Технологическая карта урока Тема богатырей в музыке

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет МУЗЫКА
Класс 5

Тема урока

ТЕМА БОГАТЫРЕЙ В МУЗЫКЕ

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

1.Понимать значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа.
2. Знать о музыкальном жанре «симфония».
3. Умение определять связи музыки и живописи.
1. Умение самостоятельно формулировать тему и задачи урока.
2. Умение находить сходства и отличия в музыкальных произведениях.
3. Умение давать определения понятиям.
1. Уважение к фольклорным традициям русского народа.
2. Чувство гордости за свою Родину, силу духа русского народа.
3. Развитие эмоциональной сферы.
4. Находить ассоциативные связи между художественными образами искусства.

Решаемые учебные проблемы
Проблема современности образа богатырей, сохранения национальной культуры, присвоение ценностей.

Основные понятия, изучаемые на уроке
Симфония, фортепианный цикл, фольклор, сказители, былина

Вид используемых на уроке средств ИКТ
Компьютер, проектор, экран.

Методическое назначение средств ИКТ
Компьютер - универсальное устройство обработки информации.
Проектор – радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.
Экран для проецирования изображения с компьютера.

Аппаратное и программное обеспечение
Программа Microsoft PowerPoint, проигрыватель Windows Media

Образовательные интернет-ресурсы
Электронные образовательные ресурсы. Предмет «Музыка» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Википедия свободная энциклопедия - ru.wikipedia.org
«Belcanto.ru» belcanto.ru


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование
конкретного
образовательного
результата/группы
результатов
1. Потребность в общении с музыкой.
2. Положительный настрой на урок.
3. Формулировка темы урока.
4. Постановка задач урока.
5. Умение выслушать чужое мнение.
6. Чувство ответственности за предложение темы и задач урока.

Длительность этапа
3 минуты

Содержание этапа
1.Приветствие друг друга.
2. Просмотр видеофрагмента.
3. Ответы на вопрос учителя «Что объединяет эти изображения?»
4. Формулировка темы урока.
5. Определение задач и целей урока.

Виды УУД.
Личностные.
Самоопределение.

1. Формирование положительного отношения к школе.
2. Чувство необходимости учения


Смыслообразование
Интерес к новому.


Регулятивные.
Целеполагание
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимся,
и того, что еще неизвестно.


Планирование
Определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного результата;
составление плана и
последовательности действий.


Прогнозирование
Предвосхищение результата
и уровня усвоения знаний.


Познавательные.
Логические
Рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей.


Коммуникативные. Взаимодействие
1. Строить понятные высказывания.
2. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.
3. Умение слушать собеседника.
4. Уметь позитивно относиться к процессу общения.

Методы обучения
Проблемное изложение, мозговой штурм.

Форма организации
деятельности
учащихся
Фронтальная.

Функции/роль учителя на данном этапе
Координатор,помощник, советник.

Основные виды
деятельности
учителя
Учитель приветствует обучающихся;
демонстрирует фильм;
выслушивает мнения;
подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач.

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
1. Учащиеся настраиваются на урок, высказывают свои ожидания.
2. Подготовка к осознанному восприятию музыки.
3. Умение формулировать цели.

Длительность этапа
3 минуты

Виды УУД.
Личностные.
Самоопределение.

Чувство необходимости учения


Смыслообразование
Формирование
ценностных ориентиров и
смыслов учебной деятельности на основе саморегуляции.


Регулятивные.
Целеполагание
Постановка учебной задачи
на основе решения проблемы.


Планирование
Определение цели слушания музыки.


Прогнозирование
Предвосхищение результата усвоения знаний.


Познавательные.
Логические
Выстраивание ответа на основе жизненного опыта. Умение приводить доказательства.


Коммуникативные. Взаимодействие
1. Строить понятные высказывания.
2. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.
3. Умение слушать собеседника.
4. Уметь позитивно относиться к процессу общения.


Методы обучения
Беседа.

Форма организации
деятельности
учащихся
Коллективная.

Функции/роль учителя на данном этапе
Задает вопросы.
Координирует беседу.
Предлагает вывод.
Настраивает на прослушивание музыки.

Основные виды
деятельности
учителя
Вопрос: «Назовите произведения искусства о богатырях?», «Интересна ли тема богатырей современным людям?» (Мультфильмы о богатырях)
«Почему на протяжении десяти веков интерес к богатырям не убывает?»

ЭТАП 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов
1. Умение давать определения.
2. Умение выявлять выразительные средства музыки.
3.Организовывать собственный процесс слушания.
4. Умение сравнивать и наблюдать.
5. Находить взаимосвязь между образом и способом его воплощения.
6. Соответствовать нормам слушательской культуры.
7. Развитие вокальных навыков.

Длительность этапа
30 минут.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата
1.Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану.
2. Слушание отрывка из симфонии №2 Бородина.
3.Обсуждение особенностей выразительных средств музыки.
4. Составление «Графика настроения».
5. Сопоставление с картиной «Богатыри» Васнецова.
6. Подбор пословиц и поговорок.
7. Слушание музыки «Богатырские ворота» Мусоргского
8. Пропевание тем симфонии и пьесы, нахождение «Музыкальных бус»

Виды УУД.
Личностные.
Самоопределение.

1. Формирование положительного отношения к своим возможностям. 2. Стремление к реализации творческого потенциала.
3. Готовность выражать свою творческую позицию.
4. Развитие жизненного оптимизма.


Смыслообразование
Интерес к новому.


Регулятивные.
Целеполагание
1. Понимание музыкального произведения как мысли, выраженной в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
2. Осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке.
3. Коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности.


Планирование
1.Определение последовательности действий при составлении «Графика настроения» с учетом конечного результата.
2. Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства.


Прогнозирование
1. Прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством.


Познавательные.
Моделирование
1. Приобщение к шедеврам русской музыкальной культуры.
2. Формированию целостной художественной картины мира.
3.Воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе.
4. Развитие творческого, символического мышления, воображения, памяти и внимания.


Коммуникативные. Взаимодействие
1. Передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи.
2. Самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

Методы обучения
- метод сравнения и сопоставления (найти общие черты в двух музыкальных отрывках);
- метод вариативности впечатлений (услышать воплощение темы богатырей в разных вариантах с целью раскрытия многообразия и многоаспектности художественного образа);
-метод создания игровых ситуаций;
- интонационный анализ художественных произведений;
- метод обобщения (как стимулирования выводов, сделанных в результате применения всех вышеизложенных приемов).

Форма организации
деятельности
учащихся
Групповой, индивидуальный.

Функции/роль учителя на данном этапе
Учитель разъясняет, консультирует по построению графика, предлагает ознакомиться с музыкальным произведением, ставит проблему, озвучивает предложенные решения, подводит итог.

Основные виды
деятельности
учителя
Инструктаж по составлению графика.
Включение аудиозаписи.
Проблема: «Почему автор проводит тему богатырей не один, не два, а ТРИ раза?»
Прозвучала тема. Богатырь один. Какая пословица подойдет такому случаю?
Координатор обсуждения.
Второй раз звучит тема. Предложите пословицу.
Делает вывод: «Только вместе можно победить».
Включение аудиозаписи «Богатырские ворота» Мусоргского.
Предложить найти подходящий нотный рисунок («Бусы»)

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа
5 минут

Содержание этапа
Игра: «Поправь барона Мюнгхаузена»
Музыкальная викторина «Найди меня»


Личностные.
Самоопределение.

1. Вера в собственные силы.
2. Формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности.
3. Развитие чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


Регулятивные.

Оценка собственной деятельности. Определение уровня своих знаний.
Коррекция знаний, внесение необходимых корректив.


Познавательные.
Логические
Выстраивание ответа на основе жизненного опыта, новых знаний и впечатлений, полученных на уроке. Умение приводить доказательства.


Коммуникативные.
1. Строить понятные высказывания.
2. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.
3. Умение слушать собеседника.
4. Уметь позитивно относиться к процессу обучения.
общения.

Методы контроля
Исправление неверных утверждений.

Способы коррекции
Повторение.
Индивидуальная коррекция.

Форма организации
деятельности
учащихся
Групповая, индивидуальная

Функции/роль учителя на данном этапе
Организует, направляет, консультирует по правилам игры.

Основные виды
деятельности
учителя
Показ презентации, чтение утверждений, организация викторины.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность этапа
4 минуты

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам
Закончи предложение:
«Мне понравилось», «Мне было трудно», «Мне показалось интересным», «Я постараюсь запомнить.» и др.

Основные виды
деятельности
учителя
Показ презентации.
Беседа.
Уточняющие вопросы при необходимости.

Функции/роль учителя на данном этапе
Организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки:
а) организовать выявление учащимися места затруднения;
б) организовать выявление учащимися причины затруднения;
в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.

Форма организации
деятельности
учащихся
Фронтальная, индивидуальная.


Личностные.
Самоопределение.

1. Вера в собственные силы.
2. Формирование внутренней мотивации к применению знаний и впечатлений.
3. Осмысление собственных результатов.


Регулятивные.

1.Оценка собственной деятельности.
2.Оценка своего настроения.


Познавательные.
Логические
1. Анализ деятельности одноклассников.
2. Анализ собственной деятельности.
3. Осмысление результатов деятельности.


Коммуникативные.
1. Строить понятные высказывания.
2. Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения.
3. Умение слушать собеседника.
4. Уметь позитивно относиться к процессу обучения.












15