Исследовательская работа по православной культуре Образ Сергия Радонежского в изобразительном искусстве.


Введение
Преподобный Сергий Радонежский…
На уроках литературы, истории и музыки, в иллюстрациях картин художников нам уже встречались имена известных святых Кирилла и Мефодия, Александра Невского, Серафима Саровского, Сергея Радонежского.
В предложенной теме о великом святом нам захотелось раскрыть образ Сергия Радонежского, запечатленный в изобразительном искусстве.
Роль святого Сергия Радонежского в становлении Русской Православной церкви является одной из важнейших. Подтверждением является то, что лик этого святого человека, простого монаха изображен в картинах, иконах в каждом храме и церкви нашей большой Руси. Одним из ключевых моментов в деятельности Сергия Радонежского является основание Троице-Сергиевой Лавры, которая и на сегодняшний день является величайшим памятником культуры и зодчества, созданным когда-либо на Руси. Его человеколюбие, вера и мужество до сих пор восхищают многих православных людей и являются нам примером для подражания.
К сожалению, в наш век информационных технологий немногие остаются истинно верующими, люди перестают ходить в церковь, отмечать православные праздники. А ведь именно вера сохраняет страну, делает ее великой и нерушимой. Вот почему нам, молодому поколению, очень важно знать историю нашей Родины, свою веру. Изучая жизнь великих людей России, хочется подражать им, гордиться своим отечеством.
Для того, чтобы приблизиться, понять христианский подвиг жизни Сергия Радонежского для земли русской, а также глубже изучить творчество замечательных художников нашей Родины, мы выбрали данную тему исследовательской работы «Образ Сергия Радонежского в изобразительном искусстве».
Актуальность данной темы мы видим в том, что именно пример Сергия Радонежского может стать для нас лучом света, предметом подражания в области осознания духовных ценностей, искоренения злых помыслов через приобщение к культуре и истории Руси и Православной церкви. Важность выбора темы исследовательской работы поможет нам в стремлении быть нужными своей Родине.
Образ Преподобного Сергия Радонежского в иконописи, в искусстве чист и непорочен. Великий святой отказывался от мирских соблазнов: от богатства, власти, ненависти. Считал их ненужными, тяготящими душу.
Из «Жития» мы узнаем, что Сергий вел строгую постническую жизнь. Никогда не был зачинщиком споров и конфликтов монашеской братии. Пытался достигнуть душевной мудрости, объединяя тем самым вокруг себя лучших представителей монашества.
Мы думаем, что проблема обращения к данной теме очень многогранна:
раскрыть красоту и силу жизнеутверждающих традиций нашей Родины;
честно ответить себе – как мы отзываемся на память о великих людях Руси, как храним и растим в себе их духовное наследие;
пытаемся ли, обращаясь к «Житию», изобразительному искусству как в зеркале, увидеть свое восхождение юной жизни.
Таким образом, цель данной работы через сравнительный анализ образа Сергия Радонежского в творчестве русских, советских художников 19-20 вв., современных художников 21в. - восприятия нами целостного образа Великого святого Руси.
Задачи:
выявить произведения, созданные художником М.В. Нестеровым, связанные с образом Сергия Радонежского;
изучить художественное творчество Н.К. Рериха, посвященное образу Преподобного Сергия Радонежского;
обозначить характер взаимосвязи творчества Н.К.Рериха с живописью М.В. Нестерова в трактовании образа Сергия Радонежского;
проследить распространение духовного наследия Сергия Радонежского в творчестве современных воткинских художников Я.В. Козлова, Ф.Р. Ведерникова, К.Г. Ясакова.
Объект исследования: живопись М. В. Нестерова 1917-1942 годов, живописные полотна Н.К.Рериха, творчество современных воткинских художников (Я.В. Козлова, Ф.Р. Ведерникова, К.Г. Ясакова).
Предмет исследования: религиозная проблематика живописи М. В. Нестерова, религиозно-философская проблематика Н.К. Рериха, православная тематика творчества воткинских художников.
В ходе своей небольшой исследовательской работы мы выдвинули гипотезу: творческие работы М.Нестерова и Н.К. Рериха, связанные с образом Сергия Радонежского, отличаются разными временными и социальными моментами исполнения, художественными средствами, разным отношением к православной вере как мировоззренческой основе, особенностями творчества, но имеют общий образ русской иконописи.
Чтобы изучить духовное наследие Сергия Радонежского в развитии духовной культуры г. Воткинска нами были организованы встречи с известными воткинскими художниками, членами Общества воткинских художников: графиком, оформителем, преподавателем Школы искусств Ф.В. Ведерниковым; живописцем, графиком, реставратором, преподавателем Школы искусств, Я.В. Козловым; сыном скульптора К.Г. Ясакова Г.К. Ясаковым.
Осознать роль Сергия Радонежского в становлении православной церкви и узнать отношение к творческим работам русских художников М.В.Нестерова и Н.К. Рериха, связанных с образом Преподобного Сергия нам помог настоятель храма святого Георгия, протоиерей Максим Женихов. В беседе с протоиреем Максимом мы убедились: «Сергий Радонежский столб духовной нравственности русского народа. Преподобный Сергий своей жизнью сыграл огромную роль в государстве Руси». Он рассказал нам, что перед началом учебного года можно просить в молитве у святого Сергия Радонежского разумения, грамоты, духовного послушания (приложение №1). Эта информация является для нас ценной.
Обзор литературы
При работе над темой исследования «Образ Сергия Радонежского в изобразительном искусстве» нами была проанализирована статья доктора филологических наук В.В. Колесова, которая дала нам представление о художественном образе святого.
В подготовке исследовательской работы были изучены труды С.Н. Дурылина о биографии и творчестве М.В. Нестерова. Неизвестные страницы творчества М.В. Нестерова раскрывает в своей статье кандидат искусствоведческих наук Э. В.Хасанова. Также познакомились со статьей историка и публициста А.И. Федорец, которая помогла нам понять духовный смысл картин М.В.Нестерова.
Основными источниками о деятельности Н.К. Рериха стали публикации биографа и исследователя творчества Н.К. Рериха П.Ф. Беликова. Кандидат искусствоведческих наук В.П. Князева в своей книге раскрыла проблему взаимосвязи творчества М.В.Нестерова и Н.К. Рериха.
Общие черты творчества двух художников, связующие нити их мировоззрения мы нашли в научной статье искусствоведа Н.В.Тютюгиной.
Распространение духовного наследия Сергия Радонежского в творчестве воткинских художников, обзор их работ мы изучили в сборнике «Художники родины П.И. Чайковского».
Все выше перечисленные авторы научных трудов по данной проблеме помогли нам сформулировать свою собственную гипотезу.

Результаты исследования
Что за человек был Сергий Радонежский, мы понимаем, когда знакомимся с литературным источником Епифания Премудрого и Пахомия Логофета «Жизнь и житие преподобного Сергия Радонежского». В житие Епифаний старался сохранить достоверные, бережно наблюдаемые черты жизни святого.
Первый живописный образ инока, ушедшего от мира и именно этим мир преобразившего, остается шитый покров с изображением святого, возложенный на его гробницу начала XV столетия, сохранился в собрании Сергиево-Посадского музея (приложение №2). Сергий представлен здесь в полный рост. Приковывает к себе внимание его лик, резко скуластый, он окружен пушистой шапкой рыжевато-седых волос и такой же окладистой бородой. Живые глаза под пушистыми темными бровями изливают проникновенную силу, которой исполнен кроткий старческий лик. Нимб - знак вечности - окружает голову Сергия Радонежского, а тело его покрывают монашеские одежды, указывающие на его земное служение. Сверх подризника покрывает его монашеская мантия-знак Божьего благословения, знак покрова, отделяющего монаха от мира. А на плечи откинута куколь-капюшон, шлем, хранящий монаха от земных соблазнов. Черты, сохраненные надгробным покровом, наследуют все изображения Сергия Радонежского. Каждый художник привносит в изображение святого свои черты.Два блистательных русских художника современника Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942гг) и Николай Константинович Рерих (1874-1947гг) в своем творчестве обратились к образу Сергия Радонежского. Жили они в противоречивое время последняя четверть 19 века. В России – это время неоднозначное, как в жизнедеятельности государства, так и в культуре. Параллельно подъему национального самосознания и процессу пробуждения русской мысли в обществе ощутимо развивается направленность: бесцерковной русской интеллигенции, которой противостоит замкнувшееся в недоверии к ней средневековое простонародное сознание. Атеистическое смещение ценностей вело к нравственному оскудению человека. Русское общество того времени своим нестроением, национальной разобщенностью очень напоминало время Сергия Радонежского. В изобразительном искусстве лишь небольшая группа единомышленников стояла на позициях религиозного оздоровления общества (В.Васнецов, В.Суриков, М.Нестеров).
М.В. Нестеров – выходец из состоятельной уфимской купеческой семьи с крепкими православными традициями, которые во многом определили внутренний мир будущего художника. М. Нестеров был убежден, что от болезни в младенчестве его спас именно Сергий Радонежский, молитвы близких и родных на икону с ликом этого святого спасли художника в детстве. Поэтому обращение Нестерова к теме Святой Руси с юности - проявление собственного художественного мышления, преисполненного глубоких религиозных чувств, напоминание об исторических корнях. А позже и глубокое понимание к духовной общности народа.Через нравственное обретение себя - к согласию с самим собой, а отсюда - к согласию с обществом и далее к его объединению, восстановлению его "цельности", то есть к национальному и духовному возрождению. Именно эта идея определяла конечную цель художественно - философской мысли Нестерова, составляла основу его искусства.
"Сергиев цикл" Нестерова (картины «Видение отроку Варфоломею», «Юность Преподобного Сергия», «Труды Преподобного Сергия», «Преподобный Сергий», эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским») - это одновременно и надежда, и вера в свой народ, и прямое к нему обращение. Обращение, которое могло быть услышано и воспринято в равной мере, как атеистическим сознанием интеллигенции, так и религиозным сознанием народа, единых в оценке деяний великого старца. Герой Нестерова возникает, прежде всего, как образ национального примирения и согласия. В цикле много необычного и в композиционном строе, и в самой атмосфере произведений.
Уже на первой картине цикла - "Видение отроку Варфоломею" (приложение № 3) -в центре внимания художника не чудо преображения способностей мальчика, а какое-то иное посвящение картины, лишь по внешнему ряду связанной с подробностями жизни о. Сергия.Символические, не бросающиеся в глаза детали полотна заставляют задуматься о глубинном замысле художника. Старая икона на дереве за спиной схимника (в христианской вере был обычай вешать при дороге иконы, на Руси их обычно вешали на дерево) с изображением Богоматери с младенцем и Георгия Победоносца не случайно. Россия - есть дом Пресвятой Богородицы, потому-то русская земля всегда ассоциируется в народном сознании с образом Матери, а образ Георгия Победоносца символизирует победу добра над злом. Взаимодействие этих сюжетов в одном изобразительном ряду символов Божественного покровительства Руси и победы светлых сил над темными становится камертоном действия, разворачивающегося на картине.Характерный русский пейзаж, скромный, панорамно раскрывающий неоглядные дали, живописные перелески, холмы, застывшую гладь воды, несет в себе то обаяние простоты, гармонии и благодати, врачует душу, творя в ней подлинное чудо просветления. Старость и молодость, прошлое и будущее в осеннем затишье настоящего предстали друг другу, осененные крестом и молитвой, под благовест чуда обретения иконы.В этом образе времени возникает и перспектива будущей жизни Сергия Радонежского. Маленькая деревянная церковка, кажущаяся сначала незаметной - прообраз одной из важнейших православных святынь на Руси - Троице-Сергиевой лавры. А схимник, благословляющий отрока, - это же в будущем сам о. Сергий.
Большое внимание Нестеров уделяет теме уединения о. Сергия картина «Юность Преподобного Сергия» (приложение №3). Уединение трактуется художником как образ жизни, как естественное единение человека и природы, человека и Бога. Созерцательное религиозное сознание направлено человеком на познание самого себя. Художник попытался передать суть духовного восхождения о. Сергия, что в Православии ассоциируется со свечой как образом духа восходящего. Перспективное построение этой (и других картин) таково, что изображение церкви возвышается как раз над фигурой о. Сергия. Художник создает ритмическую непрерывность и пластическую цельность этой вертикали, увенчанной крестом.
Интересно сопоставить триптих Нестерова «Труды Преподобного Сергия» и полотно Рериха «Сергий – Строитель» (приложение №3). На центральном полотне триптиха Нестерова О. Сергий и его сподвижники заняты возведением храма. Поражает безмолвие картины, погруженные в себя люди, сосредоточены не на внешней, а на той внутренней работе, которая совершается в мыслях и чувствах каждого. Образ природы гармонично соединен с образом человека, где человек и природа преисполнены духовной силы. Строительство представляется процессом построения храма души, что составляет главный труд и заповедь Сергия Радонежского. У Рериха в образе Сергия отсутствует эта отрешенность и святость. Далеко по округе слышны удары топора, чувствуются усилия, прилагаемые Сергием в работе. Преподобный трудится физически над строительством обители, трудится над духовным построением Руси.
В картинах Н.К.Рериха на темы древней Руси заметно не только освоение современной ему живописной техники, но и использование приёмов древних иконописцев. На картине Рериха «Святой Сергий Радонежский» великий русский Подвижник XIV века благословляет русское воинство на решающее сражение - Куликовскую битву (приложение №5). На переднем плане величественная фигура Сергия. Он стоит на Земле, объятой пламенем, возвышаясь, как бы защищая Русь собою от пожара, заслоняя её от беды. Тёмно-сиреневый цвет одежды говорит о высочайших качествах его духа - смирении, мужестве, устремлении, связи с Высшим. В руках Сергий держит храм - "Покров на Нерли", посвященный Святой Богородице, символ будущей возрожденной Руси. Стоящая на земле икона с образом Христа, указывает на неразрывную связь Руси и христианства. "...Наверху изображено Всевидящее Око, - писал художник. - ...На древнейших фресках это изображение неоднократно могло быть найдено». А внизу картины Рерихом была сделана надпись: "Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье теперь". Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине "Святой Сергий", сбылось в годы Великой Отечественной войны, но оно дано было и на всё будущее нашей страны. Ведь не только от внешних врагов спасает Сергий Россию, главный Его подвиг заключается в поднятии духа народа.
Прямолинейное сравнение работ двух самобытных художников М.Нестерова и Н.Рериха довольно затруднительная задача; и дело вовсе не в разной манере живописи. Нестеров концентрирует внимание на идеи внутреннего духовного развития и самосовершенствования св. Сергия; его внимание приковано к внутренней работе, отшельничеству, единению с природой и Богом. Невероятная статичность нестеровских работ - это попытка отразить созерцательное состояние души, зрящей божью красоту и неразрывно связанное с Всевышним духовно. Полотно Рериха "Св. Сергий Радонежский" (1932г), имеющее такое же композиционное построение, не что иное, как завершающая, аккордная точка, недостающее звено цикла работ Нестерова. Еще один художественный взгляд на образ Великий святой Сергий Радонежский предстает во всем блеске, славе и величии, дарованных ему Богом. Перед нами воин, вступающий в схватку с врагом на духовном поприще. Сила его молитвы способна призвать в помощь русскому воинству непобедимое воинство небесное во имя спасения земли русской. Его великая сила и вера вдохновляет людей на подвиг.
Сила и вера ликов святых, их проникновенная любовь к родине всегда были путеводной звездой для поэтов, художников, композиторов России. В ключевые моменты истории их творения неизбежно проникнуты чаяниями земли родной, призывами к единению.
Это символичность образов, идеализация реализма, чудотворная победа над злом в картинах и эскизах М.В. Нестерова. И, словно иллюстрация чудесной синевы вершин жизни, с мистическим образом Путника у Н. Рериха.
Всматриваясь в работы М. Нестерова, узнаешь Русь-матушку, ее Великий образ. У Н.Рериха мы видим вершины гор, высоту духа, обобщающее возвышение над всем земным. Этот отвлеченный образ тоже победа-победа над собою. Возможно, как итог борьбы над собою человека с соблазнами мирской жизни. Но оба художника, несомненно, черпали вдохновение в ликах святых, как светоче духа.
Мы проследили обращение к данной теме и выявили творческий интерес современных художников А. Кившенко, А.Немеровского, В.Челышева, В. Соковникова и др. Особенно интересна картина Ю. Понтюхина «Дмитрий Донской и Сергий Радонежский».
При работе над данной исследовательской работой мы взяли интервью у известного воткинского художника, графика, преподавателя Школы искусств Якова Викторовича Козлова (приложение №6). Он родился 13 июля 1949 года. После окончания 8 классов средней школы поступил в Воткинский машиностроительный техникум. Позже, в 1974 году, поступил в Уфимский Институт Искусств на факультет станковой живописи. С 1979 года работал в изостудии. В 90-х годах XIX века Яков Викторович в своем творчестве пришел к православной тематике. Активно стал заниматься реставрацией старых икон. В 1994 году реставрировал Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Июльское. Как рассказал нам Яков Викторович: «Во времена Советского Союза я больше всего рисовал агитационные плакаты, картины воспитывающие будущее поколение. С развалом же СССР я увлекся историей нашей Родины, святыми людьми России, религией. Но прежде чем приступить к работе я должен был изучить все правила, каноны иконописи, прочитать множество книг. Также ходил на все службы в церкви, соблюдал пост, причащался. Сейчас я часто реставрирую иконы, помогаю расписывать церкви и соборы. Множество икон, отреставрированных мной, находятся сейчас в церкви Спаса Преображения г. Воткинска».
К сожалению, в творчестве Якова Викторовича Козлова нет творческих работ, посвященных Сергию Радонежскому, но именно он помог нам лучше понять и осознать роль этого Великого человека в творчестве русских художников. Познакомил нас со школами техники иконописи. Он расписывал иконостас в крестильне храма Спаса Преображения г Воткинска.
Воткинский художник Федор Рудольфович Ведерников (родился в 1959г.) также поделился своими планами написания творческой работы, связанной с образами основных святых православной церкви. Сейчас он изучает основы православия, каноны иконописи и только потом приступит к воплощению своего творческого замысла.
Делая обзор картин воткинских художников, нам повезло. Мы нашли работу декоративно-прикладного искусства с образом Сергия Радонежского замечательного воткинского художника и скульптора Кирилла Григорьевича Ясакова (1916год-1988год). Работа выполнена по дереву техника выжигание (приложение №7). Из беседы с его сыном Г.К. Ясаковым мы узнали, что его отец был из дворянской семьи, был верующим человеком, хорошо знал историю России и православие, русскую иконопись. Поэтому ему были близки образы русских святых. В своей мастерской К.Г. Ясаков вырастил немало учеников и сподвижников, преданных идеалом искусства. Также как Я.В. Козлов у него много было сначала работ в направлении социалистического реализма, только в 1960 году он увлекся православной тематикой. Его работы наполняют душу силой, заставляют задуматься над жизнью, обратить наш взор к Прекрасному.
Выводы
При сравнении образа Сергия Радонежского в творческих работах русских художников М.В. Нестерова и Н.К.Рериха мы выявили сходства и различия, которые обобщили в таблицу.
№ Сходства Различия
1 Присутствует обращение к византийским и древнерусским традициям в живописи художников. Н.К. Рерих «осовременивает иконопись», разработал собственную иконографию.
М.В. Нестеров учитывал православные традиции.
2 Пролеживается преемственность языка формы. В картинах Нестерова прослеживаются реалистические черты, а у Рериха монументально-декоративные.
3 Картины художников выполнены в традициях светской живописи. Разное отношение православной церкви к работам этих художников.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась в ходе исследовательской работы. И привела нас к убеждению, что образ Сергия Радонежского в изобразительном искусстве единый целостный образ Великого святого Руси.
В заключении хочется сказать, что ключ к пониманию шедевров мировой изобразительной культуры мы нашли в духовной литературе, ее изучение является не только полезным, но и необходимым для каждого образованного и культурного человека. Чтобы она, как свеча, освещала нам истинность красоты и духовности, понимания того, зачем мы пришли в этот мир, что надо сделать, чтобы жить в Радости.
Литература
100 великих россиян. - М.: Вече, 2003-656с.
Жизнь и житие Сергия Радонежского / Сост., посл. И коммент. В.В. Колесова; Подг. текстов В.В. Колесова и Т.П. Рогожниковой, - М.: Сов.Россия, 1991.-368с.
Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Том 2. Три века христианства на Руси (12-14 вв.).-М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. – 864с.
Художники родины П.И. Чайковского , г. Воткинск, 2006. – 164с.
Н.В. Тютюгина статья «Н.В. Рерих И М.В. Нестеров» журнал «Новая эпоха», №4, 1999.
Статья Э.Хасановой «Неизвестный Нестеров» журнал «Бельские просторы», №10, 2004.
С.Н. Дурылин «Нестеров в жизни и творчестве» - М.: Молодая гвардия, 2004, 540с.
Образ Преподобного Сергия Радонежского в живописи М.В. Нестерова.: к 150 – летнему юбилею со дня рождения художника // Художественная жизнь старой Москвы. Сборник статей. – М.: ОАО «центральное издательство «Воздушный транспорт», 2012.
П.Ф. Беликов, В.П. Князева «Рерих» ИЦ «Россазия», 1972, серия «Жизнь замечательных людей».
Приложения
Приложение №1

Литография Святого Преподобного Сергия Радонежского в воткинском храме Святого Георгия

Внешний вид храма Святого Георгия
Приложение №2

Приложение №3

М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», 1889г-1890г

М.В. Нестеров «Юность Преподобного Сергия»,
1892-1897г
Приложение №4
Н.К. Рерих «Строитель», 1925

М.В. Нестеров «Труды Преподобного Сергия», 1896г-1890г
Приложение №5

Н.К. Рерих «Святой Сергий Радонежский», 1932г.
Приложение №6

Я.В. Козлов известный воткинский художник, реставратор, его работы в Спасо-Преображенской церкви

Приложение №7

Ясаков Кирилл Григорьевич известный воткинский скульптор
Приложение №8
Ю. Понтюхин. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву