
Сравнивать глобус и карту полушарий; находить условные знаки на карте полушарий; обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества; составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий; извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них; работать с терминологическим словариком.



5

Мир глазами историка.
Понятие об истории как науке. Источники исторических сведений. Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.
Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка; характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого; обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого; посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села); работать с терминологическим словариком.



6

Когда и где?
Понятия о веке (столетии) и тысячелетии. Летоисчесление в древности и в наши дни. «Лента времени». Историческая карта.
Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события; обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях; работать в паре: моделировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.



7

Мир глазами эколога. ОБЖ «Мир глазами эколога».
Представления о развитии человечества во взаимодействии с природой. Экологические проблемы и пути их решения. Международные соглашения по охране окружающей среды. Международные экологические организации. Экологический календарь.
Рассказывать о мире, с точки зрения эколога; работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению; знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды; находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения.



8, 9

Сокровища Земли под охраной человечества. ОБЖ «Охрана земли».
Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном). Наиболее значимые объекты Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.
Рассказать о причинах появления Списка Всемирного наследия; различать объекты Всемирного природного культурного наследия; работать в паре: знакомиться по карте – схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги; читать тексты о животном и использовать их как образец для подготовки сообщений.



10


Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество». Проверочная работа № 1 по теме «Земля и человечество».

Систематизировать и обобщать представления учащихся об окружающем мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка и эколога; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы; выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.



Раздел «Природа России» (8 ч)

11

Равнины и горы России. ОБЖ «Основные виды травм, средства помощи при травмах».
Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы. Вулканы Камчатки – объект всемирного наследия. Ильменский заповедник.
Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые природные объекты, рассказывать о них по карте; различать холмистые и плоские равнины; характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям; извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были».
Познавательные: раскрывать значение изучаемых понятий и использовать их в активном словаре; определять природные зоны России, особенности чередования природных зон России с севера на юг, экологические проблемы природной зоны; устанавливать зависимость природной зоны от распределения тепла и влаги; использовать приобретённые знания для составления сообщения по теме; делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; читать географическую карту, характеризовать географическое положение объектов.
Регулятивные: совместно с учителем понимать и форму-лировать учебную проблему; составлять план решения проблемы; осуществлять взаимопроверку, самопроверку;
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; высказывать свои предположения, проверять их правильность, аргументированно отвечать на вопросы.
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; участвовать в обсуждении спорных мнений, принимать аргументы одноклассников; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой (с учётом возрастных особенностей, норм).



































































































Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения. Оценивание жизненных ситуаций (поступков людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Осознание уникальности природного многообразия России и его ценности как нашего общего достояния. Интерес к исследовательской деятельности, желание пополнять свои знания, работая с дополнительными источниками и Интернетом. Познавательный интерес к научным исследованиям, восхищение научными открытиями, желание попробовать себя в роли учёного.


























































































































12

Моря, озёра и реки России. ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде».
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Озёра: Каспийское, Байкал, Ладожское, Онежское. Реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Дальневосточный морской заповедник.
Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, оз
·ра, реки, рассказывать о них по карте; различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов; характеризовать особенности изучаемых водных объектов; находить в Интернете сведения о загрязнении воды в морях, оз
·рах и реках и о мерах борьбы с загрязнениями.



13

Природные зоны России.
Карта природ-ных зон России. План изучения природной зоны. Причина смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность.
Работать в паре: знакомиться с картой природных зон России, сравнивать е
· с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку; устанавливать причинно – следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами; находить на карте природных зон области высотной поясности.



14

Зона арктических пустынь.
Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Полярные сияния. Живые организмы зоны арктических пустынь. Экологические проблемы и охрана.
Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять самопроверку; Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и е
· освещенности солнечными лучами; работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять как они приспособлены к условиям жизни; рассказать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать цепи питания; рассказать об освоении природных богатств, об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; характеризовать зону арктических пустынь по плану.



15

Тундра.
Местоположе-ние зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, характерные живые организмы, экологические связи. Занятия местного населения. Экологические проблемы и охрана.
Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте; выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и е
· освещенности солнечными лучами; работать в паре: рассматривать на рисунке растения и животных тундры, выявлять черты их приспособленности к условиям жизни; обнаруживать экологические связи, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания; рассказать об освоении природных богатств и возникших экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках; характеризовать зону тундры по плану, сравнивать с зоной арктических пустынь, готовить сообщения.



16

Леса России. ОБЖ «Лесной пожар».
Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов, зависимость их природы от распределения тепла и влаги. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесах.
Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте; устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги; работать в группе: знакомиться по материалам учебника с природой лесных зон, определять с помощью атласа – определителя растения лесов; моделировать цепи питания; сравнивать природу тундры и лесных зон; находить в Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения.



17

Лес и человек. ОБЖ «Как правильно разжечь костёр».
Роль леса в природе и жизни людей. Экологические проблемы и охрана природы в лесных зонах. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России. Правила поведения в лесу. Заповедники и национальные парки лесных зон.
Работать в паре: с помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей; обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»; извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о растениях и животных из Красной книги России, готовить сообщения; совершать виртуальную экскурсию в национальный парк «Лосиный остров», обсуждать экологические проекты этого парка; характеризовать лесные зоны по плану.



18

Зона степей. Проверочная работа № 2 за I четверть.
Местоположение зоны степей, её природные особенности. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения. Заповедники степной зоны. Питомники для редких животных.
Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям; находить и показывать на карте зону степей, рассказывать о них по карте; устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги; работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать цепи питания; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения; совершать виртуальные экскурсии в степные заповедники; обсуждать экологические проекты учёных в этих заповедниках; характеризовать зону степей по плану; выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.











II ЧЕТВЕРТЬ – 14 часов

Раздел «Природа России» (3 ч)

19

Пустыни. ОБЖ «Первая помощи при укусе змеи».
Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Приспособление растений и животных. Освоение человеком. Экологические проблемы и пути их решения. Заповедник «Чёрные земли».
Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям; находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте; устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать цепи питания; сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения; характеризовать зону пустынь по плану.
Познавательные: находить, перерабатывать полученную информацию; анализировать текст учебника, схемы, объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков; отвечать на итоговые вопросы; работать с терминологическим словарём и атласом-определителем; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать себя, своих одноклассников; находить природные зоны и показывать их на карте, рассказывать о них по карте.
Регулятивные: определять учебную цель и этапы рабо-
ты, стараться её выполнить;
составлять план решения проблемы, искать средства её осуществления; оценивать достижения на уроке; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; составлять план сбора информации, выбирать нужную информацию из художественного и научно-популярного текста и применять её при решении учебно-познавательных задач.
Коммуникативные: работать в паре, в группе, распределять обязанности в паре, в группе (лидера, исполнителя, критика); работать со взрослыми; включаться в коллективное обсуждение, договариваться и приходить к общему решению проблемы (задачи); доносить свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом жизненного опыта, ситуаций.









Учебно-познаватель-ный интерес к новому учебному материалу, к изучению природы России; целостный, социально ориентированный взгляд на мир. Самостоятельное определение и самых простых общих для всех людей правил поведения (основ общечеловеческих нравственных ценностей). Познавательный интерес к научным исследованиям, восхищение научными открытиями, желание попробовать себя в роли учёного.





































20

У Чёрного моря. ОБЖ «Правила безопасного поведения на воде».
Местоположение зоны субтропиков, её природные осо-бенности. Правила безопасности во время отдыха у моря. Экологические проблемы, животные и растения, внесённые в Красну. Книгу России. Курорты. Дендрарий г.Сочи. Национальный парк «Сочинский».
Находить и показывать на карте природных зону субтропиков, рассказывать о них по карте; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны; работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа; совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий рассказать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические г.Сочи, в национальный парк «Сочинский»; обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; работать с терминологическим словариком; характеризовать зону субтропиков по плану.



21

Обобщение по разделу «Природа России». Проверочная работа № 3 по теме «Природа России».

Систематизировать и обобщать знания учащихся по изученному материалу; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке; выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания.



Раздел «Родной край – часть большой страны» (11 ч)

22

Наш край.
Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Карта России. Общая характеристика родного края.
Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на карте свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае; характеризовать родной край по предложенному плану; оценивать свои достижения на уроке.
Познавательные: выделять существенную информацию из разных источников (учебника, справочной и научно-познавательной литературы, Интернета); учиться работать с политико-адми-нистративной картой России, с картой Новосибирской области; пользоваться атласом-определителем; моделировать, обсуждать прочитанное; работать с блок-схемами и табличной информацией.
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу и стремиться её выполнить; выделять известные и неизвестные знания по теме уро-ка; соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; объективно относиться к своим успехам/ неуспехам с помощью средств, разработанных совместно с учителем; выявлять причинно-следствен-ные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, фиксировать достигнутые результаты.
Коммуникативные: работать в группе, в паре, со взрослыми; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, договариваться и приходить к общему решению; допускать возможность существования других точек зрения; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников.





































































































































Овладение основами гражданской идентич-ности в форме осозна-
ния «Я» как гражда-нина России, знающего и любящего её культуру и природу; целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур; между природой и человеком, между разными странами и народами; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе, в информационной деятельности, на основе представлений о социальной справедливости и свободе. Понимание важности экологических знаний
для сохранения естественной природы. Эмоциональное эстетическое восприятие природы. Понимание важности экологически грамотного поведения в природе для её сохранения.






















































































































































23

Поверхность нашего края. ОБЖ «Ориентирование на местности».
Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.
Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края; обсуждать меры по охране поверхности своего края; работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности радом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения.



24

Водные богатства нашего края. ОБЖ «Вода – источник жизни».
Водные объекты своего региона. Источники загрязнения вод в регионе. Правила поведения на воде.
Работать в группе: составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану в учебнике; составлять план описания другого водного объекта (например, озера, пруда); моделировать значение водных богатств в жизни людей; выявлять источники загрязнения водоёмов, обсуждать рассказ «Бутылочная почва» из книги «Великан на поляне», участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе).



25

Наши подземные богатства. ОБЖ «Охрана земных недр».
Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование, охрана.
Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых; практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи, отесывать полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу; сравнивать изученные полезные ископаемые; работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе; извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых; обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне».



26

Земля-кормилица.
Разнообразие почв России, типы почв. Почвы родного региона. Охрана почв.
Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах; работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; обсуждать рассказ «Дороже жемчуга и злата – под ногами» из книги «Великан на поляне».



27

Жизнь леса. ОБЖ «Правила безопасного поведения в лесу».
Лес – сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество смешанного леса.
Работать в паре: определять с помощью атласа–определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу; рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края; моделировать цепи питания; обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем; характеризовать лесное сообщество по плану в учебнике; обсуждать рассказы о лесе из книги «Великан на поляне»; работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса.



28

Жизнь луга. ОБЖ «Опасные насекомые».
Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.
Работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения леса в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу; рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных, грибах своего региона; моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию; характеризовать луговое сообщество по плану в учебнике; сравнивать природные особенности леса и луга; приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути их решения; обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне»; составлять памятку «Как вести себя на лугу».



29

Жизнь в пресных водах.
Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма. Охрана преснводных растений и животных. Болота и их охрана.
Работать в паре: описывать водо
·м по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водо
·ма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водо
·ме; рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод своего края; моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона; обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде; извлекать из книг «Зел
·ные страницы», «Великан на поляне» информацию об обитателях пресноводных вод, о поведении людей и обсуждать е
·.



30

Растениеводство в нашем крае. ОБЖ «Опасные растения».
Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Сорта культурных растений. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе.
Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий; работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей растениеводства, готовить сообщения, представлять их классу; практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать з
·рна зерновых культур и сорта культурных растений.



31

Животноводство в нашем крае. ОБЖ «Правила поведения с животными».
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли животноводства, развитие их в регионе.
Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; работать в группе: знакомиться по материалам учебника и краеведческой литературе с одной из отраслей животноводства, готовить сообщения, представлять их классу; различать породы домашних животных (на примерах, характерных для региона).



32

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа № 4 за I полугодие.

Систематизировать и обобщать знания учащихся по изученному материалу; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы; выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.











III ЧЕТВЕРТЬ – 20 часов

Раздел «Родной край – часть большой страны» (1 ч)

33

Наши проекты. Презентация проектов по выбору.

Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта; готовить тексты сообщений; выступать в классе с сообщением; оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижений товарищей.
Познавательные: устанавливать взаимосвязи в явлениях, процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической формах; проводить несложные обобщения; делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; строить модели, отражающие различные соотношения между объектами; собирать информацию в различных источниках, в том числе, Интернете; понимать перспективы дальнейшей учебной работы; определять цели и задачи усвоения новых знаний; готовить сообщения, совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии, работать с терминологическим словарем; готовить сообщения и презентовать их одноклассникам.
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; планировать свои действия и осуществлять поиск средств в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения.
Коммуникативные: принимать участие в обсуждении, высказывать свою позицию; строить речевое высказывание в устной форме; принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.
Умение работать самостоятельно, в паре, в группе; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; контролировать свою работу и её результат. Привитие познавательного интереса к предмету. Умение выполнять задания творческого и поискового характера. Осознание важности изучения окружающего мира. Установка на здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Проявление интереса к поисковой и исследовательской деятельности; понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, учёт интересов, наклонностей, способностей и потребностей.


Раздел «Страницы всемирной истории» (5 ч)

34

Начало истории человечества.
История первобытного общества. Перво-бытное искусство.
Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2 части учебника, выбирать проекты для выполнения; определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; анализировать иллюстрации учебника; рассказывать о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; понимать роль археологии; выполнять задания из электронного приложения; работать с терминологическим словариком.
Познавательные: понимать базовые межпредметные и предметные понятия; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); работать с «лентой времени»; устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; стремиться использовать свои творческие возможности; готовить сообщения, совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии, работать с терминологическим словарем; уметь характеризовать предметы материальной и духовной культуры.
Регулятивные: находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме; понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения; анализировать и комментировать словесную и иллюстративную информацию, делать выводы.
Коммуникативные: понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения; осуществлять продуктивное сотрудничество, работая в группе, паре.














































Формирование осознания личностного смысла учения, заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Развитие умения рассуждать, делать выводы. Привитие познавательного интереса к предмету. Совершенствование навыков чтения, творческого мышления. Установка на здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат. Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. Познавательный интерес к изучению образа жизни наших предков, к изучению истории своего Отечества, познанию исторических процессов.












































35

Мир древности: далёкий и близкий.
История Дре-внего мира: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим. Культура, религия, археологические находки.
Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их перед классом; обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия; понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности; понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств; работать с терминологическим словариком.



36

Средние века: время рыцарей и замков.
Средние века в истории Европы. Возникновение городов. Появление мировых религий. Рыцари и замки. Изобретение книгопечатания.
Сопоставлять длительность периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья; находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье; сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья, мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов; понимать важность книгопечатания для человечества; выполнять задания из электронного приложения к учебнику; работать с терминологическим словариком.



37

Новое время: встреча Европы и Америки.
Новое время истории Европы. Развитие предпринимательства, достижения в области науки и культуры. Великие географические открытия. Развитие техники.
Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять е
· с длительностью периодов Древнего мира и Средневековья; сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время; прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий; обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени; выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени; обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества; характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени.



38

Новейшее время: история продолжается сегодня.
Исследования Арктики и Антарктики. Развитие парламентаризма и республиканской формы правления. Достижения современной науки и техники. Освоение космоса. Первая и Вторая мировые войны, изобретение ядерного оружия. Организация Объединённых Наций.
Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира; рассказывать о научных открытиях и технических открытиях 20 и 21 веков.



Раздел «Страницы истории России» (13 ч)

39

Жизнь древних славян.
Расселение во-сточных славян. Древнеславянские племена. Занятия древних славян, их жилища, быт, верования. Союзы племён.
Анализировать карту расселения плем
·н древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; характеризовать верования древних славян; моделировать древнеславянское жилище; составлять план рассказа на материале учебника.
Познавательные: выделять существенную информацию из разных источников (учебника, справочной и научно-познавательной литературы, Интернета); работать с «лентой времени», анализировать, сопоставлять, характеризовать, моделировать различные исторические объекты; работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники, готовить сообщения, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; уметь характеризовать предметы материальной и духовной культуры; соотносить событие, дату и век, восстанавливать хронологическую последовательность событий; оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё к ним отношение.
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу и стремиться её выполнить; выделять известные и неизвестные знания по теме урока; соотносить выполне-ние работы с алгоритмом и результатом; объективно относиться к своим успехам/ неуспехам с помощью средств, разработанных совместно с учителем; устанавливать причинно-следственные связи описанных исторических событий; анализировать и комментировать словесную и иллюстративную информацию, обсуждать её с одноклассниками, делать выводы; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, фиксировать достигнутые результаты; участвовать в оценке выполненных учебных заданий.
Коммуникативные: работать в группе, в паре, со взрослыми; формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения, договариваться и приходить к общему решению; допускать возможность существования других точек зрения; осуществлять продуктивное сотрудничество, работая в группе, в паре; оценивать высказывания одноклассников, аргументировать свою точку зрения.












































































































































Владение навыками контроля и оценки своей деятельности. Выделение и осознание обучающимся того, что усвоено, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации.
Развитие мышления, внимания, наблюда-тельности, интереса к предмету. Овладение основами гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её культуру и природу; целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур; между
природой и челове-
ком, между разными странами и народами.
Познавательный интерес к изучению истории своего Отечества, познанию исторических процессов; наглядно-образное историческое мышление, эмоциональное отношение к историческим фактам, событиям, памятникам истории и культуры. Патриотические чувства к своей родине, понимание важности исторических знаний.




































































































































































40

Во времена Древней Руси.
Торговый путь «из варяг в греки». Основание Новгорода и Киева. Призвание на княжение Рюрика. Возникновение древнерусского государства. Поход Олега на Византию. Крещение Древней Руси.
Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в 9 – 11 веках; характеризовать систему государственной власти в 9 – 11 веках в Древней Руси; отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси; обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения; анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.



41

Страна городов.
Устройство древнерусского города. Древний Киев и Древний Новгород. Берестяные грамоты как исторический источник. Основание Москвы.
В ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода; характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения и презентовать их на уроке; сопоставлять на основе сообщений жизнь двух главных городов России; обсуждать, почему былина Садко могла появиться только в Новгороде; характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника.



42

Из книжной сокровищницы Древней Руси.
Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Распространение грамотности в Древней Руси. Древнерусские летописи. Рукописные книги.
Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства; сопоставлять оформление древнерусских книг с современными; обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры.



43

Трудные времена на Русской земле.
Феодальная раздробленность Руси. Нашествие Батыя. Монгольское иго. Александр Невский.
Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника; находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками; сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей; высказывать своё отношение к личности Александра невского; заполнять «Героическую летопись России».



44

Русь расправляет крылья.
Возрождение северо-восточ-ных земель Руси. Московский князь Иван Калита. Сергий Радонежский.
Приводить факты возрождения северо–восточных земель Руси; рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления; выполнять задания из электронного приложения к учебнику.



45

Куликовская битва.
Поход Мамая на Русь. Подготовка русского войска под командованием князя Дмитрия. Благословение Сергия Раднеж-ского. Поеднок Пересвета и Челубея. Ход Куликовской битвы. Победа русских войск.
Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; составлять план пересказа о Куликовской битве; моделировать ход Куликовской битвы; отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы; обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского; рассказывать о поединках богатырей; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознать роль Куликовской битвы в истории России.



46

Иван Третий.
Противостояние на Угре. Падение монгольского ига. Объединение княжеств вокруг Москвы. Возникновение единого государства. Кремль – символ Москвы. Герб государства. Иван Грозный. Земский собор. Оп-ричнина. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Начало освоения Сиби-ри.
Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды; описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы; обсуждать значение освобождения от монгольского ига; отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство; заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России».



47

Мастера печатных дел.
Начало книгопечатания в России. Первопечатник Иван Фёдоров. Издание учебников.
Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказать о первопечатнике Иване Ф
·дорове и издании первых русских учебников; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям; работать с терминологическим словариком.



48

Патриоты России.
Смута. Польская интервенция. Народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Избрание на царство Михаила Романова.
Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»; осознавать роль борьбы за независимость в начале 16 века в истории России.



49

Пётр Великий.
Организация «Потешных полков». Путешествие Петра в Европу. Реформы Петра. Основание Петербурга. Создание русского флота. Пётр I – первый российский император.
Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника; извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга; отмечать на «ленте времени» год основания Санкт–Петербурга, год, когда Россия стала империей; находить на карте приобретения города, основанные Петром I; высказывать сво
· отношение к личности Петра Великого.



50

Михаил Васильевич Ломоносов.
Биография М.В. Ломоносова. Энциклопедический характер его деятельности. Основание Московского университета.
Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове; прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву; обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры; отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета; извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им.М.В. Ломоносова; высказывать сво
· отношение к личности М.В. Ломоносова.



51

Екатерина Великая.
Екатерина Великая - продолжательница реформ Петра I. Продолжение строительства Петербурга. Развитие просвещения. Положение крестьянства. Восстание под руководством Е. Пугачёва. Войны с Турцией.
Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великой; описывать достопримечательности Петербурга; сравнивать положение разных сло
·в российского общества; рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е. Пугач
·ва; прослеживать по карте рост территории государства; рассказывать о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове; извлекать из Интернета сведения о Петербурге, Москве, других городах России в 18 веке.



52

Отечественная война 1812 года. Проверочная работа № 5 за III четверть.
Вторжение в России армии Наполеона. Отступление русской армии. М.И. Кутузов. Бородинская битва. Пожар Москвы. Отступление Наполеона. Партизанское движение. Д.В. Давыдов. Победа над наполеоном.
На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года; заполнять приложение к рабочей тетради «Героическую летопись России»; обсуждать, почему война 1812 года называлась Отечественной, почему на Красной площади был воздвигнут памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому; извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе.



IV ЧЕТВЕРТЬ – 16 часов

Раздел «Страницы истории России» (7 ч)









53

Страницы истории XIX века.
Декабристы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году. Петербург после 1861 года. Рост промышленности. Технические достижения: электрическое освещение, трамвай, телефон, железная дорога, Транссиб, открытие Политехнического музея.
В ходе самостоятельной работы (в группах) изучать текст учебника, выполнять задания из рабочей тетради и электронного приложения к учебнику; готовить сообщения, презентовать их на уроке; работать с историческими картами, находить Транссибирскую магистраль; сопоставлять исторические источники; извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников; преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; оценивать изучаемые события, государственных деятелей, выражать своё отношение к ним; выполнять проектную работу.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.
Коммуникативные: использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникационных и познавательных задач; слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.























Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Патриотические чувства к Родине, ненависти к войне, к фашизму, уважение и признательность к людям, выстоявших в войне, к памяти павших; бережное отношение к памятникам и могилам советских воинов. Гордость за своё Отечество, уважение и признательность к людям науки, конструкторам, инженерам.




















































54

Россия вступает в XX век.
Николай II – последний император России. В.И. Ленин и партия большевиков. Неудачи России в Первой мировой войне. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Гражданская война. Гибель царской семьи. Победа большевиков.
Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций; составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану; интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи.



55

Страницы истории 1920-1930 годов.
Образование СССР. Переход предприятий в собственность государства. Борьба с неграмотностью. Репрессии 1930-х годов.
Знакомиться по карте СССР с административно – территориальным устройством страны; сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР; сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации; прослушивать песни 30–х годов.



56, 57

Великая война и великая Победа.
Начало Вов. Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение. Освобождение России и Европы. Штурм Берлина. Парад Победы. Города-герои.
Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать значение Победы для нашей страны и всего мира; встречаться с ветеранами войны; прослушивать песни о войне; рассматривать фотографии и картины на тему Великой Отечественной войны; собирать материалы о мероприятиях празднования Дня Победы в родном городе; интервьюировать старших членов семьи об участии родных в войне.



58

Страна, открывшая путь в космос. ОБЖ «Воздух и его охрана».
Начало освоения космоса в 1957 г. Ю. Гагарин. Космическая станция «Мир», Международная станция (МКС), развитие СССР до 1980-х г. Перестройка. Распад СССР.
Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию об освоении космоса; интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 г.; прослушивать в записи песни, посвященные пол
·ту Юрия Гагарина; знакомиться с репродукциями картин космонавта А. Леонова на космическую тему; готовить сообщение по теме и презентовать его в классе.



59

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 6 по теме «Страницы истории России».

Систематизировать и обобщать изученный материал ; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы; выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания.











Раздел «Современная Россия» (9 ч)

60

Основной закон России и права человека.
Понятие о федеративном устройстве России. Многонациональный характер населения России. Конституция – основной закон страны. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка.
Находить на политико-адми-нистративной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения; анализировать закрепл
·нные в Конвенции права реб
·нка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе.
Познавательные: оценивать изучаемые события, государственных деятелей, выражать своё отношение к ним; устанавливать причины и последствия исторических событий, связи между ними; соотносить событие, дату, век, восстанавливать хронологическую последовательность исторических событий; применять знания при выполнении тестовых работ разных типов, выбирать нужную информацию для решения учебных задач; уметь отличать государственные символы РФ от других государств; работать с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы.
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, формулировать её совместно с учителем; планировать своё высказывание, последовательность операций на отдельных этапах урока; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, фиксировать достигнутые результаты, участвовать в оценке выполненных учебных заданий; объективно относиться к своим успехам/неуспехам; оценивать правильность выполнения задания, используя «Странички для самопроверки»; контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Коммуникативные: анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать и аргументировать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; готовить сообщения, проектные задания с помощью взрослых, презентовать их в классе.















Интерес к важнейшим событиям новейшей истории России, недавнему прошлому своей страны; положительное восприятие положительных и отрицательных сторон жизни своего народа. Уважительное отношение к национальным традициям, истории, символике, праздникам русского народа и других национальностей. Эстетическое восприятие окружающего мира, бережное отношение к историческим памятникам, святым местам. Осознание себя как граждан своей Родины – России. Ответственное отношение к государственным законам, патриотические чувства к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину, народ, чувство признательности и уважения к защитникам своего Отечества.

















































61

Мы – граждане России.
Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство РФ: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства; следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации; моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры).



62

Славные символы России.
Государственные герб, флаг, гимн, их история.
Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств; знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы; выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей; отличать гимн РФ от гимнов Других государств; обсуждать, зачем государству нужны символы; моделировать символы своего государства, семьи.



63

Такие разные праздники.
Праздники в жизни человека, семьи, страны. День России, День Государственного флага РФ, День народного единства, День Конституции, День защитника Отечества, День Победы, Новый год, Рождество, Международный женский день.
Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные; знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого е
· гражданина; выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся; рассказывать о своих любимых праздника; работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей.



64,
65,
66

Путешествие по России. ОБЖ «Правила поведения на улицах и дорогах».
Регионы и города России, их история, достопримечательности. Народы России, традиции, культура. Знаменитые соотечественники.
Ориентироваться по карте России, показывать города, регионы Российской Федерации;
знакомиться с народами, проживающими на территории России, с историческими и архитектурными памятниками, со знаменитыми соотечественниками; интервьюировать взрослых; отвечать на итоговые вопросы; оценивать правильность/ неправильность ответов одноклассников; адекватно оценивать свои знания.



67

Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа № 7 за II полугодие.

Проверка знаний и умений.
Выполнять тест с выбором ответа; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.



68

Презентация проектов (по выбору).
Презентация проектов с демонстрацией иллюстраций и других материалов.
Извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета; интервьюировать старших членов семьи, других взрослых; готовить иллюстрации для презентации проекта, тексты сообщений; выступать с сообщением в классе; оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.





Итого:
68 ч, 2 ч резерв







70 часов













13PAGE 15




      Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 715