Дидактические возможности использования Интернет технологий как сопровождение учебного процесса


В настоящее время Интернет является важнейшей социально-экономической коммуникацией цивилизации. Глобальная сеть обеспечивает информационный сервис общения, досуга и других видов профессиональной деятельности личности. Роль ресурсов Интернет в образовании, безусловно, огромна. Учитель перестает быть единственной инстанцией несения истины, а дистанционное образование с использованием компьютерных технологий уже становится вполне конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Все более популярными становятся дистанционные сетевые курсы и конкурсы. Это позволяет не замыкаться школьному коллективу на уровень школы или района, а выходить далеко за его рамки. Практика показывает, что с помощью Сети Интернет школьники часто и охотно занимаются самообразованием, общаются со своими сверстниками, находят общие интересы.
Обучение подразумевает процесс накопления полезных знаний. Необходимую для усвоения информацию можно найти в разных источниках, наиболее популярным среди которых в настоящее время является Интернет. Роль сети Интернет в процессе обучения весьма весома, так как происходит упрощение доступа к необходимой информации, а значит, экономия времени и повышение эффективности процесса обучения.
В результате использования сети Интернет в процессе обучения создается специфическая познавательная среда, основными характеристиками которой являются:
интерактивность - активное взаимодействие всех участников обучения друг с другом, а также с информационными ресурсами, поддерживается на техническом и методическом уровне;
гипертекстуальность - насыщенность среды информации, организованность и удобство данного информационной среды с помощью специальных технологических приемов;
мультимедийность, что обеспечивает интеграцию данной среды практически с любой другой системой (образовательной, научной) на уровне организации и высокую скорость обмена информацией, возможность контролировать процесс обучения, поддерживать обратную связь со слушателями, регулярно обновлять информацию, осуществлять доступ пользователей в любое удобное для них время [2].
Использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяетповысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты, поскольку дает преподавателям дополнительные возможности для построения индивидуальныхобразовательных траекторий учащихся. Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к
обучению. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Применение информационных технологий на уроках имеет рядпреимуществ [3]:
1) уменьшениезатрат живого труда учителя, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса, где ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько обучению самих учащихся;
2) широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;
3) дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;
4) повышение оперативности и объективности контроля и оценки результатов обучения;
5) непрерывную связь в отношениях "учитель - ученик";
6) индивидуализация учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий);
7) повышение мотивации к учению;
8) развивитие у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, интеллектуальных способностей, формирование операционного стиля мышления.
Дидактические возможности сети Интернет можно разделить на две группы, исходя из технологии осуществления компьютерной связи: основанные на асинхронном режиме связи (off-line) и на синхронном режиме связи (on-line). При осуществлении связи в асинхронном режиме процесс работы с информацией и процесс приема — передачи информации разнесены во времени. Во время работы с информацией (чтения пришедшей информации, подготовки новой информации и т. д.) компьютер не обращается к сети Интернет и поэтому может быть отключен от нее на этот период. А во время сеанса приема — передачи информации, когда компьютер обращается к глобальной сети, работа с передаваемой или принимаемой информацией не проводится. Это означает, в частности, что в рамках одного сеанса связи практически невозможно рассчитывать на получение ответа на вопрос, заданный в ходе этого же сеанса. Поэтому для обозначения работы по этой технологии связи используют термин «работа в режиме off-line» (от англ. — «выключенная линия») означает работу с информацией (просмотр, чтение, а при необходимости — подготовку нового материала) в процессе сеанса связи, то есть синхронно.Обобщённый перечень основных возможностей сети Интернет в режимах off-line и on-line представлен на рисунке 1:
center7389
3295651805940Информация в системе Интернет, имеющая дидактическую ценность, находится на самых различных сайтах, она динамична (обновляется, удаляется, теряет актуальность) и несосредоточена в определенном месте. Она представлена компьютерными обучающими средствами и программами, электронными изданиями и другой информацией образовательного назначения, совокупность которой называется распределенным информационным образовательным ресурсом [1]. Обобщенный перечень распределенных информационных образовательных ресурсов отражен на рисунке 2:
Модели обучения с использованием сети можно разделить на смешанное и полное Интернет-обучения. В первом случае Интернет-технологии встраивают в традиционный учебный процесс, а учебный процесс в свою очередь, состоит из контактных и неконтактных периодов обучения. В противном случае обучение происходит целиком в Интернете.
Если рассматривать сеть Интернет с позиций ее образовательных возможностей, то можно выделить следующие возможности:
1) публикация учебно-методической информации в сети;
2) общение между субъектами и объектами учебного процесса в Интернете;
3) дистанционный доступ к информационным ресурсам, удаленных библиотечных каталогов и файлов электронных библиотек, к файлам пользователей, а также к базам данных и знаний;
4) дистанционное использование удаленных вычислительных ресурсов и дистанционных лабораторных практикумов.
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс в настоящее время является неотъемлемой частью школьного обучения. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету.С помощью информационных технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения.
Один из самых распространённых вопросов, из-за которого учитель обращается к возможностям сети Интернет, является подготовка к единому государственному экзамену. В помощь учителю русского языка и литературы приходят следующие сайты: «Решу ЕГЭ» (https://ege.sdamgia.ru), «4ЕГЭ» (http://4ege.ru), «MAXIMUM» (http://online.maximumtest.ru/online-course-schedule). Материалы на этих сайтах подобраны таким образом, что для организации тематического повторения, например, разработан классификатор экзаменационных заданий, позволяющий последовательно повторять те или иные небольшие темы и сразу же проверять свои знания по ним. Для организации текущего контроля знаний предоставляется возможность включения в тренировочные варианты работ произвольного количества заданий каждого экзаменационного типа. Для проведения итоговых контрольных работ предусмотрено прохождение тестирования в формате ЕГЭ нынешнего года по одному из предустановленных в системе вариантов или по индивидуальному случайно сгенерированному варианту. Для контроля уровня подготовки система ведет статистику изученных тем и решенных заданий. Для ознакомления с правилами проверки экзаменационных работ дана возможность узнать критерии проверки заданий части С и проверить в соответствии с ними задания с открытым ответом. Для предварительной оценки уровня подготовки после прохождения тестирования сообщается прогноз тестового экзаменационного балла по стобалльной шкале. Скриншоты сайтов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе представлены в Приложении на рисунках 1, 2 и 3.
Полезным ресурсом для учителей русского языка и литературы станет информационная система«Единое окно доступа к образовательным ресурсам». Этот ресурс обеспечивает свободный доступ к интегральному каталогу образовательных интернет-ресурсов и к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования. Собранная здесь электронная библиотека является крупнейшим в российском сегменте Интернета хранилищем полнотекстовых версий учебных, учебно-методических и научных материалов с открытым доступом. Библиотека содержит более 30 000 материалов, источниками которых являются более трехсот российских вузов и других образовательных и научных учреждений. Основу наполнения библиотеки составляют электронные версии учебно-методических материалов, подготовленные в вузах, прошедшие рецензирование и рекомендованные к использованию советами факультетов, учебно-методическими комиссиями и другими вузовскими структурами, осуществляющими контроль учебно-методической деятельности.Посмотреть как выглядит сайт можно в Приложении на рисунке 4.
Похожую функцию выполняет сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». Его целью является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы, полезные учителю русского языка и литературы для работы. Скриншот и электронный адрес в Приложении, рисунок 5.
На сайте «Инфоурок» проводятся международные олимпиады и конкурсы по предметам школьной программы. «Инфоурок» даёт возможность пройти курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, является базой для размещения методических материалов и разработок, с помощью которых учителя могут делиться опытом или, наоборот, искать идеи среди работ своих коллег. Проект «Инфоурок» предлагает видеоуроки по основным предметам школьной программы, проводит вебинары на актуальные и интересные темы. Для учителя русского языка этот сайт будет полезен коллекцией готовых разработок уроков. Как выглядит структура сайта можно увидеть в Приложении на рисунке 6.
Познакомиться со статьями из журналов «Литература в школе» и «Русский язык в школе» можно на одноимённых сайтах (рисунок 7,8 в Приложении). Архив статей, правда, не полный: до 2008 года. Зато можно посмотреть содержание журналов с указанием номера, автора статьи и её названия.
Конкурсы, олимпиады по русскому языку и литературе можно найти на таких сайтах: «Все конкурсы», «Русский медвежонок» (рисунок 9, 10 в Приложении). На сайте «Все конкурсы», например, можно найти информацию о самых главных литературных конкурсах (стихи, рассказы, поэзия, проза, романы, фантастика). Полезным ресурсом для учителей русского языка и литературы будет образовательный портал InternetUrok.ru (рисунок 11 в Приложении). Это коллекция уроков по основным предметам школьной программы — постоянно пополняемая, в открытом доступе и без рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров. Этот ресурс учитель может задействовать в том случае, когда ученик по какой-то причине не посещает школу (болезнь или карантин).
На уроках литературы замечательно использовать такие Интернет-ресурсы: «Русская классическая литература: звуковые записи для свободного некоммерческого использования» и «Аудио-театр» (рисунок 12, 13 в Приложении). Аудиоматериалы можно использовать как эталонное прочтение, к которому следует стремиться. Записи могут даваться в познавательных целях, чтобы познакомиться с голосом знаменитых писателей, актёров.
Полезным ресурсом для учителей-словесников будет сайт «Словари» (рисунок 14 в Приложении). Все словари разбиты по разделам. К примеру, в разделе «Русский язык» можно выбрать следующие словари: словарь синонимов, словарь эпитетов, толковый словарь Даля, толковый cловарь Ефремовой, толковый словарь Кузнецова, толковый cловарь Ожегова, толковый словарь Ушакова, этимологический словарь Крылова, этимологический словарь русского языка Макса Фасмера.
Интересным ресурсом для учителей русского языка и литературы будет сайт «Музей русского слова» (рисунок 15 в Приложении). Этот сайт создан учителями ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1636». Основная цель создания сайта-музея – возродить интерес к родному языку, поспособствовать сохранению языка и его развитию. Интересен для словесника будет представленный на сайте образовательный проект «Живой словарь». Это проект создания видео-словаря, который помогает в интересной форме познакомиться с происхождением и значением слов и устойчивых словосочетаний русского языка.
Каждый уважающий себя филолог обязан знать о современной ситуации в мире литературы. Познакомиться с новыми авторами и произведениями можно на сайтах так называемых «толстых» журналах. Например, на сайте «Журнальный зал» можно прочитать «Вестник Европы», «Неву», «Звезду», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь». Пример того, как оформлен сайт можно посмотреть на рисунке 16 в Приложении.
Сайты о писателях тоже могут активно использоваться учителями русского языка и литературы в работе. Пример одного из таких ресурсов – сайт, посвящённый биографии и творческой деятельности А.П. Чехова (рисунок 17 в Приложении). Здесь можно ознакомиться с научными статьями, посвящёнными автору, посмотреть фотографиями писателя и его семьи.
Дидактические возможности использования Интернет-ресурсов на уроках русского языка и литературы огромны. В Приложении Б представлен список использованных в собственной педагогической практике заданий с использованием Интернет-технологий.
Информационно-коммуникационные технологии наполняют процесс обучения современными методами и приемами, легко вписываются в учебный процесс, оживляют и разнообразят содержание обучения. Они успешно дополняют учебники и раздвигают рамки школьного учебника.Уроки, проводимые с компьютерной поддержкой, являются наиболее интересными.
Информационные ресурсы сети Интернет постепенно становятся для учителя одним из основных видов реализации профессиональной потребности в информации, необходимой для оптимизации учебной деятельности. Происходит решение главной задачи: содействие учебному процессу путем облегчения и повышения эффективности доступа к информационным ресурсам. Применение Интернет-ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня знаний, интересов.
Современные ИКТ-технологии заставляют пересматривать традиционные подходы не только к процессу обучения, но и какое место ИКТ-технологии занимают среди сложившихся способов получения знаний и информации. Их введение пересматривает роль школьного учебника, его назначение, содержание, критерии его эффективности, методов изложения.
Список использованных источников
1. В.П. Демкин, Г.В. Можаева, Т.В. Руденко. Дидактические модели проведения уроков с применением интернет-технологий и мультимедиа средств (Дата обращения: 20.10.2016 http://media.miu.by/files/store/items/iot/22/iot_22_2010_05.pdf)
2. Дидактические возможности Интернет-технологий
(Дата обращения: 10.10.2016
http://studbooks.net/65981/informatika/didakticheskie_vozmozhnosti_internet_tehnologiy)
3. Окунева Н. Ф. Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 30-32.
Приложение А
15375083001
Рис. 1. «Решу ЕГЭ» (https://ege.sdamgia.ru)
157197191786
Рис. 2.«MAXIMUM» http://online.maximumtest.ru/online-course-scheduleleft-412231
Рис.3. «4ЕГЭ» (http://4ege.ru)
15932832963
Рис.4. «Единое окно доступа к электронным ресурсам» (http://window.edu.ru)
-138545-172951
Рис.5. «Единаяколлекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/catalog/)

Рис.6. «Инфоурок» (https://infourok.ru/russkij-jazyk-i-literatura.html)

Рис.7 «Литература в школе» (http://litervsh.ru)
left155575
Рис.8. «Русский язык в школе» (http://www.riash.ru)
center8890
Рис.9. «Русский медвежонок» (http://www.rm.kirov.ru)
Рис. 9. «Русский медвежонок» (http://www.rm.kirov.ru)

Рис.10. «Все конкурсы» (http://vsekonkursy.ru)
19050
2. Демкин В.П., Можаева Г.В., Яковлева А.Г. Адаптивное обучение на основе
информационных технологий // Телематика-2003: Труды Х Всерос. науч.-метод. конф. Т. 2. С.
400-401
Рис.11. «InternetUrok.ru» (http://interneturok.ru)
left-348615
Рис.12. «Русская классическая литература: звуковые записи для свободного некоммерческого использования» (http://www.ayguo.com)
center208915
Рис.13. «Аудио-театр» (http://ateatr.pro)
139065-201930
Рис.14. «Словари» (http://gufo.me)
9525-2540
Рис.15 «Музей русского слова» (http://sch1636.ru/_/mrs/p1aa1.html)
left-414655
Рис.16. «Журнальный зал» (http://magazines.russ.ru)
474345152396
Рис.17. «О Чехове» (http://chehov.niv.ru)
Приложение Б
Задания для учеников пятых классов с применением Интернет-технологий на уроках русского языка и литературы:
1.Используя ресурсы Интернета, создайте презентацию«Галерея портретов А.С. Пушкина и его родственников, близких друзей».
2.Используя ресурсы Интернета, создайте мультимедийную галерею иллюстраций к басням И.А. Крылова, сопроводите иллюстрации материалом (о художнике, времени создания произведения) и цитатой из художественного текста.
3. На своём рабочем компьютере, планшете или смартфоне потренируйтесь в написании приставок на з и с на онлайн тренажере на сайте:http://kid-mama.ru/category/igry-i-trenazhery/russkij-yazyk.
4. Используя ресурсы Интернета, создайте инфографику «А.С. Пушкин. Особые приметы», используя любой из бесплатных сервисов для создания инфографики (например, Easel.ly).
5. Посмотрев видео на YouTube«Как создать буктрейлер» (https://www.youtube.com/watch?v=qPCZQzzYBns), подготовьте видео-ролик в стиле horror или soapoperaпо произведению В.А. Жуковского «Сказка о спящей царевне».
6. Посмотрите мультфильм на YouTube «А может…» (https://www.youtube.com/watch?v=lf611xSLR_Q) и сравните его с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Найденные отличия запишите в тетрадь.
7. Пройти онлайн-тест по теме «Существительное» на сайте http://metaschool.ru/pub/test/index.php?testId=102. Допущенные ошибки записать в тетрадь, выполнив работу над ошибками.
8. Воспользуйтесь Интернет-ресурсом http://cross.highcat.org/ru_RU/#и создайте кроссворд по литературоведческим терминам, изученным нами в I четверти.