разработка элективного курса вводный курс делового письма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ТЕМА «Вводный курс делового письма»
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МБОУ СОШ БОРСКОГО РАЙОНА
СЕЛА КАНТАУРОВО
ГЛАДСКИХ Л.И.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ 33года
ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2013-2014уч.г.
Пояснительная записка
Целью образования всегда было формирование человека как индивидуальности, то есть развитие его духовных сил, способностей, воспитание его морально ответственным, социально полезным человеком.
Содержанием образования является культура как система духовных и материальных ценностей, накопленных обществом во всех сферах – от быта до философии.
На старшей ступени обучения иностранному языку идет дальнейшее формирование социокультурной компетенции учащихся, систематизация языковых и культурологических знаний.Государственный образовательный стандарт в число целей обучения иностранному языку включает формирование у учащихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом обучения,познания и творчества
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов.Знания,умения,навыки и способы деятельности, сформированные у школьников при изучении данного курса будут востребованы не только в школе,но и в выбранной ими профессии, Данный курс является развивающее-компенсирующим, С помощью данного курса учащиеся научатся совершенствовать свои навыки в написании официальных и неофициальных писем, рассказов,статей и докладов Курс предполагает большое количество тренировочных упражнений,направленных на отработку формата экзаменационных заданий.
В рамках курса широко используется видеоматериал, который является одним из самых эффективных методов мотивации познавательной деятельности учащегося. Работая с текстами, учащиеся используют различные информационные источники (словари, энциклопедии, справочники, Интернет). Широкий выбор тем проектов позволяет учащимся проявить творчество и высказать свою точку зрения.
После апробации данного курса результаты были следующими.
- Повысилась мотивация учащихся
-Активизировались лексико – грамматические навыки и навыки письма
-Изменилось эмоционально- ценностное отношение учеников к себе ,.
-Был дан сильный толчок развитию самостоятельности учащихся в освоении материала. Ученики широко использовали дополнительный материал для подготовки проектов, презентаций, домашних заданий. Таким образом, в процессе овладения умениями и навыками письма в рамках данного элективного курса удалось развить личностную активность учащихся, что является важным условием формирования самоуважения и чувства собственного достоинства.
Цель курса
Сформировать практические навыки владения английским языком как средством письменного делового общения .
Задачи курса
Реализация данной цели осуществляется в рамках курса, путем решения следующих задач:
Совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний делового общения,умение правильно оформлять письмо
Расширение общекультурного кругозора учащихся.
Развитие у учащихся логической памяти, аналитического мышления, развитие интереса в области делового общения.
Развитие творческих способностей учеников ,позволяющие им реализовать свои интересы, выходящие за рамки содержания школьного образования
Актуальность курса
продиктована необходимостью:- формирования интереса учащихся к умению пользоваться письмом как средсвом общения
-
- формирования у школьников способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.
Общая характеристика курса
Данный элективный курс рассчитан на 34 часа. Режим занятий- 1 раз в неделю. Курс предполагает использование современных обучающих технологий , методов , проектов, индивидуального обучения , интерактивного обучения, дискуссии, технологии ИКТ. Занятия проводятся в различных активизирующих формах обучения. В ходе реализации данного элективного курса предполагается получение результата в виде итоговой ролевой игры, доклада , проекта. По данной программе элективного курса могут работать преподаватели профильной и общеобразовательной школы при условии использования программы, учебно - методического обеспечения.
Методологические принципы построения курса.
В основе изучения данного курса лежит методическая концепция, которая предполагает равноправное взаимодействие всех участников процесса, а также взаимную обусловленность и многообразные динамичные взаимосвязи всех компонентов учебного процесса.
Принципы, на которых строится данный элективный курс:
1 .Личностно- ориентированная направленность. Содержание и технология обучения должны соответствовать актуальным интересам и потребностям учащегося, его возрастным особенностям. Учитель и ученик выступают как равноправные субъекты, ученик должен понимать, что он несёт равную ответственность с учителем за успешность и качество учебного процесса.
Парные и групповые виды работы, совместные творческие задания и проекты дают учащимся опыт координации действий в решении общих задач и радость сотрудничества; фронтальная работа, предполагающая явное доминирующее положение учителя сводится к минимуму.
2.Принцип коммуникативной направленности и системности
Обучение по данному курсу направлено на развитие коммуникативной компетенции учащихся. Под этим понимается способность вести диалог с конкретными собеседниками в естественных ситуациях, способность работать с информацией, положениями и оценками, опосредованно представленными в тексте.
3. Принцип наглядности предполагает использование всех видов наглядности.
4. Принцип сознательности и активности учащегося в овладении учебным материалом.
Процесс обучения должен мотивировать каждого ученика к самостоятельному и активному осуществлению учебной деятельности к осознанной оценке своего речевого опыта и , в случае необходимости, его коррекции. С этой целью в данном курсе используются такие технологии обучения, которые позволяют учащимся овладевать наиболее удобными и эффективными для каждого из них учебными стратегиями и использовать их как на уроке, так и при самостоятельной работе.
В данном элективном курсе использованы различные педагогические технологии, такие как ролевая игра, технология проведения лекции, технология проектного обучения.
Если на занятиях вводится ролевая игра, то необходимо помнить, что уровень сложности игры зависит от уровня обученности учащихся. В данном элективном курсе предлагается несколько видов ролевых игр:
-контролируемая ролевая игра (ученики получают необходимые реплики, но не знают всего текста)
-свободная ролевая игра (ученики самостоятельно строят сюжет игры, при этом возможны опорные карточки)
-эпизодическая игра (разыгрывается отдельно взятый эпизод).
В процессе изучения данного курса предусматривается использование разных типов уроков: экскурсии, игры, круглые столы, викторины, конкурсы. Используются ТСО, наглядность, ресурсы сети Интернет, большое количество дополнительной литературы. Все это делает процесс обучения интересным и повышает мотивацию.
Методы обучения: презентация, знакомство с новой лексикой, практика, тренировка, продуктивная работа учащихся.
Приемы обучения: объяснение, слушание, повторение, запись, чтение и изучение материала самостоятельно, словарная работа, тестирование с целью проверки понимания прочитанного, парная и групповая работа, реферат, проектная работа, ролевые игры, написание эссе, статьи, презентацииОсновные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Ученик должен знать / понимать:
-значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного курса;
- языковой материал: идиоматические выражения, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках элективного курса
Ученик должен.
:
-Уметь правильно оформлять письмо
- делать краткие письменные сообщения;
- Знать структуру письма,правила написания различных писем
-Иметь навыки написания официальных и неофициальных писем
-
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК, ВЫСТАВЛЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ДАННОГО КУРСА
ПИСЬМО
При оценке письменных работ следует учитывать следующие критерии:
Точность выполнения задания( соответствие заданной теме и ситуации письменного общения);
Способность выбирать языковое оформление в соответствии с задачами и условиями иноязычного письменного общения;
Оценка 5 ставится за письменную работу при условии, что учащийся точно выполнил задание, корректно использовал языковые средства для решения заданной коммуникативной задачи; содержательное и языковое оформление речи соответствует нормам построения письменного текста, имеются единичные ошибки в правописании.
Оценка 4 ставится при условии, что учащийся в основном решил поставленную коммуникативную задачу, но при этом допустил небольшое количество ошибок лексико-грамматического плана.
Оценка 3 ставится при условии, что учащийся частично неточно выполнил поставленную перед ним коммуникативную задачу, при этом для его письменной речи характерна языковая и речевая небрежность, лексико-грамматическая примитивность речи.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/пТема занятия Кол-во часов,датаФормы работы Виды контроля
1 Что такое резюме? Анкета 1 3.09. Лекционная
Групповая
Индивидуальная Устный опрос, лексический диктант
1.1 Что нельзя писать в резюме? 1 10.09 индивидуальная Заполнение анкеты
2 Формат резюме.Новая лексика 1 17.09 Лекционная
Групповая Написание резюме
2.1 Структура резюме 1 24.09 индивидуальная Устный опрос
2.2 Проверка знаний Написание своего собственного резюме 1 1.10 индивидуальная Итоговый тест
3 Написание делового письма. Общие положения. 1 15.10 Лекционная
Групповая
Индивидуальная Устный опрос
Текст
реферат
3.1 Деловое письмо. Два типа написания письма 1 22.10 Лекционная
Групповая
Индивидуальная Устный опрос
Презентация
3.2 Стиль делового письма 1 29.10 индивидуальная Викторина
4 Структура делового письма 1 12.11 Лекционная
Парная
Индивидуальная Устный опрос
4.1 Оформление письма 1 3.12 индивидуальная Написание делового письма
4.2 Самостоятельная работа 1 1012 Индивидуальная
Тест (множественный выбор)
5 Анализ самостоятельной работы 1 17.12 Групповая
Вопросы
Устный опрос
Лексический диктант
5.1 Деловая переписка 1 24.12 Лекционная
Индивидуальная
Дискуссия
5.2 Написание письма 1 14.01 Лекционная
Групповая
Индивидуальная Проект- реклама товаров народного потребления
5.3 Правила написания личного письма. Оформление. 1 21.01 Индивидуальная
Диалог-расспрос
6 Практика написания личного письма. Слова клише 1 28.01 Лекционная
Групповая
Индивидуальная Устный опрос
Лексический диктант
6.1 Письмо- благодарность. Новая лексика 1 4.02 Лекционная
Индивидуальная
Проект
6.2 Структура написания письма- благодарности. Закрепление лексики 1 11.02 Индивидуальная
Написание письма-благодарности
7 Проверка знаний. Написание письма- благодарности. 1 18.02 Лекционная
Парная
Индивидуальная Тест
7.1 Письмо-просьба. Новая . лексика 1 25.02 Индивидуальная
Словарный диктант
7.2 Что такое письмо --просьба. Закрепление лексики 1 4.03 Индивидуальная
Вопросы
8 Написание письма- просьбы. Проверка знаний 1 11.03 Лекционная
Индивидуальная
Устный опрос
Лексический диктант
8.1 Письмо- подтверждение. 1 18.03 Индивидуальная
Конкурс
8.2 Письмо подтверждение. Новая лексика 1 1.04 Индивидуальная
Викторина
9 Текст «Что такое письмо подтверждение» 1 8.04 Лекционная
Индивидуальная
Вопросы
Диалог- расспрос
9.1 Проверка знаний. Написание письма подтверждения- 1 15.04 Индивидуальная
Проект
9.2 Письмо- поздравление. Новая лексика. 1 22.04 Индивидуальная Защита проектов
10 Текст «Что такое письмо поздравление». Поздравительная открытка 1 29.04 Лекционная
Групповая
Индивидуальная Устный опрос
Вопросы
Лексический диктант
10.1 Проверка знаний написания письма поздравления и поздравительной открытки 1 6.05 Индивидуальная Тест
11 Письмо- приглашение. Новая лексика. 1 13.05 Групповая
Лекционная
Индивидуальная Устный опрос)12 Чтение текста «Что такое письмо приглашение» 1 13.05 Групповая
Лекционная
Индивидуальная Верные, неверные утверждения
13 Практика написания письма приглашения 1 20.05 Групповая
Лекционная
Индивидуальная
Парная Написание письма-приглашения
14 Электронная почта. Как послать сообщение по электронной почте. 1 20.05 Индивидуальная Презентация
15 Как написать официальное электронное письмо 1 27.05 Индивидуальная Презентация
16 Защита творческих работ 1 27.05 Индивидуальная Презентация, проекты
Итого: 34часа