Интегрированный урок литературы и риторики «ВЕСНА, ВЕСНА, КАК МНОГО В СЕБЕ ТАИТ ОНА…» (8 класс)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11» города Тамбова
«ВЕСНА, ВЕСНА, КАК МНОГО
В СЕБЕ ТАИТ ОНА…»
( урок литературы и риторики 8 класс)

Подготовила и провела учитель
русского языка и литературы Муравьева Н.В.
2014 год
ЦЕЛИ:
формировать умение системной работы над анализом поэтических произведений, навыки анализа и сопоставления;
познакомить с основными художественными особенностями пейзажной лирики Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина, А.Твардовского, Н.Заболоцкого;
совершенствовать навык работы в творческих группах.
Учить учащихся создавать ученические проекты, выдвигать гипотизу, вести наблюдения, делать выводы, брать интервью.
Оборудование урока:
Слайды весенних пейзажных зарисовок родного Тамбова;
Музыка из альбома «Времена года» П.И.Чайковского «Подснежник»;
Раздаточный дидактический материал: памятки, тексты стихотворений.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
- Ребята, сейчас мы будем слушать музыкальную пьесу из альбома П.И.Чайковского «Подснежник», а потом вы мне расскажите, какие чувства и ассоциации вызвала у вас эта музыка.
(звучит музыка, идет обмен мнениями)
-Действительно, эта музыка нежная, радостная, это мелодия весны.
-А теперь попробуйте сказать, какие ассоциации вызывает в ваших душах слово «Весна» (одним или двумя словами).
(отвечает каждый ученик быстро и четко)
-Какой мы можем сделать вывод, что же такое весна? (пробуждение природы, радость, хочется в весенний лес пойти, веселиться, быть на природе, общаться с людьми и т.д.)
2.Чтение стихотворений Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина и др.
(чтение готовится заранее)
Задание: Во время чтения вы наблюдаете, как создается образ весны в этих стихотворениях (тексты стихотворений лежат на парте)
3.Работа в группах. Анализ стихотворений и заполнение таблицы.
- Какие чувства испытывают лирические герои этих стихотворений?
-Совпадают ли они с вашими чувствами, эмоциями?
-Что помогает авторам этих стихотворений так тонко передать внутренний мир лирических героев, их мироощущения, вызываемые приходом весны?
4. Работа с текстами стихотворений.
Стихотворения: А.Твардовский «Отыграли по дымным оврагам…»
Н Заболоцкий «Я воспитан природой суровой»
План работы над стихотворениями:
а) Выразительное чтение стихотворений;
б) Каковы лирические герои в этих стихотворениях? Что их объединяет?
(они патриоты, любят свою малую родину, восхищаются и любуются ею)
в) Какие выразительные средства языка помогают авторам передать читателям эти чувства?
- Ребята, подумайте и скажите, как вы понимаете термин «малая родина»?
Что является вашей малой родиной?
(Да, это наш красивый старинный город Тамбов. На уроке риторики вы получите задание: создать проект «Весна в родном городе», над проектами вы будете работать в группах того же состава)- А сейчас мы подведем итоги нашего урока:
-Что же такое весна?
5. Разработка кластера. ( На материале наблюдений, сделанных на уроке«Весна, весна, как много таит в себе она…»)Темы, отраженные в кластере, будут темами ученических проектов.
6.Подведение итогов.
- Возможно ли провести параллель между словами «Весна» и «Жизнь», если да, то почему?
7. Игра «Буриме»
- В заключение нашего урока вам предлагается самим сочинить стихи. Эта игра называется «Буриме» (объясняются правила игры)
8. Д/з. Написать небольшую творческую работу «Весна – лучшее время года», к уроку риторики подготовить ученические проекты:
«Весна – пробуждение природы»
«Весна – красота жизни»
«Весна – это цветопись жизни»
«Весна – это звукопись жизни»
«Весна – пробуждение души человека»
ИГРА «БУРИМЕ»
Четверостишья, сочиненные учащимися:
Пришла Весна, Ручей бежит,
Весна красна, Ручей журчит,
Поет скворец- Ручей поет,
Весны гонец. Весну зовет.

Дует ветер в чистом поле,
На траве блестит роса,
Это значит - очень скоро
В город к нам придет весна.
Весна, весна!
И вновь в смятении душа,
Зовет куда – то и тревожит
И манит в дальние края.