Урок по биологии на тему: Дыхательные движения. Лабораторная работа Проведение функциональных проб с задержкой дыхания


Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат №2» г. Оренбурга
Предмет: биология
Класс: 9
Учитель биологии Рыжкова Л.М.
Тема: Дыхательные движения. Лабораторная работа: «Проведение функциональных проб с задержкой дыхания и после физической нагрузки»
Цель: разъяснить механизм вдоха и выдоха.
Задачи:
Образовательные: повторить строение дыхательной системы, механизм газообмена в легких и тканях, раскрыть сущность дыхательных движений, сформировать понятие жизненная ёмкость легких. Развивающие: развивать умения работать самостоятельно с текстом и рисунками учебника, извлекать информацию быстро и качественно, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Воспитательные: формировать понятие гигиенических требований к вдыхаемому воздуху, разъяснить необходимость физических упражнений , тренирующих правильное дыхание, проветривания помещений и прогулок на свежем воздухе.
Коррекционные: развитие зрительного восприятия и узнавания, слухового внимания и памяти, развитие словесно-логического мышления, речи, формирование навыков соотносительного анализа, обогащение словаря.
Оборудование: рисунки и текст учебника, рабочие тетради, подставки для учебников, лупы, секундомер.
Методы и приемы: фронтальная беседа с использованием рисунков учебника, лабораторная работа, работа с текстом учебника, сообщение учащегося, тестовое задание.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка знаний.
На доске сравнить состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. (после слова
В.В. Маяковского:
Нельзя человека закупорить в ящик,
Жилище проветривай лучше и чаще.
Какие органы составляют дыхательную систему?
Какую функцию выполняет носовая полость?
Почему необходимо дышать через нос?
Какую функцию выполняют легкие?
По каким законам происходит газообмен в легких и тканях?
Что такое диффузия?
Как происходит газообмен в легких? (стр. 142-143)
Как происходит газообмен в тканях?
На доске записаны слова: оксигемоглобин, карбгемоглобин, карбоксигемоглобин. О чем говорят эти слова?
Физ. Пауза. Зрительная гимнастика.
Изучение нового материала.
На доске эпиграфы : «Жизнь требует движения»,
« Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»
Почему я взяла эти слова в качестве эпиграфа?
На доске запись темы урока: «Дыхательные движения»
Дыхание возможно тогда, когда в легкие поступает воздух. Как давно вы дышите? (с рождения)
Из каких процессов состоит дыхание? (из вдоха и выдоха)
А как происходит вдох и выдох?
Вдох – активный процесс, а выдох – пассивный.
Давайте, вспомним, какие системы управляют деятельностью нашего организма? (нервная и гуморальная).
Где находится центр регуляции деятельности дыхательной системы?
Механизм вдоха
Образование нервного импульса в продолговатом мозге

Сокращение межреберных мышц и диафрагмы

Увеличение объема грудной полости,
растяжение легких

Уменьшение давления воздуха в грудной полости
и полости легких

Поступление воздуха в легкие
Использование рисунка на стр. 143.
Как происходит выдох? - работа с текстом учебника стр. 143.
А теперь проведем исследование собственного организма и посмотрим, как изменяется наше дыхание и почему?
Лабораторная работа
9 класс
Дыхательные функциональные пробы с
задержкой дыхания на фазе вдоха и выдоха
Порядок работы
Проба Штанге – в состоянии покоя на фазе вдоха задержать
дыхание – ________сек.
Проба Генчи – в состоянии покоя на фазе выдоха - ______сек.
Наблюдения и вывод:
После ходьбы в течение 30сек – задержка на фазе выдоха - _____сек
Наблюдения и вывод:
Задержка дыхания после гипервентиляции легких на фазе
выдоха - ______сек.
Наблюдения и вывод:
5.Измерение частоты и глубины дыхания при беге по лестнице – сначала в состоянии покоя сосчитать частоту дыхания за 1мин.- ______
После бега по лестнице за 1мин. – ________
Наблюдения и вывод:
Сделать устные наблюдения и выводы по лабораторной работе.
Важным показателем развития органов дыхания является жизненная емкость легких. Что это такое вы узнаете, прочитав текст учебника на стр.143.
Измеряется Ж.Е.Л. прибором, который называется спирометр, а теоретически можно рассчитать ее по следующей формуле:
Ж.Е.Л. = [рост(см)∙0,052(ю)/0,041(д)-возраст(лет)∙0,022(ю)/0,018(д)]-3,16(ю)/2,68(д).
На доске запись формулы. Дома рассчитать.
Сообщение «Как правильно дышать?»
Как правильно дышать?
Как правильно дышать? Ответить на этот вопрос можно очень коротко – ритмично и без задержки. Однако в движениях часто нарушается ритм и бывает необходима задержка дыхания. Обычно выдох несколько продолжительнее вдоха. Заметим, что у певцов выдох длится в 30-59 раз дольше вдоха.
Ритмичность дыхания поддерживается ритмичностью движения. Всякое движение, при котором уменьшается объем грудной клетки, должно совпадать с выдохом, а вдох – когда движение способствует увеличению объему грудной клетки. Этим достигается глубина вдоха и выдоха. Поэтому при выполнении гимнастических упражнений необходимо делать вдох, когда разводите руки в стороны, разгибаете ноги или туловище, а выдох – когда сводите руки, сгибаете туловище и ноги.
С выдохом совпадают наиболее сильные, резкие, быстрые движения. Сила движения меньше в момент вдоха.
По возможности следует избегать задержки дыхания момент мышечного усилия. При задержке дыхания снижается газообмен в легких, нарушается ритм дыхания, повышается давление в легких и кровеносных сосудах, возникает застой крови, ухудшается кровоснабжение органов, особенно сердца.
Тренировкой удается мышечное напряжение производить в момент выдоха. Например, опытный боксер удар делает на выдохе, а начинающий – на задержке дыхания. Для пловца особенно важно научится момент гребка сочетать не с выдохом, а с задержкой дыхания.
Велика роль дыхательной гимнастики. Малая подвижность организма приводит к недостаточному дыханию тканей. Кислородное голодание сердечной мышцы вызывает болевые ощущения в области сердца. Особенно чувствительна к недостатку кислорода нервная ткань. Слабый приток его к мозгу может вызвать головные боли, головокружения. При большой физической нагрузке увеличивается вентиляция легких до 40л в минуту, а при покое она равна 5-9л.
Правильное дыхание и движение удлиняют молодость человека.
Существует специальный комплекс дыхательной гимнастики, с которым мы познакомимся на следующем уроке. А теперь вспомним, что мы изучали сегодня на уроке.
Закрепление.
Определите последовательность
процессов при вдохе и выдохе.
А. Увеличение объема в легких и уменьшение в них давления воздуха.
Б. Сокращение межреберных мышц и диафрагмы.
В. Поступление воздуха в легкие.
Г. Удаление из легких части воздуха.
Д. Расслабление дыхательных мышц.
Е. Уменьшение объема грудной клетки и грудной полости.
Ж. Сжатие легких и повышение в них давления.
З. Расширение грудной клетки и грудной полости.
Пользуясь ключом, проверьте свои ответы.
Ответ: Б – З – А – В – Д – Е – Ж – Г .
О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»: «…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его – и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе, а спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им как гурман… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей».
Д/з: страница 143-144, до «…Регуляции дыхания», сделать выводы по лабораторной работе, рассчитать Ж.Е.Л.