Интегрированный урок литературы и истории Поучения Владимира Мономаха


Муниципальное образовательное учреждение
«Оленегорская средняя общеобразовательная школа»
Юкагирского национального наслега
Аллайховского района Республики Саха (Якутия)
Интегрированный урок по изучению
«Поучения Владимира Мономаха».
Подготовила
Никитина Матрена Ивановна,
учитель русского языка
и литературы


Цели:
образовательные:
- систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.
развивающие:
- развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами; совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации;
воспитательные:
- воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе; воспитание у учащихся нравственных качеств через образ Владимира Мономаха.
Предварительное домашнее задание: учащиеся получили дополнительно задания, выходящие в область других учебных предметов:
На уроках истории и географии
– подготовить материал о Киевской Руси конца ХI – начало ХII в.
- составить карту Киевской Руси этого периода, выявляя ее политические, экономические и культурные связи с другими государствами Европы и Азии.
- на библиотечных уроках собрать сведения о личности древнерусского князя, о летописании на Руси после принятия христианства; знакомство с другими текстами этого периода: «Словом о Законе и Благодати» Иллариона, «Житии Бориса и Глеба».
- на уроках МХК и информатики на материале Софии Киевской и Черниговского Спасского собора – материал о древнем зодчестве ; секреты мозаики, фресковой живописи (интерьер Софии) и иконописи («Владимирская богоматерь», «Ангел Златые власа»)
Тип урока: интегрированный урок литературы, истории, информатики и МХК.
Методы: интеграция, исследовательский метод, беседа, рассказ, анализ.
Эпиграф к уроку: «Имеющий уши, да услышит…» (из «Евангелия» от Матфея).
Какие качества мы больше всего ценим в человеке? А что больше всего в нем ценилось в древние времена? Сделайте свое заключение , исходя из анализа древнерусского текста.
Каким предстает в «Поучении» Владимир Мономах? Насколько его мысли и чувства близки нам сегодня? Попробуйте нарисовать психологический портрет древнерусского князя?
Как Владимир Мономах служил своей родной земле? Что он завещает своим детям, своим потомкам?
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся.
Здравствуйте, ребята и гости. Сегодня у нас необычное занятие, потому что мы проводим совместный урок истории, литературы и информатики. Надеемся, вам будет интересно, о чём пойдёт речь на уроке. Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ - «Поучением» Владимира Мономаха.
В качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова из «Евангелия» от Матфея: «Имеющий уши, да услышит».
Ребята, исходя из темы урока и эпиграфа, озвучьте учебную задачу урока. ((Необходимо выяснить, в чём заключается значение «Поучения» в наше время, чем оно интересно для нас.) Учитель. Итак, приступим к работе.
Поучение – это один из жанров ДРЛ. Давайте обратимся к теории литературы и вспомним, что это за жанр и какие ещё жанры существовали в ДРЛ. (Называют жанры: поучение, повесть, летопись, житие, и др.)
Учитель обсуждает особенности каждого жанра (работа с презентацией).
Учитель. - В чём, на ваш взгляд, состоит значение ДРЛ?( Из произведений ДРЛ мы узнаём о жизни людей, которые жили в давние времена. Она помогает нам понять связь прошлого с настоящим и заглянуть в будущее.)Учитель: Ребята, мы знаем, что литература неразрывно связана с историей. И подробно о личности Владимира Мономаха, о времени, когда он жил нам расскажет учитель истории Кристина Георгиевна.
3.Презентация учителя истории об истории Киевской Руси XI-XII вв. и личности Владимира Мономаха
Презентация учащихся об особенностях культуры Киевской Руси XI-XII вв.
- Одной из задач, которую вы ставили, было выявить в личности Владимира Мономаха черты исторического деятеля. Какие черты вам показались важными? (Нам кажется, что Мономах был незаурядным человеком для своего времени, государственным деятелем русского средневековья. Он был человеком, который заботился в первую очередь о славе и чести родной земли.)- Как можно использовать вашу презентацию? ( Презентацию можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках истории, а также на классных часах.)
- К каким источникам вы обращались, работая над презентацией? (Мы прочитали много разной литературы: листали энциклопедии, справочники, а также просматривали Интернет, скачивая необходимые иллюстрации для презентации.)
- Вам было интересно работать над презентацией? (Да, мы многое узнали не только о самом Мономахе, но и о том времени, в которое он жил. Познакомились ближе с его личностью.)Учитель. (Классу) Ребята, а вам было интересно?
Учитель. Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал «Поучение», которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.
История создания и анализ «Поучения»
Какова история создания, структура и содержание «Поучения»? (Презентация «Поучение» Владимира Мономаха как завещание потомкам» (презентация). Задание классу: запишите сведения о «Поучении».
В 1110 -1118 г.г. была составлена лучшая русская летопись «Повесть временных лет». Первая редакция "Повести временных лет" создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Став Киевским князем, Мономах передал ведение летописи в Выдубицкий монастырь, игумен которого Сильвестр в 1116 г. составляет вторую редакцию "Повести временных лет". В 1118 г. в том же Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция "Повести временных лет". В эту редакцию включено "Поучение" Владимира Мономаха.
Повод, по которому написано «Поучение», отмечен самим Мономахом: к нему пришли послы его братьев с предложением выступить против князей Ростиславичей и выгнать их из отчины. Владимир Мономах опечалился этой попыткой нарушить новый порядок, раскрыл Псалтирь, нашел в ней утешение, а затем написал свое «Поучение» — к детям и к «иным, кто его услышит». Под этими «иными» Мономах явно имел в виду всех русских князей.
«Поучение» дошло до нас совершенно случайно, в единственном списке, в составе Лаврентьевской летописи, которая могла сгореть в московском пожаре 1812г., но не сгорела только потому, что была взята из библиотеки Н. М. Карамзиным.
«Поучение» Мономаха, по существу является своеобразным собранием его сочинений: это собственно «Поучение», его автобиография и письмо к князю Олегу Святославичу, убийце его сына.
В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего... Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите».
Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 80 и 3 больших воинских походов. Князь обращается и ко всем русским князьям, которым выпадет после него "держать" Русскую землю и заботиться о ее покое и процветании. Он учит князей и военному искусству, и искусству управления землей, призывает их отложить обиды, довольствоваться своим уделом и т. д.
Причем все то, о чем Мономах писал в своем "Поучении", было в буквальном смысле выстрадано им. Он мог с полным основанием сослаться на собственный опыт. В этом отношении совершенно уникально дошедшее до нас его письмо князю Олегу Черниговскому — его главному политическому противнику и личному врагу, более того, убийце его сына. Это письмо было написано в самый разгар войны между ними (начало 1097 года). События, явившиеся поводом к письму Мономаха, разыгрались в 1096 г. В междоусобной битве с войсками Олега Святославича под стенами Мурома был убит сын Мономаха — Изяслав.
Но Владимир прощает убийцу своего сына и по существу снимает с него ответственность за случившееся, предлагает заключить мир, забыв о прежних обидах, обещает вернуть отобранные волости — но лишь при условии, что и сам Олег смирится и оставит свою гордыню. В этом письме требования нравственного порядка: призывы к человечности, состраданию, христианскому долгу. По словам Д.С.Лихачёва, «письмо написано с удивительной искренностью, задушевностью и вместе с тем с большим достоинством. Это достоинство человека, сознающего свою огромную моральную силу. Мономах чувствует себя стоящим над мелочностью и суетой политики. Он заботится о правде и о своей стране».
В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, видящим большую пользу в познании христианских заповедей. Особенно ценным является то, что свою жизнь Владимир Мономах старался строить по тем же правилам, о которых написал в «Поучении». Это заставляет людей задумываться о взаимоотношениях между ними, совершенствовать свои нравственные принципы.
«Поучение» начинается с самоумаления князем Мономахом своей значимости как человека, признания своей греховности. Что это – закон жанра поучения или христианский «ритуал» в представлении человека? Как вы понимаете выражение «Сидя на санях», с которого начинается непосредственное обращение князя к детям и всем читателям его «грамотки»? Зачем переписчик включил в цикл произведений Владимира Мономаха – его собственного «Поучения» и рассказы о собственной жизни – письмо Мономаха к Олегу Святославичу, именуемому на Руси «Гориславич»? Владимир Мономах – христианин, проповедует любовь, милосердие и смирение, но не стесняется рассказывать о своих жестоких расправах не только с врагами Киевской Руси, но и с другими древнерусскими князьями и их воинами. Как можно объяснить эту противоречивость в поступках, делах ми мыслях Мономаха?
-Не кажется ли вам, что «Поучение» устарело в наши дни? (То, о чём писал Мономах, относится к понятиям «вечным», то есть таким, которые важны в любые времена, поэтому его значение будет актуально всегда.)
- Что вы узнали при чтении «Поучения»? Сам оригинал текста прочитать не смогли, нашли перевод. С удивлением обнаружили, что «Поучение» состоит из трёх частей. Мы узнали, что не все учёные придерживаются мнения, является ли оно единым произведением, так как Мономах создавал его части в разное время.)Какие же советы «благоверного князя» Владимира Мономаха кажутся вам полезными и актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к ним? (Дети готовят буклет с наставлениями сверстникам на манер «Поучения».Учитель. Чем вы объясните выбор таких советов своим сверстникам? (Нам кажется, для нас и наших сверстников главное – хорошо учиться, чтобы стать полезными своей родине; быть хорошими детьми для своих родителей, чтобы стать им опорой в будущем; быть здоровыми,; быть преданными своей родине. Эти истины никогда не устареют. О них говорил и Владимир Мономах в своём «Поучении», они важны и сейчас.) - Как можно практически использовать вашу работу? (Мы оформили свои советы в виде буклета и хотели бы раздать их присутствующим на уроке гостям, а также своим родителям и младшим братьям и сёстрам.)
Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали и честно заработали отличные оценки.
- А есть ли в якутской литературе похожее произведение? Какое и кто является автором?
4.Заключительное слово учителя. Выдающийся памятник ДРЛ - "Поучение" Владимира Мономаха- необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи конца XI века. Его пример удивителен. И поучителен для нас. В этом и заключается его значение для потомков.
5. Итоги урока. Рефлексия.
- А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам полученные умения и навыки в будущем?
Учитель. Готовясь самостоятельно к уроку, вы сумели добыть новые знания, осмыслили их и представили в виде презентаций. То есть вы показали, как можно использовать на практике свои знания. Спасибо за плодотворный и интересный урок.
6. Домашнее задание. Прочитать Послание Кулаковского якутской интеллигенции и сравнить с «Поучением».