Технологическая карта урока по физике в 7 классе на тему Плотность вещества


Тема урока: «Плотность вещества» 7 класс
Используемые технологии: урок построен на проблемной технологии с частичным использованием групповой и информационной технологий., Цель урока: введение новой характеристики вещества – плотности, рассмотрение её характеристик (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).
Задачи:
Образовательные:
Продолжить формирование знаний о природе, явлениях и законах в единой системе;
Повторить: явление взаимодействия тел; понятие массы тела; инерция.
Воспитательные:
Продолжить формировать научное мировоззрение, самостоятельность мышления;
Развивать умение выражать свои мысли в слух.
Воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности при выполнении практической работы, умение работать в парах, формировать умение строить инициативное сотрудничество в совместной работе; воспитывать уважение к себе и товарищам, формировать уверенность в своих силах при фиксации достижения целей, поставленных на уроке.
Развивающие:
Продолжить формировать умение анализировать увиденное;
Развивать способности выдвигать гипотезы;
Вырабатывать умение работать с табличным материалом;
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
Формировать умение решать качественные задачи.
Оборудование: компьютеры подключенные к интернет, мультимедийный проектор , экран,
Оборудование для демонстрационного эксперимента: весы учебные, тела разного объема ,но одинаковой массы, мензурки с водой, ареометры.
План урока.
1.Организационный этап. Постановка цели урока.(1мин)
2.Проверка материала, изученного на предыдущих уроках. Взаимопроверка.(4мин)
3.Постановка проблемы, вводящей в тему урока.(8мин)
4.Изучение нового материала.(11мин)
5.Физкульт- минутка для глаз.(1мин)
6.Практическая работа. Закрепление нового материала(12мин)
7. Интересные факты. Наука-это весело!(4мин)
8.Это интересно(1мин)
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке(2мин)
10.Домашнее задание (1мин)
Технологическая карта урока
№ Этап урока Наглядные пособия.
Классная доска. Экран Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1 Организационный этап. Постановка цели урока. Слайд №1 Стих
Я еще не устал удивляться
Чудесам, что есть на земле,
Телевизору, голосу рации,
Вентилятору на столе.
Ток по проволоке струится,
Спутник мчится по небесам.
Человеку стоит дивиться
Человеческим чудесам…
Цель: обеспечить оптимальные условия для восприятия материала.
Здравствуйте ребята, садитесь. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся и начнем работу.
Как вы думаете, почему на уроке физики я читаю вам стихотворение?
Молодцы! Это стихотворение об открытиях. А любому открытию сопутствуют опыт, талант исследователя. Сегодняшний урок мы превратим в маленькую исследовательскую лабораторию. Вам предстоит стать юным исследователем. Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Задача непростая. Но я думаю, что мы с ней справимся.
Для дальнейшей работы вспомним то, что мы изучили на прошлых уроках:
Цель для учеников: настроиться на получение знаний 1 мин
2 Проверка материала, изученного на предыдущих уроках. Взаимопроверка. 1. Что такое масса?
2. Что такое инертность?
3. Как обозначается масса?
4. В каких единицах измеряется масса тел?
5. С помощью какого прибора измеряют массу?
А теперь вспомним, что вы знаете про физическую величину – объем.
1.Как обозначается объем?
2.В каких единицах измеряется?
3.Как найти объем прямоугольного параллелепипеда?
4.Как найти объем тела неправильной формы?
Переведи в СИ

Цель: проверка готовности учеников к уроку, подготовить к восприятию нового материала.
Цель для учеников: продемонстрировать готовность к уроку.
Отвечают на вопросы:
1.Масса - физическая величина, которая является мерой инертности тела
2. Инертность - свойство тел по-разному изменять скорость при взаимодействии. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют инерцией

4мин
3 Постановка проблемы, вводящей в тему урока. Деревянный брусок, линейка Цель: Организация учащихся по принятию познавательной задачи.
Задача:
1.Какими способами можно экспериментально определить массу тела?
2.Можно ли рассчитать массу тела теоретически?
3. Как определить массу деревянного бруска лежащего на столе с помощью линейки?
Цель для учеников: поиск различных методов решения задачи
Ответы на вопросы. Решают задачу. 8мин
4 Изучение нового материала. Цель; организовать постановку цели урока,
2.Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания
3 организовать использование предметных действий с моделями, формулами, свойствами.
Скажите, зависит ли масса тел одного и того же объема от вещества из которого они изготовлены?
- Как вы думаете, а почему так? 
Цель для учеников:
побуждать учащихся самих искать решение задач.
Зависит
разное молекулярное строение, у одних веществ молекулы ближе друг другу, чем у других, т.е. плотнее 11мин
- Итак, тема нашего урока «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА» (откройте тетради, запишите тему урока и дату на полях)
- А теперь давайте вместе определим цели урока, что мы хотим узнать нового? Чему хотим научиться?
В проделанных экспериментах вы узнали, что у цилиндров с одинаковым объемом масса разная. Что вы можете сказать сравнив, массы приходящиеся на единицу объема у каждого из цилиндров? узнать: что такое плотность, как обозначается, как вычисляется, ее единицы измерения
у одного цилиндра на единицу объема приходится большая масса, а у второго цилиндра на единицу объема приходится меньшая масса.
- Молодцы! Это главный вывод и вы его сделали.
Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
Еще раз повторю:
Ну а теперь внимательно прослушайте определение
Плотность – это физическая величина, которая показывает массу, приходящуюся на единицу объема.
Плотность обозначается буквой ρ.
А теперь прочитаем формулу физически, заменив слово деление на слово отношение.
Плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объему. Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.
Так как плотность это физическая величина, то у нее есть единица измерения.
Давайте ее определим.
- В каких единицах в СИ измеряется масса? А объем?
- Тогда единица измерения плотности будет? (кг/м3)
Записали в тетрадь: в СИ [ρ] = 1кг/м3
Также мы будем использовать еще одну более мелкую единицу измерения плотности - 1г/см3. 5 Физкульт- минутка для глаз. Цель: обеспечить отдых глазам детей
Мы все вместе улыбнемся,Подмигнем слегка друг другу,Вправо, влево повернемся (повороты влево-вправо)И кивнем затем по кругу (наклоны влево-вправо).Все идеи победили,Вверх взметнулись наши руки (поднимают руки вверх-вниз).Груз забот с себя стряхнулиИ продолжим путь науки (встряхнули кистями рук).
Выполняют работу для отдыха глаз 1мин
6 Закрепление нового материала - Плотность для всех веществ рассчитана и занесена в таблицу, которую мы с вами будем использовать при решении различных задач. Ребята, откройте учебник на странице 50-51, и найдите таблицу плотностей. Сейчас мы познакомимся с ней.
- Ребята, обратите внимание, в таблице есть значения плотностей веществ и в кг/м3, и в г/см3.
- Посмотрите на численные значения плотностей одного и того же вещества в таблице и сделайте вывод, какое действие нужно выполнить, чтобы от г/см3 перейти к кг/м3, и наоборот? Молодцы!
- Теперь давайте выясним, что же показывает плотность, каков ее смысл. (Привожу пример)- А теперь взгляните на экран. Вам предлагается несколько заданий, которые вы должны выполнить, используя таблицу плотностей.
Практическая фронтальная работа с ареометром
«Определение плотности воды».
Приборы на столах (термометры, ареометры, сосуд с водой), таблицы плотностей в учебнике.
Выполняют фронтальную практическую работу работу: «Определение плотности жидкости ареометром» 12мин
7 Интересные факты.
Наука-это весело!
Источник: http://naukaveselo.ru/opyityi-s-plotnostyu.html Еще больше статей на ©http://naukaveselo.ru/
Башня плотности
Различные вещества могут плавать на поверхности жидкости или тонуть в ней в зависимости от плотности. Так посмотрев на таблицу можно составить башню плотности. И это будет не просто многослойная жидкость, а в каждом слое будет находится небольшой предмет. Вот это уже здорово и необычно Для опыта понадобятся: стакан, мед, вода, масло, спирт, шуруп, виноградина, кусочек свечки, пробка. В высокий стакан наливаем мед. В воду добавляем пищевой краситель. После меда наливаем воду. Далее в стакан отправляется масло, а затем спирт.. Итак, жидкости расположились в стакане слоями. Теперь аккуратно опускаем в стакан шуруп, он опускается в медовый слой, потому что плотность шурупа самая высокая из всех жидкостей в стакане... Виноградина оказалась в слое воды, а скорее легла на слой меда. Кусочек свечки задержался между маслом и спиртом, а пробка плавала на поверхности спирта. Плотность пробки оказалось самой маленькой. В этом и других наших опытах, основанных на различных плотностях жидкостей, легко заметить слои. Плотность веществ, использованных в опыте Мед 1,35г/см3 Вода чистая 1,00 г/см3 Масло подсолнечное 0,93 г/см3 Спирт 0,80 г/см3 Пробка 0,24 г/см3 Железо 7,874 г/см3 Парафин 0,90 г/см3 4мин
8 Это интересно
Кстати, обладая знаниями о плотности, можно определить свежесть куриных яиц. При длительном хранении часть жидкости испаряется через поры в яичной скорлупе и замещается воздухом. При том же объеме его средняя плотность уменьшается и оно становится легче. Свежее яйцо тонет в воде, а несвежее всплывает. 1мин
9 Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель:
1.Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2. Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности и поставленной цели.
3.Организовать вербальную фиксацию шагов по достижению цели.
4.По результатам анализа работы на уроке организовать фиксацию направлений будующей деятельности.
5.Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
6. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Давайте подведем итог нашему занятию. Сегодня мы познакомились с новой физической величиной – плотностью. Плотности веществ различны. Они занесены в табличные данные. При расчетах необходимо помнить, что плотность одного и того же вещества, но в разных агрегатных состояниях, может быть различна.
 
Организация учебного процесса
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какова была цель вашей деятельности?
- С какими трудностями вы столкнулись?
- Что понравилось вам на уроке?
-Зачем вам нужно изучать плотность вещества?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Учитель выставляет отметки Дети отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу 2мин
10 Домашнее задание. Запишите в дневник домашнее задание.
Изучить § 21, ответить на вопросы к § 21,
выполнить упражнение 7
(№ 1-3 устно; № 4,5 письменно)
Выполнив домашнюю работу, вы должны знать определение плотности, ее формулу, уметь пользоваться таблицей плотностей веществ Записи в дневник и в тетрадь 1мин