РЕГИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО УМК «RAINBOW ENGLISH»


Толбухина Оксана Васильевна,
учитель английского языка МКОУ СОШ №3 г. Мирного Архангельской обл.
РЕГИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПО УМК «RAINBOW ENGLISH»
Аннотация: в данной статье приведен опыт работы по внедрению регионального содержания на уроках английского языка по УМК Rainbow English во 2-9 классах.
Ключевые слова: учебный план, региональное содержание, тематические списки, Архангельск.
Образовательный стандарт нового поколения предлагает участникам образовательного процесса стать соавторами учебных программ. В Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации объем инвариантной части составляет 75% учебного времени, остальные 25% учебного времени составляют вариативную часть программы. В среднем на формирование знаний по региональному содержанию отводится 10% учебного времени, т.е. ежегодно необходимо посвящать данной теме 6-7 уроков в начальной школе и 10 уроков на средней ступени.
Использование краеведческого материала, несомненно, играет важную роль при формировании мотивации к изучению английского языка. Работа на уроке с материалами регионального содержания стимулирует формирование чувства гордости, патриотизма и уважения по отношению к истории, культуре и обычаям своего народа, а также к диалогу культур и к осуществлению межкультурной коммуникации, что по-прежнему является одной из важнейших задач изучаемого предмета. Данный материал позволяет привлекать в процесс изучения английского языка субъективный опыт учащихся и создаёт положительные условия для сотрудничества учителя и учеников. На базе материалов региональной тематики возможно создание различных коммуникативных ситуаций: экскурсия для зарубежных гостей по родному региону, беседа о родном городе, столице региона, о природе родного края. Взаимодействие личного опыта и нового материала способствуют совершенствованию языковых навыков и повышению мотивации учения. Использование информации из других предметных областей становится базой формирования метапредметных знаний, способствуют развитию творчества и расширению кругозора учащихся.
УМК “Rainbow English” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой даёт возможность реализации регионального содержания в следующих учебных ситуациях:
2 класс Откуда мы родом РС 1: Мы живём в Архангельской области.
Эмоции. Оценка происходящего РС 2: Мой друг.
РС 3: Новый год и Рождество. Рождественские традиции на Русском Севере.
Я и моя семья РС 4: Моя семья.
РС 5: Мой город Мирный.
Люди и их занятия РС 6: Мой питомец.
Время и действия РС 7: Чем мы любим заниматься.
3 класс
Что мы видим РС 1: Мой питомец.
Сколько? РС 2: Наши любимые занятия.
С днем рожденья РС 3: Мой день рождения.
Работа РС 4: Кем работают мои родители.
Животные РС 5: Дикие и домашние животные нашего края.
Месяцы и времена года РС 6: Погода в нашем городе.
РС 7: Любимое время года.
4 класс Джон Баркер и его семья. РС 1: Моя семья.
Мой день. РС 2: Распорядок дня.
Мой дом. РС 3: Мой дом.
Моя школа. РС 4: Мой класс.
Еда и напитки РС 5: Традиционные блюда Северной кухни.
Поговорим о погоде. РС 6: Погода в моем городе.
Мои выходные. РС 7: Путешествие по родному краю.
5 класс Каникулы РС 1: Каникулы на Архангельской земле.
Семья PC 2 : Я живу в Архангельской области.
РС 3: Профессии поморов.
Здоровый образ жизни РС 4: Наши земляки - знаменитые спортсмены
РС 5: Любимые виды спорта северян.
Свободное время РС 6: Занятия северян.
РС 7: Музеи моего края.
Путешествие РС 8: Архангельск
РС 9: Мой родной город.
Россия РС 10: Животный мир моего края.
6 класс Две столицы РС 1: Мой первый школьный день в 6 классе.
РС 2:Защита проектов по теме «Там, где мы живём»
Традиции, праздники, фестивали РС 3: Как празднуют день рождения в моей семье.
РС 4: Новый год в нашем городе.
РС 5: Рождество в моей семье.
Любимые занятия РС 6: Погода нашего региона в разное время года.
РС 7: Самые популярные хобби в моём городе и в моей семье
РС 8: Северный костюм.
Какие мы? РС 9: Мой верный друг.
РС 10: Описание семейного обеда.
7 класс Школа и школьная жизнь РС 1: Моя школа.
РС 2: Школы нашего края
Англоговорящие страны РС 3: Чудеса природы нашего края.
Мир вокруг нас РС 4: Птицы нашего края.
РС 5: Флора и фауна Архангельской области
РС 6: Природа нашего края.
Азы экологии РС 7: Экологические проблемы Архангельской области.
РС 8: Эколог. проблемы нашего города.
Здоровый образ жизни РС 9: Здоровый образ жизни. Особенности нашего края.
РС 10: Здоровый образ жизни. Спорт в нашем городе.
8 класс Спорт. Спортивная жизнь РС 1: Мой любимый вид спорта.
РС 2: Виды спорта популярные в нашем регионе.
РС 3: Олимпийские и параолимпийские чемпионы Архангельской области.
Изобразительное искусство. Театр РС 4: популярные развлечения нашего города.
РС 5: Театры Архангельска.
РС 6: Театральная студия нашего города.
Кино РС 7: Кинотеатр в нашем городе.
Выдающиеся люди РС 8: Известные люди моего города.
РС 9: М.В. Ломоносов – наш земляк.
РС 10: знаменитые люди Архангельской области.
9 класс Средства массовой информации РС 1: Телевизионная компания нашего города.
Мир печати: книги, журналы, газеты РС 2: Библиотеки нашего города.
РС 3: Газеты нашего города.
РС 4: Журналы нашего региона.
Наука и техника РС 5: Приборы используемые на космодроме Плесецк.
РС 6: Космодром Плесецк и его назначение.
Что значит быть подростком
РС 7: Популярные домашние животные в нашем городе.
РС 8: Где могут провести свободное время родители и дети в нашем городе.
РС 9: Мигранты в нашем регионе.
РС 10: Молодёжные организации нашего города.
Подготовка уроков с региональным содержанием требует больших затрат времени, так как готового материала нет. Встаёт вопрос об отборе необходимого лексического материала, подборе текстов, форм организации работы на уроке.
На начальном этапе учащиеся составляют небольшие диалоги, монологические высказывания, готовят мини - проекты. Как правило это связано с личностью ребенка, его семьёй, друзьями, школьной жизнью, хобби. Постепенно, от класса к классу материал становится сложнее, учащиеся самостоятельно, или под руководством учителя, составляют тематические словари. Так, работу над темой «Животный мир моего региона» учащиеся начинают в 3 классе, продолжают в 6 и 7 классах. Тематические списки постепенно расширяются.
УМК “Rainbow English” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой предлагает уже готовый материал по некоторым темам. Так, в 5 классе в учебной ситуации «Семейная история» учащиеся расширяют знания по теме “Jobs”, которая была начата ещё в 3 классе. Учащиеся могут дополнить список традиционными профессиями поморов:
foreman - мастер wood cutter - лесоруб
a smith - кузнец mason - каменщик
a carver - резчик sailor - моряк
shipbuilder - судостроитель a weaver - ткач и др.
В учебной ситуации «Путешествия» можно разработать маршруты следования от одного места до другого, учитывая реальное местонахождение учащихся. Здесь же уместно было бы ввести лексику по теме «Сувениры» и разыграть диалог «В магазине» или «Выбираем подарок». Целесообразно обогатить словарный запас учащихся следующими лексическими единицами:
chip - bird of happiness –щепная птица счастья
painted cake (kozoolya) - козуляMezen painting on wood –мезенская роспись
Kargopol clay toy – каргопольская глиняная игрушка
Kholmogor bonecarving – холмогорская резные изделия из кости
a birch-bark box - туесок из бересты
В учебной ситуации 4 класса «Мне нравится еда» при подготовке проекта можно собрать материал о традиционных блюдах северной кухни, упомянув названия таких блюд как: cod, ukha, mors, kozoolya, tetyorki, pies with cabage, fish-pies (kulebyaka).
Знакомство с северным крестьянским домом можно включить в учебную ситуацию «Дома». Рассматривая фотографии экспонатов Музея деревянного зодчество «Малые Карелы», учащиеся под руководством учителя смогут составить описание домов снаружи и внутри. Им поможет следующий список:
household articles – предметы быта a russian oven – русская печь
a chest – сундук an oil lamp – керосиновая лампа
a distaff – прялка the red corner – красный угол
samovar – самовар
В учебной ситуации 6 класса «Любимое времяпрепровождение» вместе с изучением современной модной одежды, возможно работа над проектом «Северный костюм». Приведём примерную тематическую лексику:
a traditional dress – национальная одежда
home-made cloth - домотканный материал
a picturesque costume –живописный костюм
an embroidered shirt – вышитая рубаха
a blouse of a simple cut – блузка простого покроя
a long sleeveless dress (sarafan) – сарафан
a headdress (headgear) – кокошник
bast (birch-bark) shoes – лапти
leather boots – кожаные сапожки
to decorate with river pearls – украшать речным жемчугом.
В учебнике 8 класса в учебной ситуации «Выдающиеся люди» представлены задания (текст и задания к нему), позволяющие углубить знания учащихся о выдающемся земляке Михаиле Васильевиче Ломоносове.
Подбор материала по региональному содержанию составляет большую трудность, материал нарабатывается годами, собирается по крупинкам. Хотелось бы поделиться списком пособий, где такой материал имеется:
«Картинный словарь на русском, английском и немецком языках: учебное пособие для 1-5 классов общеобразовательных учреждений», под ред. Л.И. Уваровой.- Спб.: ООО ОИЦ «Академия Северо-Запад», 2011.- 136с.
«Культура на Севере. На пути к многоязычию» под ред. кандидата педагогических наук, доцента М.В. Дружининой: Архангельск, Поморский университет, 2009. – 276с.
Методическое пособие по использованию в образовательном процессе «Картинного словаря на русском, английском, немецком языках» .- Спб.: ООО ОИЦ «Академия Северо-Запад», 2011.
Реализация регионального компонента в образовательных учреждениях Архангельской области : сборник методических материалов / Агентство образоват. инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспек-тивы» ; [сост., отв. ред.: Н. В. Осколкова]. – Северодвинск, 2016. – 198 с.
Региональное содержание по английскому языку для начальной школы / авт.-сост. О.В. Порхунова. — Архангельск: изд-во АО ИППК РО, 2013. — 32 с.