Урок-Литературно-музыкальная композиция, посвященная Году литературы


Заявка
1. Полное наименование образовательной организации с указанием СП, его точного адреса и Е-mail ГБОУ СОШ №!1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области ,gbou1@mail.ru2.Полное название мероприятия
(литературного вечера) Литературная гостиная
« Человек. Любовь. Россия»
3.Краткая аннотация (один абзац текста-какому автору посвящен литературный вечер, какова его структура, на какой возраст рассчитано мероприятие) Литературно-музыкальная композиция рассчитана на аудиторию 9-11 классов, когда растущий человек пытается найти ответы на многие волнующие его вопросы: В чем смысл жизни? Зачем я живу? Что значит жить по совести.
По своему содержанию выделяются три блока стихотворений. Первый посвящен внутренним поискам человека своего Я, своего предназначения. Этот блок стихотворений самый объемный, он представлен как стихами поэтов-классиков, так и современных поэтов: А. Евтушенко, С.Островой, Р.Рождественский, Э. Рязанов, В. Тушнова. Также в этом блоке имеется небольшая постановка, взятая из сказки –притчи А.С. Экзюпери «Маленький принц».
Второй блок стихотворений посвящен любви к Родине. Этот блок стихотворений представлен стихами К. Симонова, И.Сельвинского, А. Евтушенко, З. Александровой, Д. Кедрина и др.
4.Автор сценария вечера (Ф.И.О. полностью) Попова О.А., Заливена О.А., Зыкина Н.Н.
5.Планируемая дата проведения 11 сентября 2015
6.Планируемое количество участников 9-11 классы
7.Ф.И.О. ответственного лица от школы Зыкина Н.Н.
8.Контакты ответственного лица nnzikina@gmail.com
Аннотация проведенного вечера
Литературно-музыкальная композиция
«Человек. Любовь. Россия»,
посвящена году литературы в нашей стране.
Цель Литературно-музыкальной композиции:
1.Привлечь внимание к родной отечественной и зарубежной классической литературе;
2. Показать силу и глубину проникновения слова во внутренний мир человека через поэзию;
3.Раскрыть способность литературы затрагивать духовно-нравственные понятия, пробудить стремление самостоятельно нести родное поэтическое слово.
Литературно-музыкальная композиция рассчитана на аудиторию 9-11 классов, когда растущий человек пытается найти ответы на многие волнующие его вопросы: В чем смысл жизни? Зачем я живу? Что значит жить по совести? Чтение стихотворений происходит на фоне музыки, сопровождаясь также ассоциативным видеорядом. В качестве музыкального сопровождения задействована музыка А.Рыбникова, песни Т. Петровой, музыкального трио «Реликт».
По своему содержанию выделяются три блока стихотворений. Первый посвящен внутренним поискам человека своего Я, своего предназначения. Этот блок стихотворений самый объемный, он представлен как стихами поэтов-классиков, так и современных поэтов: А. Евтушенко, С.Островой, Р.Рождественский, Э. Рязанов, В. Тушнова. Также в этом блоке имеется небольшая постановка, взятая из сказки –притчи А.С. Экзюпери «Маленький принц».
Второй блок стихотворений посвящен любви к Родине. Этот блок стихотворений представлен стихами К. Симонова, И.Сельвинского, А. Евтушенко, З. Александровой, Д. Кедрина и др.
Учитывая, что аудитория слушителей знакома с поэзией поэтов – классиков 19-20 веков, предполагается также по завершению композиции дальнейший поэтический полилог, посвященный чувству любви в самом широком смысле слова.
Сценарий литературной гостиной
ЧЕЛОВЕК. ЛЮБОВЬ. РОССИЯ.
ВЕД1 Кто сказал, что песне
Нет места на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
ВЕД 2: 2015 год – это год 70 –летия Великой Победы. Против немецко–фашистских захватчиков сражались не только люди –сражалась и наша отечественная, классическая литература, наше родное слово. В самые тяжелые минуты ВОВ родное слово, произведения великих русских классиков становились источником духовных сил. Свободолюбивые стихотворения русских поэтов звучали и в стенах концентрационных лагерей, помогая узникам сохранить последнее человеческое достоинство.
Оно звучало и после тяжелого боя в песне бойцов, скрашивая полные смерти и потерь солдатские будни. В короткие же мгновения затишья военной канонады оно же, острое, веселое, задорное, родное, слово поддерживало, вселяло надежду, давало смысл жизни.
3.Ты не гонись за рифмой своенравной
И за поэзией - нелепости оне:
Я их сравню с княгиней Ярославной,
С зарею плачущей на каменной стене.
Ведь умер князь, и стен не существует,
Да и княгини нет уже давным-давно;
А все как будто, бедная, тоскует,
И от нее не все, не все схоронено.
Но это вздор, обманное созданье!
Слова - не плоть... Из рифм одежд не ткать!
Слова бессильны дать существованье,
Как нет в них также сил на то, чтоб убивать...
Нельзя, нельзя... Однако преисправноЗаря затеплилась; смотрю, стоит стена;
На ней, я вижу, ходит Ярославна,
И плачет, бедная, без устали она.
Сгони ее! Довольно ей пророчить!
Уйми все песни, все! Вели им замолчать!
К чему они? Чтобы людей морочить
И нас, то здесь - то там, тревожить и смущать!
Смерть песне, смерть! Пускай не существует!
Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
А Ярославна все-таки тоскует
В урочный час на каменной стене... КОНСТ. СЛУЧЕВСКИЙ

ВЕД 4: 2015 год –это не только год 70-летия Великой Победы, но и год литературы в России. Наша ЛМК посвящена году литературы в России. И в центре настоящей литературы – всегда будет ЧЕЛОВЕК с его сложным, порой таким противоречивым внутренним миром, миром чувств, эмоций, переживаний. Истинная литература помогает человеку разобраться в своих переживаниях, чувствах, стремлениях, разобраться в том, без чего немыслима ни одна человеческая личность: способности любить, чувства Родины, подлинных непреходящих ценностей.
ВЕД 5: Человек за века своего пребывания на Земле достиг многого: проник в морские глубины, изучил недра Земли, побывал в космосе… Но сам он продолжает оставаться загадкой, непостижимой тайной. Несмотря на общую похожесть, человек всегда индивидуален, неповторим и непредсказуем.
Группа чтецов№1
6. Дано мне тело - что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?
Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.
На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.
Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.
Пускай мгновения стекает муть
Узора милого не зачеркнуть. (О. Мандельштам)
7 В.ТУШНОВА.
Человек живет совсем немного -
несколько десятков лет и зим,
каждый шаг отмеривая строго
сердцем человеческим своим.
Льются реки, плещут волны света,
облака похожи на ягнят...
Травы, шелестящие от ветра,
полчищами поймы полонят.
Выбегает из побегов хилых
сильная блестящая листва,
плачут и смеются на могилах
новые живые существа.
Вспыхивают и сгорают маки.
Истлевает дочерна трава...
В мертвых книгах
крохотные знаки
собраны в бессмертные слова.8. Э.РЯЗАНОВ
Хочется легкого, светлого, нежного,
раннего, хрупкого и пустопорожнего,
и безрассудного, и безмятежного,
напрочь забытого и невозможного.
Хочется рухнуть в траву непомятую,
в небо уставить глаза завидущиеи окунуться в цветочные запахи,
и без конца обожать все живущее.
Хочется видеть изгиб и течение
синей реки средь курчавых кустарников,
впитывать кожею солнца свечение,
в воду, как в детстве, сигать без купальников.
Хочется милой наивной мелодии,
воздух глотать, словно ягоды спелые,
чтоб сумасбродно душа колобродилаи чтобы сердце неслось, ошалелое.
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
хоть на мгновенье упасть в это дальнее…
Только за все, что промчалось, заплачено,
и остается расплата прощальная
9. ВЕРОНИКА ТУШНОВА
Людские души - души разные,
не перечислить их, не счесть.
Есть злые, добрые и праздные
и грозовые души есть.
Иная в силе не нуждается,
ее дыханием коснись -
и в ней чистейший звук рождается,
распространяясь вдаль и ввысь.
Другая хмуро-неотзывчива,
другая каменно-глухадля света звезд,
для пенья птичьего,
для музыки
и для стиха.
Она почти недосягаема,
пока не вторгнутся в нее
любви тревога и отчаянье,
сердечной боли острие.
Смятенная и беззащитная,
она очнется,
и тогда
сама по-птичьи закричит она
и засияет как звезда.
ВЕД 10: Чем измеряется человеческая жизнь? «Прожитыми годами», — скажете вы. Ну а если человек прожил большую, но бесполезную жизнь — никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой мы след оставляем на земле.
Группа чтецов № 2:
11
А ты?
Входя в дома любые -
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет? Леонид Мартынов
12
В Жизни по-разному можно жить...
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встав
И не помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям! (СЕРГЕЙ Островой)
13
Метеорит живет мгновенье,
Сгорая в дымной синеве.
Его отвесное паденье
Сквозь смерть направлено к земле.
И я готов, летя сквозь годы,
Метеоритом в синей мгле
Сгореть, сжигая все невзгоды,
Во имя жизни на земле. АЛЕКСАНДР Стовба14
Доброты не так уж мало в мире,
Надо лишь глаза свои открыть,
Душу людям распахнуть пошире,
Полной жизнью жить и не хандрить.
Красоту увидеть, восхититься
Запахом полей, прохладой рек.
Мало человеком лишь родиться
Надо жить, любить, как Человек !Помогать советом, словом, делом
Тем, кто уже руки опустил.
Пусть поверивший - один на свете белом.
Важно знать, что ты недаром жил. Позднякова ИВЕД 15: Земная жизнь человека по сравнению с существованием вселенной неимоверно коротка. Что остается, кроме черты между датой рождения и смерти? В чем же заключен смысл человеческой жизни? Будет ли по-настоящему счастлив человек, если он никого не приютил, не приветил, не обогрел ни теплом своей души, ни добрым словом, если не поделился частичкой своего сердца? Классическая литература и поэзия дают однозначный ответ – счастлив по-настоящему человек, умеющий отдавать, делиться, заботиться, дружить, прощать.
Группа чтецов №3:
16 И чего мы тревожимся, плачем и спорим,
о любимых грустим до того, что невмочь.
Большеглазые добрые звезды над морем,
шелковистая гладь упирается в ночь.
Спят прогретые за день сутулые скалы,
спит распластанный берег, безлюден и тих.
Если ты тишины и покоя искала,
вот они! Только нет, ты искала не их.
Спят деревья, мои бессловесные братья.
Их зеленые руки нежны и легки.
До чего мне сейчас не хватает пожатья
человеческой, сильной, горячей руки! (В. Тушнова)
17.Человеку надо мало:чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг - Один и враг - один...
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете мама.
Сколько нужно ей - жила..Человеку надо мало:
после грома - тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь - одну.
И смерть - одну.
Утром свежую газету -
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И - межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,-немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку мало
надо.
Лишь бы дома кто-то ждал.
18. Л.ЩипахинаМы живём, сражаясь и любя,
Но живём совсем не для себя!
Разве что-то личное лелея,
Руки в небо человек простёр,
Продолжая дело Галилея,
Обрекая тело на костёр?
А его уста - смолчать могли,
Молодости светлой не губя...
Только он - совсем не для себя
Утверждал вращение земли!
У него к корысти - отвращенье.
Да и что за прибыль от вращенья?
...А костёр гудит, дымит, клубя...
Человек живет не для себя!
Если для себя - тогда к чему
В собственную плоть вводить чуму?
Над ретортой хлороформ глотать?
В мрачных одиночках голодать?
Если для себя - зачем ладони
Подставлять под стронций и плутоний?
Кровь свою горячую сдавать?
На непрочных льдинах дрейфовать?
Человек делами перегружен.
И ему - не выжить одному!
Да и сам себе - зачем он нужен,
Если он не нужен никому? Л.Щипахина.
19..Человеку нужен человек,
Чтоб душе в общении раскрыться
И своим богатством поделиться,
И вобрать чужих сокровищ свет.
Человеку нужен человек. Н. Коноплева
20.А.С. Экзюпери «Маленький Принц»
(Попова Ж. и Чичкин М.)
Вот тут-то и появился лис.
- Здравствуй, — сказал он.
- Здравствуй, — вежливо ответил маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
- Кто ты? — Спросил маленький принц. — Какой ты красивый!
- Я — лис, — сказал лис.
- Поиграй со мной, — попросил маленький принц. — Мне так грустно…
- Не могу я с тобой играть, — сказал лис. — Я не приручен.
- Ах, извини, — сказал маленький принц.
Но, подумав, спросил:
- А как это — приручить?
- Ты не здешний, — заметил лис. — Что ты здесь ищешь?
- Людей ищу. Я ищу друзей. А как это — приручить?
- Это давно забытое понятие, — объяснил лис. - Оно означает: создать узы.
- Узы?
- Вот именно, — сказал лис. — Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…
Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…
Лис замолчал и долго смотрел на маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста… Приручи меня!
- Я бы рад, — отвечал маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? — Спросил маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, — ответил лис. — Сперва сядь вон там, поодаль, на траву, — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга.
Назавтра маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один, и тот же час, — попросил лис. — Если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце
Так маленький принц приручил лиса. И вот настал час прощанья.
- Я буду плакать о тебе, — вздохнул лис.
- Ты сам виноват, — сказал маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
- Нет, — возразил лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.- Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
- Вы красивые, но пустые, — продолжал маленький принц. — Ради вас не захочется умереть.
И маленький принц возвратился к лису.
- Прощай… — Сказал он.- Прощай, — сказал лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Люди забыли эту истину, — сказал лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
21.Счастье – с друзьями рядом брести
тропами гордых гор.
Счастье – воду пить из горсти
у неоткрытых озер
Счастье – себя стране отдать
Счастье – шагать, прокладывая гать,
падать, вставать, не отступать,
приступом брать каждую пядь!
Пройди через это – и сами придут,
словно желанных свершений пора,
вдохновение, будничное, как труд,
и счастье, простое, как сон у костра. Е.Евтушенко
ПЕСНЯ «СЕРЕЖКА ОЛЬХОВАЯ»
22: «Ему пора уже о душе подумать, а он все скачет», — слышим мы иногда слова в адрес людей преклонного возраста. О душе думать надо начинать значительно раньше. Если она спала всю жизнь, вряд ли и в старости сумеет проснуться. Мы с момента осознания себя человеком должны обогащать свою душу — заставлять ее трудиться.
Группа чтецов№4:
23.. Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи c этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий
24. С.Маршак
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
Но очень краткие час.
25.МихаилМатусовский
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир основан на этой основе
И достаточно, в общем, серьезно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпенье.
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
26..Не зли других, и сам не злись,
Мы ж гости в этом
Бренном мире,
И если что не так, смирись.
Будь поумнее, улыбнись,
Холодной думай головой.
Ведь в жизни все закономерно,
Зло, излученное тобой, кТебе вернется непременно… Автор- Омар Хайям
27..Себя не разбазаривайИ не ходи туда,
Где отсветы от зарева пьет мертвая вода.
Сам будь веселым пламенем
И золотым теплом,
Колдуй над сердцем каменным,
Бери его в полон,
Чтоб видело незрячееИ не было глухим,
Чтоб стало леденящее
Горячим и живым А.Челноков
28..Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех.
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово.
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена, и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
Но карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело,
И только воля говорит: "Иди!"
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
БУДЬ прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек! Р. Киплинг "Завет"(Перевод М. Лозинского)
29..Цельную человеческую личность всегда характеризует чувство любви к родной земле, к Родине. Даже Наполеон Бонапарт утверждал: «Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека!»
30..Слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «Родина» обозначает древнейшего бога славян Рода. Родина – это и Отечество, и место рождения человека.
31.
Если скажут слово – Родина,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка – скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (З. Александрова)
32…ПЕСНЯ «ТЕБЕ БУДЕТ СНИТЬСЯ БЕРЕЗОВЫЙ КРАЙ…»
33..«Россия. Какое красивое слово: и роса, и сила, и синее что-то,» - так писал о России Есенин. А еще говорят о России: «Родниковый край, ромашковая Русь, березовые рощи». Березу считали символом России и Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. В мирное время – она радость, а в годы войны – символ чистоты, братства, верности.
АЛЕНУШКА
34.
Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна -
Родина неяркая моя!
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь...
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать! (Д.КЕДРИН)
35. Родина
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрытасеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать. (К.Симонов)
Неброская, скромная красота средней полосы России становилась источником вдохновения многих русских поэтов, создавших подлинные шедевры родного слова. Гармоничность слога, стиха, ритма Ф. Тютчева, А. Фета, Б. Пастернака, Н. Рубцова завораживают своей музыкальностью. Неброскость родного пейзажа, его простота питают глубокое чувство любви к Родине и С.Есенина.
36.РОМАНС «ТИХО СТРУИТСЯ РЕКА СЕРЕБРИСТАЯ» трио «Реликт»
37.России
Люблю, Россия, твой пейзаж:
Твои курганы печенежьи,
Станухи белых побережий,
Оранжевый на синем пляж,
Кровавый мех лесной зари,
Олений бой, тюленьи игры
И в кедраче над Уссури
Шаманскую личину тигра.
Люблю, Россия, птиц твоих:
Военный строй в гусином стане,
Под небом сокола стоянье
В размахе крыльев боевых,
И писк луня среди жнивья
В очарованье лунной ночи,
И на невероятной ноте
Самоубийство соловья1.
Ну, а красавицы твои?
А женщины твои, Россия?
Какая песня в них взрастила
Самозабвение любви?
О, их любовь не полубыт:
Всегда событье! Вечно мета!
Россия... За одно за это
Тебя нельзя не полюбить.
Какие ж трусы и врали
О нашей гибели судачат?
Убить Россию — это значит
Отнять надежду у Земли.
В удушье денежного века,
Где низость смотрит свысока,
Мы окрыляем человека,
Открыв грядущие века. (И.СЕЛЬВИНСКИЙ)
38. – Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Эта любовь испокон веков проявляется в готовности защищать Родину от иноземцев, сражаться в жестоких боях, в которых решалась судьба страны.
Тебе не раз враги грозили.
Тебя сметали – не смели.
Любовь моя, земля Россия,
Тебя порушить не могли.
Тебя топтали – не стоптали.
Тебя сжигали – не сожгли.
Мы всё с тобою испытали
И даже больше, чем могли.
39.Истинное чудо родной земли, ее красота и сила раскрываются не сразу. Нужно время, чтобы повзрослеть, понять, прочувствовать, возмужать духовно. А главное –не забывать, подлинную силу души человек получает от родной земли, у родного очага.
40. Идут белые снега,
как по нитке скользя...
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Идут белые снеги...
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.
И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?
А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.
И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малостья России помог.
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,
Идут снегибольшие,
аж до боли светлы,и мои, и чужие
заметая следы.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я. (Е. ЕВТУШЕНКО)Чтение любимых стихов о Родине, о любви.

Методические рекомендации:
Литературно-музыкальная композиция рассчитана на различную аудиторию. Мероприятие можно проводить в классе с небольшой аудиторией, в актовом зале, где аудитория гораздо больше. Выбор стихов зависит от преподавателя.
Используемая литература:
1.Сборники стихов В. Тушнова, Е.Евтушенко, К.Симонов, Д.Кедрин.
2.Урок в современной школе. Литература для 9-11 классов. Авторы-составители Л.М.Серегина, Т.М.Амбушева.
3.Учебные хрестоматии для 7,9,11 классов по литературе.