Урок Правописание слов с пол-(полу-)

школа
Джангильдинская средняя школа

Учитель
Вольская О.М.

Класс
6 «Б»

Предмет
Русский язык

Тема
Правописание слов с пол-полу-


Цели
помочь повторить изученное в 6 классе, познакомиться с правописанием слов с корнями пол-полу-, закреплять навык грамотного написания слов с данной орфограммой,
содействовать развитию памяти, орфографической зоркости, речи, критического мышления, навыка работы в парах, группах,
способствовать воспитанию интереса к русскому языку через связь с жизнью


Тип урока
Комбинированный

Оборудование
Стикеры, маркеры, журналы Винкс «Твой стиль», презентация, карточки для игры «Часы», карточки для рефлексии, фрукты, КОЗ 1, КОЗ 2





Ход урока


Этап урока
Интегрирование 7 модулей

Оценивание

1
Оргмомент
Рефлексия «Бермудский треугольник»
На каком острове находитесь? (остров любви, счастья, радости, ненависти, зла, спокойствия, нежности)

Половинки фруктов на партах

Какая тема?
Чего вы должны достичь в течение урока?
Зачем?
Формативное

2
Повторение
Игра «Часы»
Каждый ученик рисует часы на листочке и над каждой цифрой пишет имя одноклассника, с которым он договорился встретиться в данное время. Таким образом, каждая пара детей встречается в назначенное время по голосу учителя: учитель говорит: «Сейчас 5 часов. Тема – проверяемая гласная в корне слова». На повторение правила в парах можно дать 30 секунд.
Ученики работают в режиме «Работа в парах сменного состава». Повторяем такие темы:
проверяемая гласная
непроверяемая гласная
орфоэпия
фонетика
ы-и после приставок
типы текста
Учитель может подходить к каждой паре и слушать ответы учеников, корректировать их.

Рефлексия: кто вам лучше всего объяснил то, что вы забыли?
С кем было комфортно?
Формативное

3
Подготовка к усвоению нового
Наблюдение. Вывод правила. (5)
пол - Европы пол – листа пол – апельсина слайд 6
пол - Москвы пол – лимона пол - яблока
пол - Байкала пол – луковицы пол – окна

полдоски полумесяц
полпарты полузащитник
полстены полутьма
- Прочитайте слова. Сколько групп? По какому принципу слова сгруппированы?
- Запишите столбиком по 1 слову из каждой группы
формативное

4
Усвоение нового
Деление учеников на 2 группы.
Создание алгоритма по теме урока.
Отправление лидера группы в другую группу со своим постером.

Правописание -пол и -полу
Пол пишется через дефис 
Пол пишется слитно

1) Перед гласными пол-яблока
1) Перед согласными полблюда

2) Перед заглавной буквой пол-Москвы
2) Полу всегда пишется слитно полуавтомат

3) Перед л пол-лимона







Формативное оценивание в виде стикеров «2 звезды – 1 пожелание» (взаимооценивание групп)
Чтение стикеров

5
Проверка понимания нового
Каждому кидаю игрушку – говорю слово, ученик должен сказать, как пишется слово: слитно, через дефис:
пол-огурца
Полуавтомат
Полсвеклы
Пол-апельсина
Пол-лука
Полкилограмма
Пол-Молодежного
Полмагазина
Пол-ананаса
Когда пишется дефис со словами с пол-?
формативное

6
Закрепление
Для того чтобы закрепить полученные знания, выполним задания.
1) - Я назову Вам сейчас ингредиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.
Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом, уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).
Работа в группах
- Составьте небольшой текст(можно шуточного характера),используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: “Как я готовил(а) винегрет”. (Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга- взаимопроверка групп
Тренинг «Рыбки»
Объяснить детям, что если учитель говорит : «Рыбки плавают» – ходим по классу. Если учитель говорит «Капитан», то руку к голове, если «Круг», то 2 человека образуют с помощью рук круг, если «Бочка», то 3 человека берут друг друга за талию или за плечи, образуя бочку, если «Лодка», то 4 человека встают один за другим, образуя лодку, и имитируют греблю веслами.
Рефлексия: Как чувс
·твовали себя? Какую фигуру интереснее делать?

2) Работа в парах
КОЗ 1
Мама попросила дочку Лену записать рецепт ароматных эклеров со слов бабушки. Но когда прочитала его, то увидела, что там было много ошибок. Помоги исправить все ошибки, которые допустила Лена.
Лена записала:
Пол-стакана воды,
пол пачки маргарина,
пол-чайной ложки соли,
полстакана муки,
3 яйца,
пол-стакана сахара,
пол стакана молока,
пол-плитки шоколада

самопроверка - самооценка

работа с журналами «Винкс» – переделывание рецепта с пол-
каждая пара составляет свой рецепт

В Казахстане есть много вкусных национальных блюд. Сейчас вы попробуете составить рецепт наурыз-коже, используя слова с пол-.
Ребята пользуются интернет-информацией.

тест с самопроверкой
1 вариант 1. Туча в (пол) неба. 2. Прочитать (пол) рассказа. 3. Обойти (пол) Минска. 4. Сдуть (пол) одуванчика. 5. Выпить (пол) стакана чаю. 6. Прослушать (пол) диска. 7. Съесть (пол) арбуза. 8. Проплыть (пол) озера. 9. Исписать (пол) тетради. 10. Ждать (пол) дня. 2 вариант 1. Съесть (пол) яблока. 2. Знакомы (пол) года. 3. Пройти (пол) света. 4. Не останавливаться на (пол) дороги. 5. Пропустить (пол) игры. 6. Проехать (пол) Европы. 7. Понимать с (полу) слова. 8. Прокоптить (пол) окорока. 9. Отрезать (пол) луковицы. 10. Протопать (пол) километра
Взаимопроверка
Взаимооценка

критериальное

7
ДЗ
составить кулинарную книгу, используя как можно больше слов с пол-полу-
или выписать из журналов, газет, Интернета рецепты со пол-, полу-


8
Итог
Когда пишутся слова с пол- слитно, а когда через дефис? Примеры.
формативное


Рефлексия
«Все в твоих руках»
Рисуем ладонь, каждый палец – это позиция, по которой надо высказать свое мнение:
 Большой палец– для меня было важным и интересным...
Указательный палец – по этому вопросу я получил конкретную информацию
Средний палец – мне было трудно (мне не понравилось)
Безымянный палец – моя оценка психологической атмосферы
Мизинец– для меня было недостаточно

 «Бермудский треугольник»
Каждый ученик клеит стикер на тот остров, который ему нравится.

формативное










































КОЗ 1

Стимул
Мама попросила дочку Лену записать рецепт ароматных эклеров со слов бабушки. Но когда прочитала его, то увидела, что там было много ошибок. Помоги исправить все ошибки, которые допустила Лена.

Задачная формулировка
Лена записала:
Пол-стакана воды,
пол пачки маргарина,
пол-чайной ложки соли,
полстакана муки,
3 яйца,
пол-стакана сахара,
пол стакана молока,
пол-плитки шоколада

Источник
Карточка с правилом, учебник

Модельный ответ
Критерии оценивания
Лена записала:
Полстакана воды,
полпачки маргарина,
полчайной ложки соли,
полстакана муки,
3 яйца,
полстакана сахара,
полстакана молока,
полплитки шоколада


если нашли 6 ошибок – «2»
4-5 ошибок – «3»
2-3 ошибки – «4»
0-1 ошибка – «5»













КОЗ 2

Стимул
На следующем уроке у тебя словарный диктант, состоящий из слов с пол-полу-, у тебя есть возможность проверить свои знания.

Задачная формулировка
Определи, какие слова пишутся с пол- слитно, а какие через дефис:
1 вариант 1. Туча в (пол) неба. 2. Прочитать (пол) рассказа. 3. Обойти (пол) Минска. 4. Сдуть (пол) одуванчика. 5. Выпить (пол) стакана чаю. 6. Прослушать (пол) диска. 7. Съесть (пол) арбуза. 8. Проплыть (пол) озера. 9. Исписать (пол) тетради. 10. Ждать (пол) дня.

Источник
Алгоритм определения дефисного и слитного написания слов с пол-

Модельный ответ
Критерии оценивания
1 вариант 1. Туча в полнеба. 2. Прочитать полрассказа. 3. Обойти пол-Минска. 4. Сдуть пол-одуванчика. 5. Выпить полстакана чаю. 6. Прослушать полдиска. 7. Съесть пол-арбуза. 8. Проплыть пол-озера. 9. Исписать полтетради. 10. Ждать полдня.
Критерии оценивания:
0 ошибок – «5»
1-3 ошибки – «4»
4-6 ошибок – «3»
7-10 ошибок – «2»


































15