Разработка урока по русскому языку на тему Правописание слов с пол- (полу-)


План урока по русскому языку (6 класс)
Тема: Правописание слов с пол- (полу-)
Цель:
формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;
формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение способов образования слов в русском языке. Но прежде вспомним изученное. Ответьте на вопросы (фронтальная работа):
- На какие две группы по способам образования делятся слова? (Морфемный и неморфемный).
- Назовите морфемные способы образования слов вместе с примерами.
- Приведите примеры слов, образованных неморфемным способом. (Например, сбербанк, спецкурс, плащ-палатка; сухофрукты, сталелитейщик; соковыжималка, черноморец).
III. Целеполагание.
- Вы многое знаете, но тема «Словообразование» полностью нами ещё не изучена. Предположите дальнейший путь её изучения. Сформулируйте цели урока. (Дети выступают с ответами)
- Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.
IV. Изучение нового.
Я пришел из школы, мамы дома нет,На столе оставлен для меня обед:Полбатона хлеба, полсудка борщаИ на сковородке ровно пол-леща.Если мамы дома нету,Полминуты не теряй И варенье из буфетаПоскорее доставай.Поскорее доставай.У меня однажды был такой "обед":Полкило варенья, полмешка конфет,Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой...Я еще не мертвый, но полуживой.Я не ем уж полнедели,Я не сплю уж пять ночей,У моей сидит постелиРовно пол-Москвы врачей.Вот теперь нам стало ясно,Не забудем никогда:Слово пол с любой согласнойСлитно пишется всегда.Слитно пишется всегда.У меня сегодня был такой "обед":Полкило варенья, полмешка конфет,Пол-арбуза с тортом, апельсин с халвой...Я еще не мертвый, но полуживой.Перед "л" и перед гласной,Перед буквой прописнойСлово пол, любому ясно,Отделяется чертой.
- Ребята, вы улыбались при чтении данного текста. Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-, полу-).- Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).
2. А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).
- Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (б,с,м,к,н).
- А какие звуки обозначают названные буквы? (Согласные).
- Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно. (Если слово начинается с согласного звука).
3. - А теперь выпишите из стихотворения слова с ПОЛ-, которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).
- Проанализируем теперь эти примеры, подумаем, почему в этих словах ПОЛ- пишется через дефис? (Находится перед гласной, перед согласной -л-, перед заглавной буквой).
- Молодцы, ребята. Вы совершили открытие
4. - Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово «полуживой»? (полу-пишется слитно). Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ-.
Полушубок
Полугодие
Полулежать
Полусидеть
Полугодовалый
Полуулыбка
Полушутя
Полубольной
Полумесячный
5. - Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ), пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске. Приведите собственные примеры.
V. Закрепление.
- Полгитары, пол-лодки, полвазы, полсумки, полмяча, полкорабля, пол-лимона, пол-яблока, полтелефона, полрыбы.
- Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе «4». А у кого ни одной ошибки, поставьте себе «5».
VI. Итоги урока.
- Какова грамматическая тема нашего урока? Какие задачи Вы поставили в начале урока?
- Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ - пишутся с существительными через дефис, а когда слитно? (Следуют ответы)
- Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?
- Достигли ли мы целей урока?
VII. Домашнее задание.
Составьте текст, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.