Сценарий районного методического объединения для воспитателей Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста


Сценарий РМО для воспитателей «Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
1. Вступительное слово заведующей.
        Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
        Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
        Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
        Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. 
Итак, актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.
Поэтому главная задача старших воспитателей выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных в организации работы по обеспечению безопасности детей. Довести до воспитателей важность работы с детьми по изучению правил безопасности и ответственности за жизнь и безопасность дошкольников. Для этого нами была разработана деловая игра, " Встать, суд идет", в которой раскрывается мера ответственности за качество данной работы.
2. Деловая игра «Встать, суд идет! »
ЦЕЛЬ: Представить систему работы ДОУ по программе ОБЖ
Задачи:
- повысить активность педагогического коллектива в работе по обучению детей правилам безопасности;
- активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по пропаганде безопасного образа жизни.
- Закрепление теоретических знаний педагогов по теме, отработки навыков практического опыта их применения.
Участники игры:
Судья (ваша честь, государственный обвинитель (прокурор, государственный защитник (адвокат, секретарь судебного заседания истец, ответчик, свидетели – воспитатели, родители.
Ход игры:
Секретарь: Встать суд идет!
Все встают входит судья здоровается и просит сесть.
Судья: Здравствуйте, судебное заседание объявляется открытым прошу секретаря объявить явку cудебных слушателей.
Секретарь: Ваша честь на заседании отсутствующих нет. Ответчик отказался от адвоката и будет защищать себя сам.
Судья: Спасибо. Слушается дело о низком уровне работы коллектива МАДОУ ЦРР д/с№7 по программе ОБЖ раздел «формирование у дошкольников основ безопасного поведения».
Представляю вам сторону обвинения это прокурор Фаткуллина Гузель Шакуровна и истец инспектор отдела образования, так же сторона защиты в лице ответчика Галимовой Ш.Р. Итак начнем. Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: В прокуратуру с.Буздяк поступил иск об административном нарушении ст. воспитателя МАДОУ ЦРР – д/с№ 7 за низкий уровень организации работы педагогов ДОУ в обучении дошкольников правилам безопасности.
Инспектором отдела образования Буздякского района 4 сентября 2014 года в ДОУ № 7 была проведена проверка с целью выполнения программы ОБЖ по обучению дошкольников основам безопасности .
Проверка проводилась по следующим разделам:
• Наличие в годовых планах ДОУ работы по пропаганде правил безопасности.
• Наличие в планах занятий с детьми по ОБЖ
• Работа с детьми вне занятий
• Наличие кабинета по безопасности дорожного движения
• Наличие атрибутов и методических пособий
• Наличие уголков безопасности для детей и родителей
• Работа с родителями
По результатам этой проверки было установлено, что коллектив ДОУ №7 уделяет недостаточно внимания разделу «Формирование основ безопасности». работа в ДОУ ведется в системе, но нет результативности работы по данному разделу, нет достаточного обеспечения к играм детей по правилам дорожного движения, нет четкой и последовательной работы с родителями.
Судья: Ответчик, встаньте. Вам понятна суть предъявляемых Вам обвинений?
Ответчик: Да Ваша честь
Судья: Ответчик, вы согласны с обвинением?
Ответчик: Нет ваша честь, не согласна. Обвинение не имеет серьезных оснований, так как проводилась проверка документации, коллектив педагогов не имел возможности предоставить доказательства своей работы.
Судья: У сторон есть что еще добавить?
Прокурор: нет Ваша честь
Ответчик: нет Ваша честь
Судья: Если защита и обвинение высказались, приступим к допросу сторон.
Истец, прошу встать и пройти к трибуне (истец встаёт перед судьёй, представьтесь пожалуйста (ф. и. о, кем и где работаете) .
Обвинение можете начинать допрос.
Прокурор: скажите с какой целью и когда вы посетили ДОУ №7
Истец: Ваша честь, не для кого не секрет что проблема профилактики детской безопасности является весьма актуальной и практически значимой, инспекция по контролю образовательного процесса вынесла решение во время проверки готовности ДОУ к новому учебному году проводить обследование работы ДОУ с целью выполнения программы ОБЖ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.
Прокурор: так и что же вы обнаружили при обследовании во время проверки?
Истец: Проверка документации показала:
• в ДОУ имеется план по профилактике ДДТ, но он не соответствует требованиям
• обнаружено грубое нарушение - в журнал регистрации выхода детей за территорию ДОУ не занесены, дата и время целевых прогулок.
• в группах мало методической литературы, наглядного пособия, атрибутов к подвижным играм
• работа с родителями не поставлена на должный уровень.
Прокурор: у меня больше нет вопросов.
Судья: у ответчика есть вопросы
Ответчик: да Ваша честь.
Судья: пожалуйста, начинайте.
Ответчик: скажите, а старший воспитатель согласился с вашим заключением
Истец: нет.
Ответчик: старший воспитатель предлагала вам побеседовать с воспитателями.
Истец: да, но я не собираю доказательств педагогов, а проверяю документацию, делаю заключение.
Ответчик: у меня больше нет вопросов.
Судья: Хорошо. Прошу, садитесь. Суд приступает к допросу обвиняемого, обвиняемый встаньте и пройдите к трибуне. (проходит) назовите ф. и. о. … .), где и кем работаете (. ) .
Прошу прокурора начать допрос.
Прокурор: Скажите, а у вас в детском саду есть определенная система работы с детьми и родителями по формированию основ безопасности
Ответчик: Да, Ваша честь.
Прокурор: А вы не могли бы рассказать поподробнее?
ответчик: Ваша Честь, содержание работы в данном направлении очень ясно представлено в презентации. Разрешите представить видеоматериалы в качестве доказательства?
Судья: да, разрешаю. Прошу секретаря помочь в показе.
Просмотр презентации.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Ответчик: «Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
В своей работе мы руководствуемся примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы». Так же используем программу "Основы безопасности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности.
Раньше образовательная область «Безопасность» была самостоятельным разделом. Сейчас в соответствии с ФГОС, «Безопасность» является одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативного развития».
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
- формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
- Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения “Опасно - не опасно”
- Научить ребенка быть внимательным, осторожными предусмотрительным (ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки)
- Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Основные направления работы по формированию безопасного поведения в ДОУ
- Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения
- Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки
- Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения
- Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке
- Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке
- Занятия проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил
- Развивать качества ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения
Этапы реализации данных задач:
1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации детей по ОБЖ
Специально организованная деятельность
- непосредственно образовательная деятельность
- экскурсии
- развлечения
2. совместная деятельность
- наблюдения
- драматизация сказок
- беседы
-чтение художественной литературы
- игры (подвижные, дидактические, тренинги)
- просмотр мультфильмов и презентаций
3.самостоятельная деятельность
- сюжетно-ролевые игры
- рассматривание иллюстраций
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников в группах мы оборудовали Уголки безопасности.
В него входят различные альбомы, дидактический материал, плакаты, сюжетно-ролевые, дидактические игры, атрибуты к подвижным играм, художественная литература.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов, анкетирование родителей, родительские собрания, организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ.
Для успешной реализации поставленных задач в своей работе используем метод проектов, который предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности во всех блоках учебно-воспитательного процесса:
1) Организованная деятельность;
2) Совместная деятельность;
3) Самостоятельная деятельность.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проекта позволяет охватить всех участников образовательного процесса. Это дети, родители и педагоги. Что обеспечивает глубокое и качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения дома, на улице, в природе, стимулирование у детей самостоятельности в принятии правильных решений и ответственности.
Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:
1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Прокурор: Ответчик, в своем выступлении вы упомянули о формах организации работы по безопасности. Можете ли вы доказать вышесказанное.
Ответчик. Да конечно. Ваша честь разрешите пригласить свидетеля защиты воспитателя средней группы вместе со своими воспитанниками. Они представят вниманию присутствующих развлечение по пожарной безопасности.
Судья: да, разрешаю.
Развлечение средней группы «Волк и семеро козлят» – воспитатель Пасичняк Г.Р.
Судья: у стороны обвинения есть вопросы к свидетелю?
Прокурор: Гузель Раисовна, насколько часто в вашем детском саду проводятся такие мероприятия.
Свидетель: Развлечения проводятся один раз в неделю для детей младшего д.в. и 1 раз в две недели в группах старшего д.в. Тематика конечно разная, не только по безопасности. Но практически в любом развлечении есть задачи по ОБЖ.
Судья: Хорошо. Свидетель, вы можете быть свободны. Продолжим допрос обвиняемого.
Судья: Ответчик, у вас есть еще материалы, которые вы бы хотели предоставить суду.
Ответчик: Да конечно. Ваша честь разрешите представить видео фрагменты мероприятий в качестве доказательств.
Судья: да, разрешаю.
Судья: у прокурора есть вопросы к ответчику?
Прокурор: нет ваша честь.
Ответчик: В своей работе мы очень часто используем метод проектов. Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. По просту говоря это решение конкретной задачи в комплексе.
Ваша честь разрешите пригласить свидетелей защиты для демонстрации проекта в области «безопасность»
Судья: да, разрешаю.
Ответчик: Мы хотели бы представить вниманию присутствующих проект для одной группы (средняя группа) по правилам дорожного движения и более обширный проект, который охватывает практически все группы детского сада и включает в себя все разделы безопасности.
1. Презентация проекта
«Азбука безопасности на дороге» - Гимранова Г.Ф.
Презентация проекта
«Осторожен будь всегда» - Галимова Ш.Р.
Судья: у прокурора есть вопросы к свидетелям?
Прокурор: Нет ваша честь. Разрешите вызвать свидетеля со стороны обвинения.
Судья: Свидетель, пройдите к трибуне. (проходит) назовите ф. и. о. … .), где проживаете, где и кем работаете (. ) .Прошу прокурора начать допрос.
Прокурор: Дилара Альбертовна, вы довольны работой воспитателей детского сада.
1 Родительница: Да, меня вполне устраивает работа воспитателей. Моя дочь с удовольствием посещает детский сад.
Прокурор: как вы думаете свидетель, ведется ли работа по формированию основ безопасности с детьми.
1 Родительница: Да, моя дочь часто рассказывает об этом дома. Но я считаю, что нечего забивать ребенку голову какими -то правилами, дорожными знаками правила она выучит их и в школе. Пусть она больше играет, общается с детьми, а через дорогу я ее всегда перевожу сама. Зачем лишать ребенка радостей детства.
Ответчик: А вы посещали родительское собрание по теме: «Безопасность ребенка……»
1 Родительница: Нет. В это время я была на работе.
Судья: у сторон есть вопросы к свидетелю?
Прокурор: нет, ваша честь.
Ответчик: нет, ваша честь Прошу вызвать свидетеля со стороны защиты.
Судья: Свидетель, займите свое место в зале. Прошу пригласить свидетеля со стороны защиты.
Судья: Свидетель, пройдите к трибуне. (проходит) назовите ф. и. о. … .), где проживаете, где и кем работаете (. ). Прошу сторону оветчика начать допрос.
Ответчик: У вас есть дети, посещающие ДОУ № 7?
2 Родительница: Да. У меня есть сын Ванечка, который посещает этот д/с.
Адвокат: Сколько лет вашему сыну и какую группу он посещает?
2 Родительница: Ему пять лет, он ходит в старшую группу.
Адвокат : Вы знаете, чем занимаются дети в детском саду.?
2 Родительница: Да, конечно, я знаю, что с детьми проводится очень много занятий по математике, рисованию, лепке, музыкальные.
Ответчик: А что именно рассказывал ваш сын про эти занятия?
2 Родительница: Он очень много и с удовольствием рассказывал: как они играли в игру, где он был то пешеходом, то пассажиром, то светофором. Он знает много стихов о правилах дорожного движения, которые они учат в д/с. Он во всех подробностях, рассказывает какие новые игры появляются у них в группе.
Ответчик: Как вы относитесь к тому, что вашего сына обучают правилам безопасности, нужно ли это детям дошкольного возраста? Может быть детям все же лучше играть и больше гулять.
2 Родительница: Я только рада тому, что мой ребенок учится этому в д/с, ведь ему через год идти в школу и ему просто необходимо знать эти правила. А на счет того, что детям лучше – больше играть или учить правила, конечно же играть, но играя – обучать. Вот например, недавно меня попросили помочь сделать атрибуты к сюжетно-ролевой игре, мы всей семьей делали эти атрибуты, было так здорово, какая то творческая обстановка. Все вместе общаемся. Наш ребенок был так горд, что это именно он вместе с родителями что то сделал для группы. Потом он рассказывал, как они играли, что другие дети тоже принесли игрушки. Один раз они так разыгрались, что он не захотел домой идти, в сентябре месяце было общее родительское собрание, посвященное безопасности. Нам рассказали о важности обучения детей правилам безопасного поведения, проконсультировали, как нужно прививать навыки безопасности детям. Представили видеоматериалы. И я поняла, что все обучение проводится через игру, поэтому детям интересно на таких занятиях.
Судья: Спасибо, можете занять место в зале суда. У сторон есть еще вопросы к ответчику?
Прокурор: Нет.
Судья: Если у сторон нет вопросов, переходим к прениям.
Прокурор: Учитывая, что сторона защиты предоставила доказательства о том, что в ДОУ уделяется достаточно внимания разделу «Обучение дошкольников правилам безопасности, что работа в ДОУ ведется в системе. Все же я настаиваю, что в работе ДОУ имеют место нарушения: план работы ДОУ не согласован….; в журнале регистрации выхода детей за территорию ДОУ, не внесены отметки о дате и времени целевых прогулок.
На основании изложенного прошу старшего воспитателя Галимову Шакиру Раисовну привлечь к административной ответственности – в виде штрафа 2 МРОТ.
Ответчик: Я в свою очередь хочу сказать, что суду представлено достаточно доказательств о том, что работа ДОУ ведется в системе. Т. е в каждой группе имеется план работы с учетом возрастных особенностей детей по разделу «Безопасность», оформлены уголки безопасности, с детьми организовываются выставки работ и рисунков, проводятся родительские собрания, оформлены информационные уголки для родителей. Все это подтверждается показаниями свидетелей.
На основании того, что замечания проверяющего инспектора были учтены: в годовой план работы были согласованы, ; начиная с нового учебного года в журнале фиксируются все выходы детей за территорию детского сада прошу работу ДОУ признать систематизированной, и снять все обвинения.
Секретарь: Прошу всех встать, суд удаляется на совещание.
ФИЗМИНУТКА
Секретарь: Прошу всех встать, суд идет!
Судья: Суд вынес решение: старшего воспитателя Галимову Шакиру Раисовну оправдать. Работу ДОУ № 7 считать систематизированной.
Решение суда может быть обжаловано в течение 14 дней.