Презентация по истории на тему Подарки вечной мерзлоты-свидетели ушедших эпох


«Подарки вечной мерзлоты - свидетели ушедших эпох» МОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым Бескопыльная Елена Геннадиевна, учитель истории и обществознания 1. Введение2. История изучения археологических памятников на Ямале 3. Древнейший археологический памятник Ямала Усть - Войкарское городище4. Средневековые памятники ЯмалаГородище Усть- ПолуйГородище МангазеяНадымское городище ЯРТЕ – VI5. Заключение6. Список использованных информационных ресурсов План презентации Введение Пытливый ум человека, интересующегося историей своего края, всегда находится в поиске новых сведений о родине. Один из важных и интересных источников информации - археология. Археология — особый способ познания прошлого, сущность которого состоит в умении "прочесть" по ископаемым находкам историю бесписьменных культур. Одной из уникальностей Ямало-Ненецкого автономного округа является, то, что в регионе, несмотря на его, казалось бы, малопригодные для проживания условия, обнаружено и сохранено довольно много археологических объектов культурного наследия. Памятники древности выявлены практически на всей территории автономного округа, где проводились археологические исследования. Проблема сохранения археологического наследия, тем более в условиях техногенного воздействия, которому подвергается территория промышленного освоения недр, является актуальной для округа. Но есть и оборотная сторона суровости климата арктических широт – благодаря ему в прослойке вечной мерзлоты встречаются находки, которые не смогли бы сохраниться в других условиях. Среди объектов культурного наследия Ямала можно найти как типичные образцы архитектуры своего времени, так и уникальные объекты общероссийского значения. К таковым относятся памятники Усть-Полуй, Мангазея, Усть - Войкарское и Надымское городища. В этих местах в различные эпохи люди строили населенные пункты, торговали, воевали, занимались своими промыслами, а еще-рождались и умирали, заводили семьи и т.д. Именно этим особенно ценна группа исторических памятников с общей классификацией «городища», - тем, что они предоставляют уникальную возможность наиболее полного исследования практически всех сфер жизни и деятельности ушедших поколений, населявших этот удивительный край. Цель презентации – познакомить школьников с материальной культурой прежних эпох, чтобы пробудить интерес к истории Ямала через изучение археологических памятников края. Археология — особый способ познания прошлого, сущность которого состоит в умении "прочесть" по ископаемым находкам историю бесписьменных культур. В силу природно-климатических и почвенных условий Ямала его прошлое — одна из наиболее "трудно читаемых" страниц истории. Потому, наверное, систематическое изучение археологии полуострова началось лишь два-три десятилетия назад. История изучения археологических памятников на Ямале Археологические памятники Ямала Годы изучения Руководители экспедиций Места археологических раскопок 1862-64 гг. Экспедиция под руководством Ю.И. Кушелевского Установлено местоположение Мангазеи 1882 г. О. Финш Первые раскопки могильника на острове Халаспугор 1882-1883 гг. К.Д. Носилов Северный Урал, по проходу князя Курбского рек Северная Сосьва и Сыгва. Усть - Войкарское городище 1909 г. Академическая экспедиция под руководством О.О. Баклунда Раскопки могильники урочища Халас-Пугор и других в низовьях р. Обь, Полярный Урал 1916 г. Г.М. Дмитриев-Садовников Надымское городище 1927 г. Экспедиция Географического общества под руководством Р.Е. Кольса Мангазея 1928 г. Экспедиция Уральского комитета Севера под руководством В.П. Евладова Обнаружен первый археологический памятник на Ямале – поселение «легендарных людей сирите» на северо-западе полуострова на мысу Тиутей (Моржовый) 1920-е гг. Д.Д. Редриков Обследовал городища Вож-Пай и Эви-вож, поселение Хара-патка и другие памятники у пос. Кушеват. История изучения археологических памятников на Ямале 20-е-30-е годы XX века В.Н. Чернецов, В. С. Адрианов Дюнная стоянка. В том же году ими было найдено и частично раскопано поселение Хаен-Сале. Мангазейское городище, Усть-Полуй ( I в.до н.э.- I в. н.э.) расположенное на Северном Полярном круге, в черте г. Салехард 50-60-е гг. XX века В.Н. Чернецов, В.И. Мошинская Мангазейское городище, провели рекогносцировочные раскопки на городище Усть-Полуй и поселении Зеленая Горка вблизи устья р. Полуй 60-е – 70-е гг. XX века Экспедициями Ленинградского отделения института археологии (ЛОИА) АН СССР под руководством Л.П. Хлобыстина и МГУ под руководством Л.П.Лашука Обследованы районы на юге и юго-востоке полуострова Ямал, в низовьях р. Оби, в устье р. Таз. Впервые был обследован Надымский городок. 1968-1973 гг. Совместная экспедиция ААНИИ и ЛОИА АН СССР под руководством М.И. Белова Исследования на городище Мангазея 80-х начале 90-х гг. XX века Этнографическая экспедиция Тобольского пединститута руководитель А.В. Головнева Городище ЯРТЕ-VI с 1993 г. Археологическая экспедиция ИИиА УрО РАН под руководством Н.В. Федоровой Городище Ярте -VI, начат микроанализ предметов городища (жертвенного места) Усть - Полуй, Войкарский городок. Раскопки могильника Зеленый Яр. Просмотрены отдельные предметы с городищ Зеленая горка и Питляр. с 1998 года по настоящее время Экспедиция ООО «НПО «Северная археология-1» Надымский городок 2000 – 2005 гг. Экспедицией ЦИКН под руководством Г. П. Визгалова Мангазейское городище с 2004 г. О.В. Кардаш Надымский городок, городище Усть-Войкарский гоодок, Обдорский острог. Усть - Войкарское городище (Войкарский городок, конец I- начало II тысячелетия н.э.) находится в трех км к северу-востоку от современного поселка Усть-вайкар Шурышкинского района ЯНАО. Памятник представляет собой большой холм, вытянутый по линии с севера на юг на 200 метров. Ширина холма - почти 100 метров, высота – около 7 метров. С севера и запада городище окружено посадом, от которого до настоящего времени на поверхности сохранились остатки срубов. Первое упоминание в письменных источниках Вайкарского городка относится к 1594 году. В источниках описан поход служилых кодских остяков в низовья Оби. В качестве археологического памятника Усть - Войкарское городище упоминается впервые в конце XIX века. За время археологических раскопок собрана огромная коллекция артефактов. Это изделия из дерева и бересты, керамики, металла и камня. Многочисленные кремневые изделия, обработанные ретушью, скребки, ножи, наконечники стрел свидетельствуют о наличии здесь поселения в эпохи камня-раннего металла. Главным занятием населения было ремесло, а не война или грабительские набеги. Усть - Войкарское городище Средневековые памятники Ямала Городище Усть-Полуй Городище Мангазея Надымское городище ЯРТЕ – VI Города имеют свои судьбы. Некоторые, возникнув в незапамятной древности, существуют и доныне, неспешно отмеряя годы, столетия, тысячелетия. Их имена у всех на слуху, их славой меряют историю: Новгород, Владимир, Москва. Другие проживают свою жизнь за несколько веков и тихо засыпают, забытые потомками. Лишь памятные знаки на месте их руин напоминают о былом. Третьи же вспыхивают и сгорают, подобно комете, за несколько десятков лет, оставив нам лишь овеянное тайной имя. Усть - Полуй - городище (жертвенное место)- археологический памятник, пользующийся поистине мировой известностью, находится в черте города Салехард. Расположен памятник на высоком берегу реки Полуй, приблизительно в двух км. От места ее впадения в реку Обь. Экспедицией В.С, Андрианова в 1935-1936 гг. было исследовано 500 кв. м территории памятника и обнаружено около 1500 различных изделий. Специалисты определили возраст памятника-более двух тысяч лет - и сделали вывод, что Усть - Полуйское поселение основали не ненцы или ханты, а неизвестный народ, живший здесь до них. Городище Усть - Полуй Изначально Усть - Полуй был классифицирован как поселение, однако современные исследователи выявили свидетельства существования наряду с поселением атрибутов совершения жертвоприношений. Указом президента РФ №176 от 20.02.1995 г. объекту археологии - «Городище (жертвенное место) Усть-Полуй придан статус памятника общероссийского значения. МАНГАЗЕЯ - памятник археологии общероссийского значения, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 года. Датируется XVII веком, расположен в Красноселькупском районе ЯНАО. В середине 17 века Мангазея была одним из самых крупных городов, находящихся за полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. И весь Таймыр, включая и современную территорию Норильского промышленного района, входил в состав Мангазейского уезда. Слово "Мангазея" зырянского происхождения. Оно означает "край земли" или "земля вблизи моря". Это место было удобно и для стоянки поморских судов - кочей - главных ледовых кораблей того времени. У Мангазеи удивительная судьба с ее именем связаны многие славные страницы истории Руси и Сибири первые походы за Урал, географические открытия у самого Студеного моря, развитие торговли и промыслов в тайге и тундре. Судьба была немилостива. Недолго просуществовал северный город. Через 70 лет он был оставлен жителями и вскоре забыт. «Златокипящая» Мангазея Планомерные археологические исследования легендарной Мнгазеи начались по инициативе Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Участникам экспедиции пришлось приложить немало усилий, так как вся площадь памятника была покрыта мощным слоем дерна, поросла лесом и кустарником. Археологами было обнаружено свыше тысячи предметов, характеризующих жизнь древнего города. Находки экспедиции позволили воссоздать картину большого русского средневекового города, насчитывающего около 500 строений, с богатыми воеводскими усадьбами, куполами церквей, ремесленными мастерскими и гостиным двором. С числом жителей до 2000 человек. За стенами кремля, общая протяженность которых составила более 280 метров, находились приказная изба - администрация воеводы, стрелецкие сторожки, воеводские усадьб. Здесь же разместилось одно из самых значительных культовых сооружений города - пятиглавая Троицкая церковь. Городище Мангазея Недаром по всей Руси, шла слава о Мангазее, как о злато кипящей землице. Торговля хлебом, заморскими и русскими товарами в обмен на пушнину приносила артелям купцов и промышленников баснословные барыши. В городе, стоящем на берегу реки, особенно хорошо были развиты рыбные промыслы. Об этом свидетельствуют множество находок, характеризующих данный вид деятельности. Деревянные поплавки, берестяные грузила различных форм. Ремесла: гончарное, кожевенное, косторезное. Анализ археологических материалов показал, что Мангазея была отнюдь не перевалочным пунктом для сотен промышленников и купцов, как до недавнего времени считали некоторые историки, а вполне освоенным для своего времени городом, где жители занимались различными ремеслами, содержали собак, кошек, лошадей, коров, свиней, овец и кур. Находки детских игрушек и миниатюрной детской обуви наглядно свидетельствуют о том, что приезжий люд оседал в заполярном городе основательно, обзаводился семьями, воспитывал детей. Городище Мангазея Надымское городище (XVI-XVIII века) – уникальный памятник и особо ценный источник информации по истории и материальной культуре Северо-Западной сибири периода позднего средневековья. В конце XVI -XVIII века этот поселок являлся центром, зимней резиденцией вождя военно-политического объединения, которое называлось «Большая Карачея». Надымское городище Надымское поселение расположено в 60 километрах от города Надыма и в 32 километрах от устья реки Надым. В настоящее время представляет собой земляной вал площадью около 700 кв.м., сложенный 3-метровыми культурными напластованиями. Строительным материалом, используемым для строительства, послужили перегной, щебень, хворост, доски и бревна. По результатам сравнения годовых колец на древесных остатках и углях с серией колец старейших живых деревьев удалось установить, что памятник датирован XVII в. Надымское городище Население городка составляло примерно 250 человек, однако, при раскопках найдены останки только 14 человек. Судя по остаткам суконной одежды и кожаной обуви, жители Надымского городка были знакомы с портняжным и сапожным делом. А детали арбалетов, лодок, охотничьих лыж и клинкового оружия говорит о том, что мужское население в любой момент встать на защиту своего города. В городке была обнаружена постройка, характерная для проживания привилегированного человека, вероятно вождя. В Надымском городище было жертвенное место – кострище, обложенное в два кольца черепами оленей, где совершались жертвоприношения и ритуальные пляски в обрядовых действиях перед военным событием или охотой. Надымское городище Надымское городище Есть мнение, что городище, обнаруженное в одной из многочисленных протоков реки Надым, не что иное, как городок северных пиратов. Эту версию подтверждает многое. Во-первых, месторасположение: неподалеку от «схрона» проходили торговые пути по Обской губе в Мангазею. Во-вторых, жилища поселенцев строились по своим особым правилам: рубленые избушки площадью около 9 квадратных метров стояли по периметру на расстоянии полуметра друг от друга (пространство было забито ягелем, видимо, для утепления) под одной общей крышей. Такая крыша, очень может быть, для конспирации — издалека городок походил на холм. В-третьих, находки, предположительно относящиеся к XI —XII вв., которые прежде археологи находили только на раскопках Древнего Новгорода.   ЯРТЕ-VI, городище IX–XIII вв. на мысе оз. Ярте на Южном Ямале. Самое северное в Евразии, городище относится к тиутей-салинской культуре древних сихиртя. Обнаружено в 1990 экспедиция Тобольского пед. ин-та под рук. А. В. Головнева. Поселение было обнесено оборонит. валом и рвом. Жилища – каркасные полуземлянки, крытые дерном и шкурами. Детали конструкции жилищ скрепляли с помощью рогов сев. оленя, веревок из ремней и травы. ЯРТЕ – VI Найдены наконечники стрел, обломки луков, кусок кольчуги, ножи, топоры, фрагменты глиняных сосудов, медных котлов, деревянной и берестяной посуды, скребки для обработки шкур, маски для защиты глаз от солнца, костяные и деревянные гребни, украшения, детали одежды, принадлежности культа. Основное занятия обитателей городища – охота на сев. оленя во время сезонных миграций и переправы стад через р. Юрибей, а также ловля рыбы на соседних проточных озерах. (На городище найдены рыболовные грузила и поплавки от сетей). Сихиртя, к которым принадлежали обитатели городища, составили северный компонент этногенеза ненцев ЯРТЕ – VI Заключение На сегодняшний день на территории ЯНАО известны археологические памятники, практически, всех эпох – камня, бронзы и железа; проблематика научных исследований охватывает широкий круг тем: хозяйственно-культурная адаптация и типология хозяйства, пути и способы освоения человеком северных территорий, этно - и культурогенез, древнее искусство, культурные связи и т.д. Памятники, которые сибирские археологи выбрали для исследования, привлекли их в первую очередь своей уникальностью. Это первые памятники с замороженным культурным слоем. То есть все предметы материальной культуры и постройки замерзали в культурном слое в том виде, в котором они существовали «при жизни», сохранив все, вплоть до «аромата эпохи». В целом, археологические материалы, полученные при раскопках, значительно расширили и несколько изменили существовавшие до сих пор представления о жизни Ямала, основанные на отрывочных сведениях из письменных источников. Более того, уже сейчас они дают возможность явственно представить себе особенности быта средневековых городов: даже всемирно известный Великий Новгород не может похвалиться, такой прекрасной сохранностью изделий из органических материалов. Эти памятники дают уникальный исторический материал. Особенно это касается различных строений, потому что так хорошо сохранившихся деревянных построек XIV--XVI веков, созданных руками местных жителей нет нигде. Раскопки поселений значительно расширили диапазон источников: кроме керамики, камня и бронзы, были обнаружены предметы из кости, дерева, растительных волокон, кожи и меха. К сожалению, многие археологические местонахождения представляют собой разрушенные ветрами и оползнями участки мысов и сопок, находятся в катастрофическом состоянии, а культурный слой вскрыт лишь частично. Сохранность культурного слоя на таких памятниках очень незначительна. Как правило, там можно обнаружить лишь несколько лежащих на поверхности осколков керамики, да один-два обломка обработанных костей или камней. Тем более внимательно и осторожно следует относиться к этим едва заметным тундровым памятникам: ни в коем случае нельзя изменять расположение находок, каждое подобное местонахождение должно быть сохранено и зафиксировано в своде археологических памятников Ямала. 1. Общественно-политический, историко-культурный журнал «Ямальский меридиан», г. Салехард, 2010-2011 гг.2. Фотографии из архива МВК им. Шемановского.3. Головнев А.В., Зайцев Г.С. История Ямала, Тобольск-Яр-Сале, 19924. Житков Б.М. Полуостров Ямал. СПб, 1913 5. Историко-этнографический атлас Сибириwww.cultura-yamala.ru/news/detail.php?ID=999bibliofond.ru/view.aspx?id=29606yamal.uran.ru/index/ru/articles?paper_id=9rudocs.exdat.com/docs/index-329089.html Список использованных ресурсов