Программа по домоводству по новым требованиям


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Рецензировано Утверждено:_______
Методсоветом Директор: Новоселова Н.А.
От______20 г. № ________________20 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Домовуша»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Габер Светлана Анатольевна
педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
Гремячинск 2016
2. Пояснительная записка
Программа «Домовуша» - это программа художественной направленности дополнительного образования детей. Программа модифицированная, в ней учтены особенности, возраст и уровень подготовки обучающихся.
Программа соответствует действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам дополнительного образования детей (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 11 декабря 2013 г., методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанными Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста предоставляет проведение занятий дополнительного образования. Занятия в мастерской «Стильная штучка» позволяют дать детям дополнительные сведения по творческому трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с природным материалом и т.д.) народа, проживающего в родной местности).Программа "Домовуша" носит прикладной практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами различных видов рукоделия.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Программа построена на принципах личностно-ориентированного образования. Содержание программы ориентировано на общечеловеческие ценности и вместе с тем соответствует российским культурным традициям.
Группа обучающихся профильная. Состав группы постоянный. Набор детей свободный. Возраст обучающихся – 7-10 лет,
Возрастные особенности детей (7-10лет)
В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, любят делать прически, дарить подарки «не так как у всех» . Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.
В возрасте 7-10 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.
На занятиях рукоделием продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.
Форма занятий групповая. В группу набирается не менее 15 человек. 216 часов занятий (3 раза в неделю по 2 часа. Между занятиями предусмотрен перерыв 15 минут). Занятия проводятся в ДДТ (кабинет № 23).
В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Цель программы: развитие творческой личности через приобщение к рукоделию. Формирование художественно-ценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения.
Задачи:
Обучающие – формирование у детей умений и навыков практической работы на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства рукоделия; с миром труда взрослых.
Воспитательные - воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Развивающие - развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса. . Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Домовуша»Личностные универсальные учебные действияУ обучающегося будут сформированы:- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;Обучающийся получит возможность для формирования:- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;- выраженной познавательной мотивации;- устойчивого интереса к новым способам познания;- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;Регулятивные универсальные учебные действияОбучающийся научится:- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;- планировать свои действия;- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;- адекватно воспринимать оценку учителя;- различать способ и результат действия;- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.Обучающийся получит возможность научиться:- проявлять познавательную инициативу;- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;- преобразовывать практическую задачу в познавательную;- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.Коммуникативные универсальные учебные действияУчащиеся смогут:- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;- формулировать собственное мнение и позицию;- договариваться, приходить к общему решению;- соблюдать корректность в высказываниях;- задавать вопросы по существу;- использовать речь для регуляции своего действия;- контролировать действия партнера;Обучающийся получит возможность научиться:- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;- владеть монологической и диалогической формой речи.- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;Познавательные универсальные учебные действияОбучающийся научится:- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;- высказываться в устной и письменной форме;- анализировать объекты, выделять главное;- осуществлять синтез (целое из частей);- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;- устанавливать причинно-следственные связи;- строить рассуждения об объекте;- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);- подводить под понятие;- устанавливать аналогии;- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.Обучающиеся получат возможность научиться:- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;- достичь оптимального для каждого уровня развития;- сформировать систему универсальных учебных действий;- сформировать навыки работы с информацией.
Система оценки образовательных и личностных результатов
наблюдение за детьми
тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций
организация и участие в выставках
проведение конкурсов
анкетирование среди учащихся и их родителей по эффективности данной программы.
индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).
Подведение итогов.
Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.
Учебно-тематический план
№ п/пТема Количество часов Форма аттестации/контроля
всего теория практика 1 Вводное занятие
2 2 - Викторина «Правила радости и здоровья»
2 История и виды рукоделия в России
2 2 - Тест «»
3 Основы цветоведения2 1 1 тест
4 Изготовление сувениров в различных техниках прикладного творчества 114 3 111 Наблюдение, опрос, практическая работа
Изготовление сувениров из природного материала (Картины из круп, поделки из листьев, шишек, камней и т.д.) 24 1 23 Наблюдение, опрос, практическая работа
Мастерская Деда Мороза (изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству) 27 1 26 Практическая работа
Изготовление сувениров к Дню всех влюбленных. Валентинки. 12 11 Практическая работа
Изготовление сувениров ко Дню Защитников Отечества 12 12 Практическая работа
Изготовление сувениров к 8 марта 12 12 Практическая работа
Изготовление сувениров к Пасхе 12 11 Практическая работа
Изготовление сувениров для сувенироного фонда 12 12 Практическая работа
5 Вышивка лентами 42 3 39 Наблюдение, опрос, практическая работа
Вышивка цветов, различные приемы 18 1 17 Практическая работа
Вышивка листочков и веточек, различные приемы 18 1 17
Практическая работа
Виды вышивки, техника выполнения различных швов: вперед иголкой, назад иголкой, тамбурный шов и т.д. 6 1 5 Практическая работа
6 Приготовление блюд, не требующих термической обработки 18 6 12 Наблюдение, опрос,
практическая работа
Русская кухня, обычаи, рецепты 2 2 Беседа, опрос
Украшение блюд, карвинг4 2 2 Беседа, практическая работа
Приготовление и оформление бутербродов 2 1 1 Практическая работа
Пирожное «Картошка» 2 2 Практическая работа
Торт из зефира 2 2 Практическая работа
Фруктовый салат 2 2 Практическая работа
Винегрет 2 2 Практическая работа
Викторина «Русское чаепитие» 2 1 1 Наблюдение, опрос,
практическая работа
7 Девичьи секреты 28 9 19 Наблюдение, опрос,
практическая работа
Косоплетение ((колосок, витые косы, вплетение лент и т.д.) 8 1 7 Практическая работа
Прически (с косами, из резинок, с заколками и т.д. )10 1 9 Практическая работа
Уход за кожей лица и рук 2 1 1 Практическая работа
Нанесение макияжа 2 1 1 Практическая работа
Нейл-арт (рисунок на ногтях) 2 1 1 Практическая работа
Гигиена тела 2 2 Беседа
Гигиена жилища 2 2 Беседа
8 Флористика 6 4 2 Беседа, практическая работа
Виды комнатных растений и уход за ними 2 2 Беседа
Виды цветов, способы выращивания 2 1 1 Беседа, практическая работа
Составление букетов, значение цветов 2 1 1 Беседа, практическая работа
9
Итоговое занятие
2 - 2 Выставка, творческие проекты
Всего 216 30 186 Календарный учебный график
№ п/пмесяц число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведе-нияФорма контроля
Сентябрь
1 неделя
Викторина «Правила радости и здоровья» 2 Вводное занятие; правила ТБ, ПБ, ПДД ДДТ
Кабинет № 23
Входной тест, игры
Беседа 2 История и виды рукоделия Тест
Беседа 2 Основы цветоведенияОпрос
Изготовление сувениров в различных техниках прикладного творчества 24 Изготовление сувениров из природного материала (Картины из круп, поделки из листьев, шишек, камней и т.д.)
1 Сентябрь 2 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров из природного материала (Картины из круп, поделки из листьев, шишек, камней и т.д.) ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Наблюдение
Практическое занятие 2 Картины из различных круп, семян Практическое занятие 2 Картины из различных круп, семян 3 неделя Практическое занятие 2 Картины из различных круп, семян ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Поделки из листьев Практическое занятие 2 Поделки из листьев, шишек 4 неделя Практическое занятие 2 Поделки из листьев, шишек, камней и т.д. ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Поделки из листьев, шишек, камней и т.д. Практическое занятие 2 Поделки из листьев, шишек, камней и т.д. 5 неделя Практическое занятие 2 Поделки из листьев, шишек, камней и т.д. ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Поделки из листьев, шишек, камней и т.д. Практическое занятие 2 Поделки из листьев, шишек, камней и т.д. Флористика 6 Виды комнатных растений и уход за ними. Виды цветов, способы выращивания. Составление букетов, значение цветов
2 Октябрь 6 неделя Практическое занятие 2 Виды комнатных растений и уход за ними ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Виды цветов, способы выращивания Практическое занятие 2 Составление букетов, значение цветов Девичьи секреты 28 7 неделя Практическое занятие 2 Косоплетение. Простые косы ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Косоплетение. «Колосок» Практическое занятие 2 Косоплетение. Коса 4-х прядная. 8 неделя Практическое занятие 2 Косоплетение. Вплетение ленты в косу. ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие 2 Прически из кос Практическое занятие 2 Прическа «Водопад» Практическое занятие
9 неделя Практическое занятие 2 Прическа с резинками ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Прически для школы Практическое занятие 2 Прически с заколками 10
неделя
Практическое занятие 2 Уход за кожей лица и рук ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Нанесение макияжа Практическое занятие 2 Нейл-арт (рисунок на ногтях) 11 неделя
Практическое занятие 2 Гигиена тела ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Гигиена жилища Приготовление блюд, не требующих термической обработки 18 Русская кухня, обычаи, рецепты
3 Ноябрь 12 неделя Практическое занятие 2 Украшение блюд, карвингДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Приготовление и оформление бутербродов Практическое занятие 2 Пирожное «Картошка» 13 неделя Практическое занятие 2 Торт из зефира ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Фруктовый салат Практическое занятие 2 Винегрет 14 неделя Практическое занятие 2 Викторина «Русское чаепитие» Изготовление сувениров в различных техниках прикладного творчества 27 Мастерская Деда Мороза (изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству)
Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству 4 Декабрь 15
неделя Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству 16 неделя Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству 17 неделя Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству 18 неделя Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству Практическое занятие 2 Изготовление поделок и игрушек к Новому году и Рождеству Изготовление сувениров в различных техниках прикладного творчества 12 Изготовление сувениров к Дню всех влюбленных. Валентинки.
5 Январь 19 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Дню всех влюбленных. ВалентинкиДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Дню всех влюбленных. Валентинки20 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Дню всех влюбленных. ВалентинкиДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Дню всех влюбленных. Валентинки21 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Дню всех влюбленных. ВалентинкиДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Дню всех влюбленных. ВалентинкиИзготовление сувениров в различных техниках прикладного творчества 12 Изготовление сувениров ко Дню Защитников Отечества
22 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров ко Дню Защитников Отечества ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров ко Дню Защитников Отечества Практическое занятие 2 Изготовление сувениров ко Дню Защитников Отечества 6 Февраль 23 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров ко Дню Защитников Отечества ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров ко Дню Защитников Отечества 24 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров ко Дню Защитников Отечества Изготовление сувениров в различных техниках прикладного творчества 12 Изготовление сувениров к 8 марта
25 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к 8 марта ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к 8 марта Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к 8 марта 26 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к 8 марта ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к 8 марта Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к 8 марта Изготовление сувениров в различных техниках прикладного творчества 12 Изготовление сувениров к Пасхе
7
Март 27 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Пасхе ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Пасхе Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Пасхе 28 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Пасхе ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Пасхе Практическое занятие 2 Изготовление сувениров к Пасхе Изготовление сувениров в различных техниках прикладного творчества 12 Изготовление сувениров для сувенирного фонда 29 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров для сувенирного фонда ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров для сувенирного фонда Практическое занятие 2 Изготовление сувениров для сувенирного фонда 30 неделя Практическое занятие 2 Изготовление сувениров для сувенирного фонда)ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Изготовление сувениров для сувенирного фонда Практическое занятие 2 Изготовление сувениров для сувенирного фонда Вышивка лентами 42 Вышивка цветов, различные приемы 18 Вышивка цветов, различные приемы 31 неделя Практическое занятие 2 Вышивка сирени ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Вышивка сирени Практическое занятие 2 Вышивка сирени 8 Апрель 32 неделя Практическое занятие 2 Вышивка роз ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Вышивка роз Практическое занятие 2 Вышивка роз 33 неделя Практическое занятие 2 Анютины глазки вышивка ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Анютины глазки вышивка Практическое занятие 2 Анютины глазки вышивка Вышивка лентами 18 Вышивка листочков и веточек, различные приемы Практическое занятие
34 неделя Практическое занятие 2 Вышивка узкого листа ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Вышивка широкого листа Практическое занятие 2 Выполнение стежков «Ленточный», «Трилистник», 35 неделя Практическое занятие 2 Выполнение стежков «Цепочка», «Мушка» ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Выполнение стежков «Козлик», «Сетка» Практическое занятие 2 Выполнение стежков «Тамбурный», «Стебельчатый» ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
9 Май 36 неделя Практическое занятие 2 Выполнение стежков «Французский узел», «Вытянутый» ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Выполнение стежков «Прямой», «Воздушная петля» Практическое занятие 2 Выполнение стежков «Веточка», «Сетка»
Вышивка лентами 6 Виды вышивки, техника выполнения различных швов 37 неделя Практическое занятие 2 Виды вышивки, техника выполнения различных швов ДДТ
Кабинет № 23 Практическое занятие
Практическое занятие 2 Виды вышивки, техника выполнения различных швов Практическое занятие 2 Виды вышивки, техника выполнения различных швов Итоговое занятие 2 Викторина, тесты, кроссворд Содержание программы
Содержа-ние программ-мы по учебному плану Теоретическая часть Практическая часть
учебный материал, которым сможет овладеть обучающийся
Уровни сложности
содержания программы формы практической деятельности детей
№ п/праздел тема стартовый базовый продвинутый 1 Вводное занятие Правила ТБ, ПДД, ПБ Цель, содержание и форма занятий кружка. Ознакомление с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения. Правила безопасности. Викторина «Правила радости и здоровья»
2 История и виды рукоделия в России Основы рукоделия Общие исторические сведения о рукоделии Общие исторические сведения о рукоделии
История рукоделия в РоссииИстория рукоделия в России. Знакомство с разными техниками рукоделия, демонстрация образцов. Тест.
Викторина.
Практическая работа
3 Основы цветоведенияЦветовые гаммы в рукоделии Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Понятие о композиции. Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.
Тест
Составить цветовой круг.
Составить наиболее сочетаемые цветовые композиции.
4 Изготовление сувениров в различных техниках прикладного творчества Использование различного материала Изучение и закрепление техники изготовления поделок. Изучение и закрепление техники изготовления поделок и картин из природного материала на основе МК. Изучение и закрепление техники изготовления поделок и картин из природного материала на основе свого эскиза. Изготовление поделок.
Изготовление поделок и картин по образцам.
Изготовление авторских поделок
5 Вышивка лентами Обучение вышивке лентами Изучение видов швов, закрепление на практике Выполнение панно и картин на основе МК. Выполнение панно и картин на основе свого эскиза. Выполение простых стежков и швов.
Выполение панно и картин по образцам.
Выполение авторских работк6 Приготовление блюд, не требующих термической обработки Основы технологии приготовления пищи Знакомство с простыми рецептами Знакомство с простыми рецептами, Приготовление простых блюд, не требующих термической обработки. Знакомство с простыми рецептами, Приготовление простых блюд, не требующих термической обработки. Оформление блюд. Изготовление простых блюд.
Изготовление блюд, эстетическая подача.
Оформление блюд с использованием элементов карвинга.
7 Девичьи секреты Уход за собой Плетение простых кос. Простые прически.
Элементарные приемы гигиены. Плетение кос с усложнением. Прически для повседневной жизни.
Плетение кос сложных. Прически для повседневной жизни и для торжественных случаев. Умение наносить неброский макияж. Плетение кос.
Выполнение различных причесок.
Приемы нанесения макияжа, нейл-арт.
8 Флористика Растения и цветы в нашей жизни Виды комнатных растений и уход за ними.
Виды комнатных растений и уход за ними.
Виды цветов, способы выращивания. Виды комнатных растений и уход за ними.
Виды цветов, способы выращивания. Составление букетов, значение цветов Виды комнатных растений и уход за ними.
Виды цветов, способы выращивания. Составление букетов, значение цветов
9 Итоговое занятие Подведение итогов обучения по ДООП Викторина Тест по истории рукоделия
Тест по материалам и инструментам. Кроссворд Творческий проект Тематические диагностические тесты и кроссворд, выполнение работы для выставки.
Выполнение работы для выставки с разработкой презентации с мастер-классом или
технологической картой выполнения изделия.
Методы обучения:
- репродуктивный
- объяснительно-иллюстративный
- поисковый
- исследовательский
Технологии:
- игровые
- здоровьесберегающие- педагогика сотрудничества
- наличие у обучающихся познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- ИКТ
- проектная технология
Формы и методы обучения
Овладение рукоделием начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом.
Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности. Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить обучающегося поиском самостоятельного решения, а не сразу давать готовый ответ. Для этого обучающимся предлагаются мастер-классы и технологические карты, с помощью которых они сами создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, можно предложить обучающимся создавать различные композиции из отдельных элементов.
Таким образом, комплексное использование методов обучения повышает надежность условия информации, делает учебный процесс более эффективным.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы рукоделия, обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для работы с природным материалом), ИЗО (подбор сочетаний различных цветов и красок).
Методическое обеспечение программы
Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
На занятиях  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  
 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Организация воспитательного процесса.
Организация групповых занятий формирует у обучающихся дружеские, доброжелательные отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным моментом является ориентация детей на изготовление сувениров и подарков родным и близким.
В воспитательной работе используются массовые формы работы. Участие в фестивалях, экскурсии в музеи и на выставки декоративно-прикладного искусства позволяют воспитывать в детях коммуникабельность, умение вести себя в общественных местах, презентовать себя. В течение учебного года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение требовательности к возможностям детей; педагогическая оценка прогресса деятельности ребёнка, а также ориентация ребёнка на социально значимый результат. В результате постепенно вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности. Большое внимание уделяется воспитанию уважения к наследию предков. Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.
Список литературы для педагога
1. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», 1998 год
2. .Голубева Н.Н. «Аппликации из природных материалов», 2002 г.
3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», 1991г.
4. Калинич М. «Рукоделие для детей»,1998г.
5. Кузьмина М. «Азбука плетения», 1993 год.
6. Митителло К. «Аппликация», 2004г.
7. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек – сувениров», 1990 год.
8. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», 1998 год.
9. Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», 1983г.
10. Румянцева Е. «Праздничные открытки», 2005г.11. Румянцева Е. «Украшения для девочек своими руками», 2005г.
Список литературы для детей
1. Белова Н.Р. « Мягкая игрушка», 2001г
2. Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», 1998 год.
3. Калинич М. «Рукоделие для детей»,1998г.
4. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры», 1998 год.
5. Румянцева Е. « Праздничные открытки», 2005г.6. Румянцева Е. «Украшения для девочек своими руками», 2005г.7. Черныш И. «Поделки из природных материалов», 1999 год.
Интернет-ресурсы.
woman-v.ru›master-klass-po-bumagoplastike.htmlunion.np-mos.ru›arxivmarrietta.ru›post253543725/masterclassy.masterpodelok.com›bumagoplastika/pedsovet.org›Учитель›Медиатека›link_id,74721/Itemid,118maaam.ru›detskijsad/master-klas-po-bumagoplastike