Презентация к внеклассному мероприятию о мужестве и верности князей Бориса и Глеба (6-10 кл)


познакомить детей с нравственным подвигом святых благоверных князей Бориса и Глеба, как одних из символов покаяния, любви, терпения; раскрыть понятие физической и духовной храбрости; воспитать уважение к нравственному подвигу и стремление подражать героям Отечества. Святые Борис и Глеб положили начало чину страстотерпцев, до них неизвестному в Православной Церкви. Они последовали подвигу Христа. Подобно Сыну Божию, зная о неминуемой смерти, они не бежали от нее, а вольно шли на смертные страдания, поэтому они являются символом терпения, любви, силы духа.. И сейчас святые угодники Борис и Глеб молятся о стране нашей «богоугодней быти и сыновом Российским спастися». Борисоглебск живописно раскинулся на слиянии рек Вороны и Хопра. Возник как крепость Павловская. В 1704 стал именоваться городом Борисоглебском в честь Бориса и Глеба (в крещении Роман и Давид) — русских князей, сыновей киевского князя Владимира Святославича. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование и стремился посвятить жизнь исключительно служению Богу. Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом. Они отличались милосердием и сердечной добротой, были милостивы и отзывчивы к бедным, больным, обездоленным. Еще при жизни отца Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православной веры. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Князь Борис уже возвращался в Киев, у реки Альты (недалеко от южного Переяславля) получил известие, что его отец скончался, а брат Святополк, скрыв на некоторое время смерть великого князя, тайно схоронил Владимира и завладел престолом. Узнав о смерти отца, Борис сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!». Он остался лишь с приближенными и решил идти в Киев, чтобы приветствовать Святополка как «старшего брата и начального князя». Однако коварный и властолюбивый Святополк, не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, подослал к нему убийц. Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого. После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен), прикрыв хворостом. С тех пор на этом месте стали являться знамения: Явилося явление:Явился столб красный, огненный,От земли и до неба;К тому столбу огненномуСходилися-соезжалисяЦари, власти и патриархиИ все православные христиане,Служили молебны благочестныДвум братам, Борису и Глебу;Святые тела обретоша намДвух братов, Бориса да Глеба.От святых мощей было прощение.Погребали их, светов, со славою. Через несколько лет охотники, случайно проходившие мимо, нашли честное тело. Оно лежало целым: «Лежало ровно тридсять лет: Ни зверь их, ни птица не тронули, Ни мрачное помрачение, Ни солнечное попечение». Охотники рассказали обо всем этом в Смоленске. Тогда горожане, вместе с духовенством, отправились туда, где нашли тело. В нетленных мощах узнали благоверного князя Глеба. Мощи торжественно перенесли в Смоленск и положили в храме. Смерть Бориса и Глеба ужаснула русских людей и они стали стекаться к Ярославу Мудрому призывая его покарать нечестивца, покарать нечестивца, осквернившего русскую землю грехом братоубийства. Горько было Ярославу поднять меч на брата, но страшное преступление требовало возмездия. Когда, войско Ярослава Мудрого разбило Святополка, тот трусливо бежал. Ярослав запретил преследовать его, сказав: «Господь Сам совершит над ним Свой суд». Святополк долго скитался по разным землям, люди сторонились и презирали его. Так он и сгинул. «Повелел Господь земли подрезати, Подрезати и потрясати, И они землю подрезали, Подрезали и потрясали: Земля с кровию смешалася, - Вся вселенная ужаснулася,Словно в синиём море волны всколыхалися.Он думал, злодей, рай растворился, Ан сам сквозь сырой земли провалился». Ярослав узнал, что тело Глеба находится в Смоленске, послал за ним священников. По Днепру тело было привезено к Киеву, и все увидели благоверного князя как бы спящим: тело было, как у живого, и источало благоухание. Его положили в Вышгороде в могилу святого Бориса. Это случилось в 1021 году, и тогда же оба князя были причислены к лику святых, как страстотерпцы – так называются в Православной Церкви все христианские мученики, которые претерпели страдания во имя Иисуса Христа. Их жизнь была принесена в жертву основной христианской добродетели — любви. Первоначально Борис и Глеб стали почитаться как чудотворцы-целители, а затем русские люди и преимущественно княжеский род стали видеть в них своих заступников и молитвенников. В похвале святым, содержащейся в «Сказании», их называют заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей:«Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем». Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой О первом факте написании образа святых братьев сообщает Нестор в своём «Чтении о святых Борисе и Глебе» и связывает это с указанием Ярослава Мудрого:«повелѣ же и на иконѣ святою написати, да входяще вернии людии въ церковь ти видяще ею образъ написанъ, и акы самою зряще, ти тако с верою и любовию покланяющеся има и целующе образъ ею». Святые братья обычно представлены на иконах вдвоём, в полный рост. Их изображают в княжеских одеждах: круглых шапках, отороченных мехом, и плащах, в руки помещают мученический крест или крест с мечом, указывающий на их происхождение и воинскую славу. Данные о внешности Бориса сохранились в Сказании о Борисе и Глебе, написанном не позднее 1072 года:Телом был красив, высок, лицом кругл, плечи широкие, тонок в талии, глазами добр, весел лицом, возрастом мал и ус молодой еще был. О внешности Глеба таких сведений нет, и его, как младшего брата, изображают юным, безбородым, с длинными волосами, спадающими на плечи.[35] На иконах XV—XVI веков традиционным становится изображение святых во фронтальных одинаковых позах, на некоторых иконах фигурам предают излишнюю удлинённость, чтобы подчеркнуть внешнюю хрупкость. Также братьев изображают в небольшом развороте друг к другу, изображая их беседу. В честь Бориса и Глеба установлены следующие празднования (по юлианскому календарю): 2 мая — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде. 24 июля — совместное празднование святым. 5 сентября — память князя Глеба. Места, где были святые князья, издревле почитались священными. Первая часовня на крови во славу Бориса и Глеба существовала ещё до 1073 года и именовалась Альтская божница. В 1664 году на том месте был установлен каменный крест. В честь святых братьев возникло много церквей, памятников и обителей в разных городах России. Вышгород, собор святых мучеников Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь в Кидекше под Суздалем (1152 год); В нашем городе в честь святых братьев Бориса и Глеба в 1703 году была построена часовня. В 1706 году она сгорела, и вместо нее был построен деревянный собор, простоявший до 1784 года. В этом же году на средства прихожан было начато строительство нового кирпичного здания храма, сохранившегося до нынешнего дня. В 1937 году храм был закрыт и осквернен, церковная утварь разграблена, а здание превращено в склад стройматериалов. С 1992 года начались реставрационные работы которые ведутся до сих пор. В день памяти святых страстотерпцев российских Бориса и Глеба 15 мая по Борисоглебску свершаются Крестные ходы от трех городских храмов к Церкви святых Бориса и Глеба. И память святых братьев Бориса и Глеба навеки сохранится в народе, ведь они сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28). Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые». Актуальна эта история и в наши дни. Борьба за власть и наживу, стремление к материальному накоплению, это то что сейчас переполняет наше общество. В наши дни очень нужны моральные примеры нестяжательства, милосердия, доброты и любви.