План урока по истории России по теме:Новые явления в экономике


План урока по истории России (конец16-18век) в 7 классе по теме:
Новые явления в экономике.
Учитель СОШ №12 г. Кунгура –Ваккер Галина Васильевна.
Цели урока: -создание условий для овладения УУД в процессе изучения темы;
-способствовать развитию познавательного интереса;
-Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою малую Родину.
Задачи: -показать на примере возможности использования текста и карты для извлечения нового знания;
-раскрыть основные определения темы;
Оборудование урока: Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., «Просвещение», 2002. Карта России 17 века. Ремесленные изделия: деревянные ложки, туески, кованые гвозди, мешочек с солью, льняная ткань и др.
План урока:
Последствия Смуты
Сельское хозяйство-основа экономики.
Ремесло-мелкотоварное производство
Мануфактура. Первые промышленники-предприниматели.
Торговля. Складывание Всероссийского рынка.
Ход урока:
1.Работа с текстом учебника. Прочтите в учебнике, на с. 33 Последствия Смуты.
Ответьте на вопросы: - Какие земли России пострадали больше всего? Как вы думаете почему?
-Что явилось главной причиной разорения? Почему и куда бежали крестьяне? Чем было опасно оскудение дворянства?
2. Работа с текстом учебника, илл. на с.35 и тетрадью:
Рассмотрим иллюстрацию на с. 35 «Жатва». Фреска 17 века из храма Ильи Пророка в Ярославле. Как вы думаете, почему полевые работы изображены на стенах храма? («Хлеб наш насущный дашь нам днесь…»)?
Подумайте, что необходимо было предпринять для подъема хозяйства в условиях, когда многие дворяне лишились своих земель, а крестьяне разбежались? прочтите и ответьте на вопрос: что было сделано царем Михаилом для возрождения и укрепления дворянских усадеб?
Начните составлять схему: действия царя по укреплению экономики.
Что было сделано для возрождения и укрепления крестьянских хозяйств? дополните схему в тетради.
Как вы понимаете, что такое специализация отдельных районов страны и как она отразилась на развитии торговли? Допишите схему.
3-5. Работа с картой, илл. На с.36-37,выступления учащихся о с/х и ремесленном производстве ( конопляном, льняном, соляных промыслах Строгановых на Урале, о выделке кож и выращивании ржи в Кунгуре-краеведческий материал), работа с документом на с.40. составление таблицы:
- Рассмотрите легенду карты: что обозначают различные цвета? Какие районы страны были больше всего развиты, где сосредоточились основные ремесленные центры? Какие ярмарки вы видите на карте? Работа в парах.
-Прочтите документ на с. 40 «…Из донесения шведского представителя в Москве…» Покажите на карте, где и какие товары производились в России?
-сообщения о конопляном и льняном, поташном производстве, о выращивании хлеба в Кунгуре(краеведческий материал).
Начнем заполнять таблицу:
Отрасли хозяйства Города, районы страны Что производили?
с/х Ремесленное и мануфактурное производство -Вспомним, что такое ремесло? Рассмотрим илл. на с. 36 и предметы народных ремесленников. Что вы можете сказать о них? Что изменилось в ремесленном производстве, если на карте мы видим сеть ремесленных центров? (Ремесло становится мелко-товарным производством).
-Рассмотрим илл. на с. 37. Чем это производство отличается от ремесленного? Работа в парах.
Ремесленное производство Ручное производство Мануфактурное производство
Нет разделения труда Есть разделение труда
Что общего и различного с ремеслом? Дайте определение мануфактуре. Прочтите в уч. На с. 37, какие мануфактуры появились в России в 17 веке и кто их создатели?
- Сообщения о солеварнях Строгановых (краеведческий материал)
-Прочтите о развитии торговли в уч., с38. Составьте вопросы к тексту.
-Сделайте вывод по теме нашего урока: что мы кратко можем сказать о новых явлениях в экономике?
Домашнее задание: напишите мини-сочинение о путешествии кунгурского купца на Макарьевскую ярмарку, используя материал учебника, карту и краеведческий материал.
Рефлексивный момент урока: чему новому вы научились на уроке, сможете ли объяснить своему товарищу, пропустившему занятие?
-

-