Литературно-музыкальная композиция, посвященная Году Литературы Время читать!



Литературно-музыкальная композиция, посвященная Году Литературы
"Время читать!"
1В: Дорогие друзья! Мы приветствуем вас на торжественном мероприятии, посвященному закрытию Года Литературы в нашем колледже!
2В: Сегодня мы с вами вместе отправимся в путешествие в мир литературы.
1В: Чтобы отдать должное её красоте, совершенству…
2В: А самое главное необходимости, ведь все начинается с литературы..
1В: И неслучайно 2015 год был объявлен Указом Президента Российской Федерации Владимиром Путиным именно Годом литературы. Мы надеемся, что мероприятия, проведённые в рамках Года литературы, привлекут больше внимание к чтению и книге 2в:Что такое литература для современного общества? Литература для писателя – это способ передать свое личное мнение, поделиться своим уникальным опытом, рассказать о своих мечтах посредством событий в жизни персонажей. А для читателя – это возможность узнать новое, пережить то, что не позволяет пережить реальная жизнь, подумать и научиться чему-либо. (Монтаж-на сцену выходят студенты и декламируют стихи)

Отраженье исчезнувших лет,
 Облегченье житейского ига,
 Вечных истин немеркнущий свет –
 Это – книга. Да здравствует книга!
 Неустанных исканий залог,
 Радость каждого нового сдвига,
 Указанье грядущих дорог –
 Это-книга. Да здравствует книга!
 Чистых радостей светлый исток,
 Закрепленье счастливого мига,
 Лучший друг, если ты одинок,-
 Это –книга. Да здравствует книга!
 
(Татьяна Щепкина-Куперник)
КНИГА
(В.Набоков)
Книга – учитель, книга - наставник.
 Книга – близкий товарищ и друг.
 Ум, как ручей, высыхает и старится,
 Если выпустишь книгу из рук.
 
 Книга – советчик, книга – разведчик,
 Книга – активный борец и боец.
 Книга - нетленная память и вечность,
 Спутник планеты земли, наконец.
 
 Книга не просто красивая мебель,
 Не приложенье дубовых шкафов,
 Книга – волшебник, умеющий небыль
 В быль превращать и в основу основ.
  
Вероника Тушнова
Открываю томик одинокий -
 Томик в переплете полинялом.
 Человек писал вот эти строки.
 Я не знаю, для кого писал он.
 
 Пусть он думал и любил иначе,
 И в столетьях мы не повстречались…
 Если я от этих строчек плачу,
Значит мне они предназначались.
КНИГОГРАД
Д. Кугультинов
 
 В моём шкафу теснится к тому том,
 И каждый том на полке словно дом…
 Обложку-дверь откроешь второпях –
 И ты вошёл, и ты уже в гостях.
 Как переулок – каждый книжный ряд.
 И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
1В: Все имеет свое начало: река вытекает из родника, хлеб вырастает из зерна… Слово рождается на гроздьях души.
2В: Что за чудо таится в слове, что за тайны? Из чего оно создаётся – из шёпота Неба, дыхания Земли?
1В: Что такое слово? Это выражение нашей мысли, а музы освящают его своей искренностью и чистотой, облекая наши мысли в слова. Так появилось устное народное творчество – фольклор. Былины, сказки, песни, рассказки и присказки –это и есть начало литературы, её исток, её жизнь, её основа.
Русская народная песня
1В: Говорят, хотите познать душу народа, послушайте его песни. Верные слова. Но песни сами по себе не рождаются, их сочиняют люди, авторы, талантливые и душевные. И чем талантливей автор, чем шире его душа, тем ярче получается песня, тем она любимей в народе и долговечней. Таковыми являются песни Омарла Батырая. Эти песни позволяют сказать: душа поэта стала подлинной частицей души народной.
Песня об Омарла Батырае
Звучит музыка П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик».
2В: Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской и зарубежной культуры.
В своих произведениях они не только отражали жизнь, но и искали пути её преображения. И эти имена нам забыть нельзя: А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, Гоголь, Л. Толстой, Ф.Достоевский, И. Тургенев, А. Чехов, Некрасов
Стихи в монтаже
А. С. Пушкин
Птичка
В чужбине свято наблюдаюРодной обычай старины:На волю птичку выпускаюПри светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;За что на бога мне роптать,Когда хоть одному твореньюЯ мог свободу даровать!
.М.Ю.Лермонтов
Солнце
Как солнце зимнее прекрасно,Когда, бродя меж серых туч,На белые снега напрасноОно кидает слабый луч!
Так точно, дева молодая,Твой образ предо мной блестит;Но взор твой, счастье обещая,Мою ли душу оживит?
Фёдор Тютчев.
Вечер.
Как тихо веет над долинойДалекий колокольный звон,Как шум от стаи журавлиной, –И в звучных листьях замер он.
Как море вешнее в разливе,Светлея, не колыхнет день, –И торопливей, молчаливейЛожится по долине тень.
А. Фет
Кляните нас: нам дорога свобода,
Кляните нас: нам дорога свобода,И буйствует не разум в нас, а кровь,В нас вопиет всесильная природа,И прославлять мы будем век любовь.
В пример себе певцов весенних ставим:Какой восторг — так говорить уметь!Как мы живем, так мы поем и славим,И так живем, что нам нельзя не петь!
Сценка
Оформление зала: на журнальном столике – портреты поэтов (Пушкин, Маяковский, Ахматова, Есенин, Некрасов), свеча, на занавесе – рисунки-символы: терновый венок, женский профиль, мальчик с котомкой, плакаты Маяковского.
Учитель и ученица идут по авансцене.
Учитель. Так, Марина, 2015 год – год русской литературы, нужно сочинить стихотворение, посвященное этой дате.
Ученица. Легко.
Учитель (внимательно смотрит на ученицу). Ты уверена? Может быть, кого-нибудь еще попросить?
Ученица. Ну что вы ,Хамис Кадиевна, . Мне это ничего не стоит.
Учитель. Хорошо, тогда завтра и принесешь хотя бы наброски того, что у тебя получится.
Учитель уходит. (Марина заходит в свою комнату. Садится за столик, берет ручку и начинает что-то писать, перечитывает, комкает бумагу, бросает на пол, снова пишет, сова читает, снова комкает. Вскакивает с места, начинает нервно ходить взад и вперед.)
Марина (бормочет слова) культура – литература, поэт – ответ. (подбегает к столу, быстро пишет)
Не может быть у нас культуры
Без знания литературы,
Литературы ж назначенье
В души прекрасной становленье.
(чуть не плачет). Какая-то чепуха получается…. Что же делать? Я же пообещала завтра принести стихотворение… (подходит к книжной полке, берет томик стихов Ахматовой, садится за стол, начинает читать первую строфу, потом засыпает, за нее продолжает Ахматова, которая входит в комнату, берет свой томик стихов, становится за спиной Мариныи дочитывает стих, грустно улыбаясь)
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах всё быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Ахматова.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
(В комнату быстрыми шагами входит Маяковский, за ним Есенин, Пушкин.)
Пушкин. Добрый день, господа. Здравствуйте, Анна Андреевна. Очень рад видеть всех вместе.
Маяковский. (берет листокМарины, читает, тут же бросает на стол, гневно читает). Не может быть у нас культуры без знания литературы…
Кто стихами льет из лейки,
кто кропит,
набравши в рот —
кудреватые Митрейки,
мудреватыеКудрейки —
кто их к черту разберет!
Нет на прорву карантина —
мандолинят из-под стен:
«Тара-тина, тара-тина,
т-эн-н...».
Пушкин. Успокойтесь, Владимир Владимирович, ведь девочка только начала писать, конечно, ей сложно. У каждого свой подход, каждый писатель, поэт имеет свой способ сочинять свои произведения…
Некрасов. Да, я с Вами полностью согласен, Александр Сергеевич. Например,
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс.
Маяковский. А я уверен, что…
Мой стих дойдет
через хребты веков
и через головы
поэтов и правительств.
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так,—
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
(поэты по-разному реагируют на его стихи:Пушкин слегка улыбается, Есенин хмурится, Некрасов задумчиво почесывает кончик носа, Ахматова отстраненно смотрит вдаль)
Ахматова (подходит к поэтам, качает головой). Нет, друзья мои, стихи – это…
Это – выжимки бессонниц,
Это – свеч кривых нагар,
Это – сотен белых звонниц
Первый утренний удар...
Это – тёплый подоконник
Под черниговской луной,
Это – пчёлы, это – донник,
Это – пыль, и мрак, и зной.
Есенин. А для меня
Мои мечты стремятся вдаль,
Где слышны вопли и рыданья,
Чужую разделить печаль
И муки тяжкого страданья.
Я там могу найти себе
Отраду в жизни, упоенье,
И там, наперекор судьбе,
Искать я буду вдохновенья.
Некрасов. (восклицает). Это все она – Муза!
(Маяковский пожимает плечами, что-то хочет сказать, но Пушкин останавливает его жестом.)
Пушкин.
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила;
Она внимала мне с улыбкой, и слегка
По звонким скважинам пустого тростника
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной;
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала:
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
Да, господа, мы разные, но нас любят, (показывает на портреты) нас читают, (берет в руку сборник стихов) нас помнят (гладит Марину по голове). Давайте прекратим этот спор. Нужно помочь этой прекрасной девушке.
Марина(сквозь сон)
И, если хочешь мир познать,
Придется классиков читать.
(Поэты улыбаются. Звучит музыка.. Вальс. Пушкин берет Марину за руку и начинает кружить ее в вальсе. В ритме вальса кружатся Некрасов и Ахматова. В это время за стол садится Маяковский и пишет несколько строк. Затем к столу подходит Есенин, Некрасов, Ахматова, потом Пушкин, каждый из них что-то пишет, встав из-за стола, уходит медленно за кулисы. Постепенно музыка становится тише, тише. Пушкин целует руку Марине, уходит. Марина просыпается, трет глаза.)
Марина. Какой удивительный сон мне приснился… вальс, Пушкин… Маяковский… Некрасов… Есенин…Ахматова… они что-то говорили, спорили…Что это? (ее взгляд останавливается на столе, она начинает читать)
Маяковкий. Поэзия — производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство. Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.
Есенин Тогда впервые С рифмой я схлестнулся. От сонма чувств Вскружилась голова. И я сказал: "Коль этот зуд проснулся, Всю душу выплещу в слова»…
Некрасов Постойте... по жилам моим пробегает какой-то лихорадочный огонь... в голове вертятся какие-то идеи, которых я сам не понимаю, перед глазами какие-то образы, которых я сроду не видывал... что это? уж не вдохновение ли? Так точно, должно быть, вдохновение... Да, да... точно, вдохновение... уж позвольте, позвольте... перо, скорее перо!
Ахматова „...стихи идут все время, я, как всегда, их гоню, пока не услышу настоящую строку“.
Пушкин
Я мирных звуков наслажденья
Младенцем чувствовать умел,
И лира стала мой удел.
МаринаТак это был не сон?..( смотрит на портреты поэтов). Спасибо вам, мои любимые, мои дорогие поэты. Спасибо за урок. Я поняла, что творчество – это величайший труд. Теперь я знаю, что делать…
Марина и учитель
Марина. Хамис Кадиевна, извините меня, пожалуйста, я не смогла написать стихотворение, посвященное году русской литературы.
Учитель.
В чем волшебство поэзии?Возможно в обнаженье чувств?В способности затронуть сердца струны?Ведь могут же слова, слетающие с устСчастливым сделать день угрюмый.А может это просто наважденье?И всё ж, покуда, существует свет,За строчкой строчку, словно ожерелье,Нанизывает медленно слова поэт.

Звучит музыка Я. Сибелиуса (Финляндия. Симфоническая поэма ля бемоль мажор. Соч.26.N7).
Видео «Ночь. Улица. Фонарь»
1В: Серебряный век- это один из самых сложных и интересных периодов в истории России. Это время великих социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв. В воздухе носится ощущение тревоги, предощущение бури. Всплеск новаций и развитие традиций в живописи, музыке, литературе, это масса новых имен, течений, направлений, объединений. В это время жили и творили такие художники и музыканты как М.Врубель, Р.Фальк, А.Скрябин, С.Рахманинов, Д.Шостакович.( слайды сихизображ)
2В: Но, пожалуй, наиболее яркой и богатой страницей культуры этого периода стала поэзия. Творчество поэтов Серебряного века сложно и неоднозначно. Общим, пожалуй, у всех является стремление преобразить несовершенную жизнь.
1В: Пред нами длинная череда имен и трагических судеб.(слайды)
Александр Блок, Марина Цветаева, Дмитрий Мережковский, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Игорь Северянин, Борис Пастернак, Велимир Хлебников, Сергей Есенин, Иван Бунин .Поэзия Серебряного века прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее.
2В:
Я – голос Ваш, жар Вашего дыханья,
Я – отраженье Вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья
Ведь все равно я с вами до конца.
Звучит песня на слова С.Есенина «НЕ жалею, не зову , не плачу…"
1В: В этом году наша страна отметила важное событие- 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов и писателей. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. (кадры кинохроники.)
(звучит фоном музыка «Священная война».)
2В: Поэзия в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.
1В: Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».
2В: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
Песня военных лет

1В: С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.
2В: Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.
1В: Константин Симонов, Булат Окуджава, Юлия Друнина, Анна Ахматова, Эдуард Багрицкий, Марина Цветаева, Твардовский, Эдуард Асадов(слайды)
2В: «Перо в нашей стране приравнено к штыку. Его острие мы направим против врага, прославляя нашу священную землю. А если понадобится, и наши жизни будут отданы в бою за Родину”.
Стихотворение К.Симонова «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.Только очень жди,Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет,Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня,Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души...Жди. И с ними заодноВыпить не спеши.Жди меня, и я вернусь,Всем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: - Повезло.Не понять, не ждавшим им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил, будем знатьТолько мы с тобой,-Просто ты умела ждать,Как никто другой.
1 В: По данным энциклопедии «Великая Отечественная война» в действующей армии служило свыше тысячи писателей – 1215. Из восьмисот членов московской писательской организации в первые дни войны на фронт ушло 250. 475 писателей с войны не вернулись.
Ведущий: На войне погибли многие литераторы. Среди них —Джек Алтаузен, Борис Богатков, Всеволод Багрицкий, Владислав Занадворнов, Павел Коган, Борис Смоленский, Елена Ширман, Муса Джалиль . Их солдатский и поэтический подвиг известен всему миру.
2В: Казненный фашистами в тюрьме Маобит Муса Джалиль перед войной был уже известным поэтом, руководителем Союза писателей Татарии.
“Другу, который умеет читать по–татарски и прочтет эту тетрадку”. Это написал поэт Муса Джалиль, испытавший все ужасы фашистского концлагеря, не покорившийся страху сорока смертей, он был привезен в Берлин. Здесь его обвинили в участии в подпольной организации и заключили в тюрьму.
1В: Его присудили к смертной казни. Он умер. Но у него остались 115 стихотворений, написанных в заточении. Он беспокоился за них…” Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши ее набело, сбереги. Это стихи погибшего татарского поэта. Это мое завещание.

Читает стихотворение “Варварство” (слайды)
Муса Джалиль
ВАРВАРСТВО
Они с детьми погнали матерейИ яму рыть заставили, а самиОни стояли, кучка дикарей,И хриплыми смеялись голосами.У края бездны выстроили в рядБессильных женщин, худеньких ребят.Пришел хмельной майор и медными глазамиОкинул обреченных... Мутный дождьГудел в листве соседних рощИ на полях, одетых мглою,И тучи опустились над землею,Друг друга с бешенством гоня...Нет, этого я не забуду дня,Я не забуду никогда, вовеки!Я видел: плакали, как дети, реки,И в ярости рыдала мать-земля.Своими видел я глазами,Как солнце скорбное, омытое слезами,Сквозь тучу вышло на поля,В последний раз детей поцеловало,В последний раз...Шумел осенний лес. Казалось, что сейчасОн обезумел. Гневно бушевалаЕго листва. Сгущалась мгла вокруг.Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,Он падал, издавая вздох тяжелый.Детей внезапно охватил испуг, —Прижались к матерям, цепляясь за подолы.И выстрела раздался резкий звук,Прервав проклятье,Что вырвалось у женщины одной,Ребенок, мальчуган больной,Головку спрятал в складках платьяЕще не старой женщины. ОнаСмотрела, ужаса полна.Как не лишиться ей рассудка!Все понял, понял все малютка.— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.Дитя, что ей всего дороже,Нагнувшись, подняла двумя руками мать,Прижала к сердцу, против дула прямо...— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь -И хочет вырваться из рук ребенок,И страшен плач, и голос тонок,И в сердце он вонзается, как нож.— Не бойся, мальчик мой. Сейчасвздохнешь ты вольно.Закрой глаза, но голову не прячь,Чтобы тебя живым не закопал палач.Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —И он закрыл глаза. И заалела кровь,По шее лентой красной извиваясь.Две жизни наземь падают, сливаясь,Две жизни и одна любовь!Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.Заплакала земля в тоске глухой.О, сколько слез, горячих и горючих!Земля моя, скажи мне, что с тобойТы часто горе видела людское,Ты миллионы лет цвела для нас,Но испытала ль ты хотя бы разТакой позор и варварство такое?Страна моя, враги тебе грозят,Но выше подними великой правды знамя,Омой его земли кровавыми слезами,И пусть его лучи пронзят,Пусть уничтожат беспощадноТех варваров, тех дикарей,Что кровь детей глотают жадно,Кровь наших матерей...

Звучит народная музыка(кумуз), слайды с изображением природы Дагестана
1В: Богатство языка – благодатное наследие, передающее из поколения в поколение созвездием живых слов, записанных в сердце народа.
2В:Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Звучит голос Р.Гамзатова.(Читает на аварском языке)
1В:Дагестан издревле считался страной поэтов. Владение словом приравнивалось здесь к владению оружием, вот почему неотделимы в горском кодексе чести поэзия и подвиг. Расцвет дагестанской литературы пришёлся на 19 век. Богата наша литература прославленными мастерами: Анхил Марин, Омарла Батырай, ЕтимЭми , Ирчи Казак, Сулейман Стальский, Гамзат Цадаса, Эффенди Капиев.
2В: На новую качественную высоту поднялись известные поэты и писатели: Хизгил Авшалумов, Кияс Меджидов,Рабадан Нуров, Ахмедхан Абу-бакар,Фазу Алиева, Муса магомедов— вместе с патриархом дагестанской поэзии Расулом Гамзатовым они составляют плеяду великих дагестанских поэтов.
Расул Гамзатов
«Берегите маму».Из завещания отца
Вызвали домой.Сказали позжеРодичи, смотря печально:– Друг!Твой отец лежит на смертном ложе.Приготовься к худшей из разлук.Встал я у отцовского порога,Сдерживая тяжкий стон в груди.Старшая сестра взглянула строго:– Мама у отца… Ты обожди…Счет вели часы. И ночь густела.В дверь гляжу, открытую слегка…На руке отцовской пожелтевшей –Сморщенная мамина рука.Я поверил: всех сильней на светеСмерть –Она способна оторватьДруг от друга тех, кто полстолетьяОб руку прошли, – отца и мать!А часы минуту за минутойМедленно роняли в черноту…Тихо притворил я дверь, как будтоОпустил могильную плиту
.…Дверь внезапно подалась скрипуче:Растворилась тихо. Это матьВ старом платье, черном, точно туча,Вышла, шепчет что-то… Не понять…Вижу, лоб ее покрылся потом,Плачет мама, муки не тая…– Подойди к отцу. Тебя зовет он… –Меркнет лампа.– Папа, это я…– Ты, сынок? –Чуть приоткрылись веки,Взгляд чуть-чуть зажегся – и погас.Эту ночь мне не забыть вовеки.– Вот и наступил прощанья час.Смерти угодил я под копыта,Видно, в стремя встал не с той ноги.Душу дома, маму, береги ты;Слышишь, сын мой, маму береги!И замолк навек. Отца не стало…Но звучаньем прерванной строкиВсе кругом гудело, рокотало,Повторяло:– Маму береги!Хлынул дождь – и все в горах намокло,Разбежались по воде круги…Слышу: через крышу, через стеклаМолят капли:– Маму береги!Слышу: листья шепчут за стеною:«Мама, – это дерево родное!»Голосом отца твердит земля:«Мать – весь мир, и рощи, и поля».Яростно бушует непогода,В черном небе не видать ни зги…Грохот грома – голос твой, природа,Просит каждый час любого года:«Душу мира, маму, береги!»
1в:В этом году наша страна праздновала юбилей самого древнего города России - Дербенту исполнилось 2000 лет. Многие поэты откликнулись на это событие.
ДЕРБЕНТ
Этот город школяр и студент
без раздумий покажут на карте,
ведь для всех нас прекрасный Дербент,
как для греков Афины и Спарта.
Спят века на его площадях,
в этих стенах, бойницах и башнях.
Пусть столетья его не щадят,
вызов им он бросает бесстрашно.
Вырос он у Каспийских ворот
неприступной и грозной твердыней,
изваял его гордый народ
тот, что славен делами поныне.
Тут смыкаются Запад - Восток,
эта кровь в наших жилах клокочет,
для врагов он закрыт на замок,
для друзей он распахнут и ночью.
Знаем, есть на земле города,
что блистают подобно комете,
но готовы мы жизни отдать
за горбатые улочки эти.
И для всех нас родней места нет,
где стихия с земной твердью спорит,
где суровый Кавказский хребет
припадает к Каспийскому морю.
Спят века на твоих площадях,
в грозных стенах, бойницах и башнях,
Пусть столетья тебя не щадят,
вызов им ты бросаешь бесстрашно.
Окрыляет державный твой вид.
Наш Дербент – Дагестана опора,
город-труженик, город-джигит,
город-крепость у синего моря.
Алексей Сорокин
1В: На дворе XXI компьютерный век – эпоха Интернета, и книгу, он, к сожалению, потихоньку вытесняет. Но отечественная поэзия опять на подъёме. Как много «хороших поэтов и разных» печатаются в интернете на литературных сайтах, читают друг другу стихи и знают друг друга в лицо, хотя живут в разных уголках земного шара! Появилась миллионная армия молодых одарённых авторов по всей стране и миру, к которым на страницы в Интернете заходят денно и нощно неизвестные читатели.
2В: Богат и наш город талантами. Это и известные спортсмены, художники и музыканты, актеры театра и кино, врачи, и, конечно же, поэты и писатели, среди которых смело можно назвать Виктора Полунина, Юрия Арсланбекова, Наримана Алиева, Артура Чупалаева, Магомеда Раджабова, Магомеда Магомедгаджиева и многих других.(слайды)
1В:Возможно, что в скором времени мы услышим новые имена на поэтическом небосклоне Дагестана и будем гордиться тем. что своё начало они взяли в стенах нашего колледжа. Слово предоставляется нашим студентам.
(звучат стихи студентов)
2В: Зачем слово, которое не проникает в душу и не делает её прекраснее, добрее, мудрее? Ведь изменить мир к лучшему можно только в том случае, если изменится мышление людей. На то и существуют творческие люди, поэты, писатели, режиссеры, чтобы излечивать духовные недуги, а не вводить людей в депрессию и уныние.(начинается видеоролик о кино)
1в: Изменить мир к лучшему стремится еще один вид искусства, тесно связанный с литературой -это кино. В основе многих кинофильмов лежат шедевры мировой литературы. Следующий год в нашей стране объявлен Годом Российского Кино. (видеоролик о годе кино)
1В: Не зря говорят, что вовремя прочитанная книга – огромная удача, которая способна изменить жизнь!
Финал
На сцену выбегает КНИГА
Книжка. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Не пишите на мне ни пером, ни карандашом – это так некрасиво. Если ваше чтение закончилось в определенном месте, вложите меж страниц закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому, что сырая погода мне вредна. Помогите мне остаться свежей и чистой, а я помогу вам быть счастливыми и умными. А самое главное -Читайте меня!
Звучит музыка
На сцену под музыку выбегают студенты с детскими книгами в руках, делают движения и кричат:
Читайте лучшие книги!
Читайте умные книги!
Читайте добрые книги!
На сцену выбегают студенты с энциклопедиями в руках, тоже делаю движения и кричат:
Мы без книги как без рук,
Книга – это первый друг!
На сцену выбегают студенты с художественной литературой в руках, тоже делают движения и кричат:
Ты читаешь – ты лучший!
Читающая молодежь – надежда новой России!
Все три группы составляют фигуру из книг А и все вместе кричат:
Читать модно, современно, престижно!
Новое поколение — выбирает чтение!
1В: Ну а мы прощаемся с вами и говорим…
2В: Читайте, читайте и читайте!
1в. Читай! Познавай! Исследуй! Действуй!2в. Чтение праздник души. Устрой себе праздник – читай!1в. Как ни крути, в образование без книг – нет пути!2в.Читать – это стильно, читать – это модно!Вместе: Время читать!