Научный проект на тему Чем похожи и чем отличаются народные празднества Наурыз и Масленица


Министерство Образования и Науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область Кокпектинский район
КГУ «Средняя школа им. Ауэзова»
Научно-исследовательский проект
Тема: Чем отличаются и похожи праздники Наурыз и Масленица
Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты
Секция: Этнокультуроведение
Выполнила: учащиеся 4 класса Еркешкызы Жанел, Сайлаугазиева Гульжан
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы
Шегедекбаева М.С.
Введение
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по - иному, многое заново открываем или переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно. Историю мы мыслим как сумму фактов, дат, имен, как линейную последовательность событий, интерпретируемых с сегодняшней точки зрения; культуру какой бы то ни было эпохи представляем по вершинам, шедеврам, высшим проявлениям умственной деятельности, техники, искусства. Знаем, в какие годы правил Владимир Мономах или Амир Тимур, до мельчайших подробностей восстанавливаем картину Бородинского сражения или Аныракайской битвы, восхищаемся Новгородской Софией, мавзолеем Кожа Ахмета Яссави, классическими архитектурными ансамблями Петербурга, нашей молодой Астаны, читаем и перечитываем «Слово о полку Игореве», казахские дастаны о батырах и их подвигах, Пушкина, Лескова, Ауэзова, Сейсенбаева и, как правило, не можем сказать, чем жил обычный русский крестьянин или степняк-казах, простой горожанин в то время, когда Дмитрий Донской собирал полки для решающей битвы на поле Куликовом, хан Аблай, объединял три казахских жуза, когда Петр I готовился «прорубить окно в Европу», когда Достоевский писал «Братьев Карамазавых», а Мухтар Ауэзов «Путь Абая».
Кем был тот самый мужик или пастух, который трудом своим, потом и руками обеспечивал победы, достижения, возможность образованному кругу соотечественников создавать произведения искусства и заниматься наукой? Что представлял собой тот самый мужик, который дал нам Ломоносова, Кузьму Минина, Каныша Сатпаева, Кулибина, Чокана Валиханова, Коненкова, Тропинина, который вдруг проглядывал или властно заявлял о себе в Льве Толстом, Суворове, Пирогове, Мусоргском, Абае? Что заботило, радовало и тревожило крестьянина, степняка-скотника, ремесленника, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели; что передавали своим детям и внукам?
Все это не просто любопытство. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей, поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.

Своей исследовательской работой мы стремились вызвать интерес к бытовой истории, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим, посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников своего Отечества и своей малой Родины. Это, так сказать, сверхзадача. Конкретная же цель нашего исследования – изучить и сравнить народные праздники Масленицу и Наурыз, в чем их схожесть и в чем их отличие.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1.Ааналитическая поисковая работа по теме исследовательской работы.
2.Ссравнительный анализ двух древних народных праздников, выделение различий и схожестей традиций.
3. Составление кластеров по темам «Масленица – проводы зимы» и «Наурыз – праздник весны и изобилия».
4. Сбор фольклорогой материала о праздниках и составление сборника.
5. Знание наизусть стихотворений и других произведений устного народного творчества о праздниках Наурыз и Масленица.
Проблема: стремление вызвать интерес к бытовой истории своего родного народа и русского народа. Следует отметить, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами Зимы и многими другими значимыми моментами в жизни всех народов Казахстана.
Актуальность: знание истоков отечественной и русской культуры, нравов и обычаев казахского и русского народов.
Объект исследования: материалы о казахской и русской культуре, национальных традициях, особенностях празднования Масленицы и Наурыз.
Хронологические рамки исследования:
Новизна исследования: сравнение особенностей и традиций древних праздников Масленица и Наурыз.
Методы исследования: поисковое чтение, наблюдение, словесное рисование, практическая работа.
Сравнительный анализ особенностей праздников Наурыз и масленица
Мы живем в большом и многонациональном государстве – Республике Казахстан. В данное время в нашей стране под единым шаныраком в дружбе и согласии проживают более 100 народов. В нашем маленьком селе, которое находится на берегу озера Зайсан, сейчас проживают представители 8 национальностей. А раньше, до распада СССР, проживали более 30 народностей. Но тем не менее, этих людей, наших односельчан, мы уважаем и ценим. Каждого из них мы знаем в лицо, знаем истории их семей.
Как мы уже сказали выше, праздник Наурыз отмечается в Казахстане с 1988 года. А параллельно с этим национальным праздником отмечается и широкая Масленица – представителями славянских народностей, проживающих на нашей родной земле. Мы не хотим сказать, что эти народные гуляния каждый народ отмечает отдельно, в своем кругу. Нет, народные празднества устраиваются, например всем селом, и Наурыз и Масленица, то есть в них участие принимают все жители, независимо от возраста, пола , нации и религии.
В школе по программе мы изучаем русский язык – язык общения, дружбы и согласия. И именно на уроках русской речи мы подробно познакомились с особенностями двух народных праздников – Наурыз и Масленица.
Исследуя нашу тему, мы пришли к выводу, что Наурыз мейрамы как нерелигиозный праздник весны и обновления имеет общие корни и параллели с проводами Зимы, то есть с празднованием Масленицы. Мы попробовали в нашей работе сделать сравнительный анализ особенностей этих двух разных, но в то же время так похожих праздников.
НАУРЫЗ
МАСЛЕНИЦА
СХОДСТВО
В основе праздника Наурыз лежат языческие обряды;
В праздновании Наурыза принимали участие все взрослое население, молодежь и дети;
На Наурыз готовились круглые шелпеки из теста, которые жарились на масле;
Казахи приводили в порядок свое жилье, расплачивались долгами;
В народе повелось: чем щедрее будет отмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год;
Наурыз праздновался на улице, на приволье, в степи;
После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы – зазывалы (глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник. После этого начиналось праздничное представление, массовые игры, традиционные скачки, развлечения;
В некоторых случаях (после состязаний жигита и девушки) Наурыз превращался в свадебные торжества;
В старину казахи праздновали Наурыз 7 дней – священное число мусульманских народов;
Шелпеки у казахов считались поминальным обрядом;
С заходом солнца за горизонт разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.
Масленица принадлежит тоже к языческим праздникам;
В празднике принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения;
Масленицу встречали блинами…

Этот похожий элемент тоже являлся общим ритуалом, имеющий начало с языческих времен – древний обряд поклонения Солнцу.
Убирали избы, наводили везде порядок и чистоту;
Неучастие в масленичном веселье могло повлечь за собой по поверью, «жизнь в горькой беде». Ее празднование считался для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи!»;
Масленичные развлечения обычно проходили на улице;
В XIX – начале XX века в праздновании Масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера;
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары;
Масленица длилась тоже 7 дней, то есть неделя так и называлась – Масленичная неделя, на каждый день масленой недели существовали определенные обряды;
Блины были и частью поминального обряда, так как и суббота перед масленицей почиталась как «родительский день» - славяне поклонялись душам умерших предков;
Прощались с Масленицей в воскресенье. В этот день в северных и центральных районах Европейской России жгли костры, а в южных – хоронили соломенное чучело Масленицы.
НАУРЫЗ
МАСЛЕНИЦА
РАЗЛИЧИЯ
Нерелигиозный древний праздник;
Праздник Нового года (соответствует иранскому Новому году, Новруз);
Праздник восточных народов и Азии;
Постоянный день – 22 марта – день весеннего равноденствия;
В старину в ночь перед праздником все емкости в доме наполнялись молоком, айраном, ключевой водой, зерном;
Главным ритуалным блюдом праздника Наурыз является наурыз-коже, который должен состоять из семи ингридиентов, символизирующих семь элементов жизни: вода, мясо, соль, жир. Мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко; Религиозный, по канонам Православной церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту;
Проводы Зимы;
Праздник славян;
Перемещающийся календарь;
Основным в пище считалось масло - отсюда название праздника Масленица;
Так как, масленичная неделя проходила перед Великим постом, то запрещалось использовать в пище мясо, поэтому на стол ставилось все молочное и конечно же, блины – непременный атрибут Масленицы;
Как мы заметили, различий меньше, чем схожестей.
История обеих праздников имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, считалось пережитками древности, с принятием на Руси Христианства празднование Наурыза и Масленицы запрещалось. Но, несмотря, на царские указы, наставления патриарха, на политические запреты в душах и сознании людей Наурыз мейрамы и широкая Масленица продолжали жить.
И сейчас оба этих праздника являются одним из самых любимых народных гуляний, оба праздника считаются семейными праздниками, так как воспитывают уважение, любовь к ближнему, родственникам. Именно на этих праздниках друзья и знакомые, родственники обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами и поступками.
Отсюда вывод: в наши дни Наурыз мейрамы и Масленица стали общенародными праздниками весны, труда и единства. Сегодня эти праздники одинаково дороги всем народам, живущим в многонациональном Казахстане.
Древние праздники Наурыз и Масленица гармонично трансформировалися в современную жизнь, сохранив преемственность традиций древности.
В своей работе мы использовали фотоснимки празднования Наурыза в нашей школе и в нашем селе и празднование Масленицы в нашем районе.
Источники
Забелин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия Симферополь, 1992г.
Иллюстрированная энциклопедия. Россия / The Illustrated Encyclopedia: Russia: Н. Караванова — Москва, Эксмо, 2009 г.
Кустодиев Б.: В. Ф. Круглов — Москва, Золотой век, 2007 г.
Масленица, Великий пост, Пасха. История, традиции, постный и праздничный стол: — Санкт-Петербург, Ниола-Пресс, 2010 г.
Некрылова А.Ф. Круглый год. Москва Издательство «Правда» 1989г.
Пасха. Рождество. Масленица: Иван Панкеев — Москва, АСТ, Олимп, Астрель, 2007 г.
Россия. Иллюстрированная энциклопедия / Russia: The Illustrated Encyclopedia: Н. Караванова — Санкт-Петербург, Эксмо, 2009 г.
Сто великих праздников/ Е.О. Чекулаева - М.: Вече, 2006.
.Тимошинов В.И. Культурология: Казахстан-Евразия - Восток-Запад: Учебное пособие. - Алматы: Ниса, 1997.
10.Ходак Е. Праздник как инструмент внутреннего PR // PR news. 2002. №2
11.Энциклопедия славянских праздников. Календарные поверья и обычаи славян: Н. С. Шапарова — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2010 г.
Интернет-источники
12.Массовый праздник как специальное событие // Каз. культура глазами молодых ученых. - № 16. - Алматы: «КУЛЬТ-ИНФОРМ-ПРЕСС», 2005. www.krasura.h16.ru/15.index.html <#"justify">
13.Сайт: novaiya – zhizn.kz Празднование Масленицы, № 24,25,26
14.Сайт: www.liter/kz Неделя Литер №51,52,53