Конспект урока по теме Предложения с обращениями


Конспект урока
5 класс
Тема: «Предложения с обращениями».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: - формировать представление учащихся об обращении, его роли в предложении;
- учить учащихся находить обращение в тексте, отличать его от подлежащего;
- учить учащихся постановке знаков препинания при обращении.
Задачи: а). образовательные: изучить статью учебника «Предложения с обращениями», анализировать предложения с обращениями;
б). развивающие: развивать словарный запас учащихся, орфографическую и пунктуационную зоркость, устную и письменную речь учащихся;
в). воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение.
Оборудование урока: учебник, компьютер, мультимедийная доска, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы и тексты для групповой работы); схемы предложений.
План урока:
Организационный момент (2 мин.).
Повторение пройденного материала (5 мин.).
Изучение нового материала (15 мин.).
Закрепление нового материала (10 мин.).
Итоги урока (3 мин.).
Домашнее задание (2 мин.).
Рефлексия(2 мин.).
Выставление оценок за урок (1 мин.).
Ход урока:
I. Организационный момент.
Приветствие учителем учащихся. Проверка готовности к урока. Настрой учащихся на работу.
II. Повторение пройденного материала.
Слово учителя: запишем сегодняшнее число, оставим место для написания темы урока, запишем эпиграф:
Чего тебе надобно, старче?
А.С. Пушкин
А). Работа с эпиграфом.
Б). Постановка целей и задач урока учащимися при помощи учителя.
В). Повторение материала по синтаксису (предыдущим темам).
(2 учащихся во время повторения работают по карточкам).
- Как называется раздел науки о языке, который мы с вами изучаем? (Синтаксис).
- Что изучается в синтаксисе? (Словосочетания и предложения).
- Какой член предложения называется подлежащим? Сказуемым?
- Какие виды предложений по цели высказывания существуют? Приведите примеры.
- А по интонации? Приведите примеры.
- Как называется предложение, состоящее только из главных членов? А с второстепенными членами?
- Какие изученные вами конструкции могут осложнять простое предложение?
- какие знаки препинания ставятся при однородных членах? При наличии обобщающего слова?
Слово учителя: итак, мы вспомнили, чем может быть осложнено простое предложение. Молодцы, вы хорошо поработали. Сегодня на уроке мы узнаем, чем ещё может быть осложнено простое предложение.
III. Изучение нового материала.
Слово учителя: эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успеха в общении, а значит, и в жизни. Тема урока – «Предложения с обращением». Запись темы урока в тетрадь.
Работа с учебником стр.85-86.
Стихотворение учителя:
Всем нам при общении
Поможет обращение.
Моно смело обратиться
К людям, звёздам или птицам.
Только, друг, не забывай,
Запятые расставляй.
Сообщение подготовленного ученика (информация о звательном падеже).
Работа с предложениями. (На доску проецируются предложения с обращениями. Задача учащихся – найти обращения и показать, с какой интонацией они произносятся, в какие чувства окрашены). А). Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…
Б). Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне на зло.
В). Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
Г). Смилуйся, государыня рыбка:
Ещё пуще старуха бранится…
Вывод учащихся об интонации.
Вывод учителя: обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и выражать наше отношение к собеседнику. По обращению, ребята, можно понять , каков человек, обращающийся с речью, и каков тот. К кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту и, наоборот, злость, недовольство…У человека тонкая и ранимая душа, поэтому подбирайте слова, когда к нему обращаетесь.
Работа с раздаточным материалом (предложения). (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее…
И царица хохотать,
И плечами пожимать…
Задание: найти повторяющиеся слова в данных предложениях, подчеркнуть их как члены предложения, выделить грамматические основы.
Вывод: обращение членом предложения не является.
Работа с предложениями:
Засмеялся Балда лукаво:
«Что ты это выдумал, право?»
Чем вы, гости, торг ведёте
И куда теперь плывёте?
Задание: - Назовите личные местоимения в обоих предложениях.
- Какими членами предложения они являются?
- Как вы думаете, являются ли они обращениями? Называют ли они того, к кому обращаются с речью? Назовите обращение (гости).
Вывод учащихся при помощи учителя: местоимения ТЫ и ВЫ обращениями не являются. Кто их использует в речи в таком качестве, тот некультурный человек.
Физминутка!
Работа над постановкой знаков препинания при обращении.
- Как выделяются обращения на письме, если они стоят в начале или конце предложения?
- А если в середине предложения?
- А если произносятся с особой восклицательной интонацией?
Составление схем постановки знаков препинания при обращении (учитель на доске вешает подготовленные схемы; учащиеся чертят данные схемы в тетрадь для справочного материала).
IV. Закрепление нового материала.
Запись предложений на доске, составление схем к предложениям. (1 ученик работает у доски, остальные в тетрадях).
А). Присядем, друзья, перед дальней дорогой…
Б). Оля, беги скорее в школу!
2. Выполнение упр. 206 в учебнике.
V. Итоги урока:
- Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте, ребята, что мы узнали, оформим в единый ответ. Закончите предложения. (У учащихся на партах карточки, в которых есть начало предложения, а завершения нет).
Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того, _________________________________________________________ .В устной речи обращение выделяется__________________________ , а в письменной_______________________________________________ .
Слова ТЫ и ВЫ ___________________________________________ .Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится __________________________________________ .- В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.
VI. Домашнее задание: параграф 42, упр. 208.
VII. Рефлексия:
- Подходит к концу наш урок. Как вы думаете, ребята, мы добились цели, которую себе поставили?
- С чем мы с вами познакомились, чему научились?
Слово учителя: после звонка, ребята, попрошу вас подойти к доске и наклеить на слово ОБРАЩЕНИЕ лепесточки-смайлики, тем самым показать, всё ли вам было понятно на уроке. Если у вас возникли вопросы, то можете приклеить лепестки с вопросиками. На следующем уроке мы разберём те моменты, которые показались вам трудными.
VIII. Выставление оценок за урок.
ОБРАЩЕНИЕ
О НЕ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЗВАТЕЛЬНАЯ ИНТОНАЦИЯ
[О, ….] БАБУШКА, ПОСТОЙ НЕМНОЖКО…
[…,О, ….] БОГ ВАС, ДЕТИ, НАГРАДИТ.
[…,О] ЧЕГО ТЕБЕ НАДОБНО, СТАРЧЕ?
[О! ….] СВЕТ НАШ СОЛНЫШКО! ТЫ ХОДИШЬ КРУГЛЫЙ ГОД ПО НЕБУ…
ТЫ, ВЫ – НЕ ОБРАЩЕНИЕ!!!

Закончите предложения:
Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,___________________.
В устной речи обращение выделяется__________________________________________,
а в письменной ____________________________________________________________.
Обращение может быть по составу ____________________________________________.
Обращение не является______________________________________________________.
Слова ты и вы _____________________________________________________________.
Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится___________________________________________________________________.
Карточка №1.
Задание: Расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.
1. Подул лёгкий ветерок с тихим шорохом пробежал по всему саду и вскоре затих.
Схема:
2. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
Схема:
3. Склонились ветви деревьев спрятались молодые грибки.
Схема:
Карточка №2.
Задание: Расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений.
1.В городском парке росли лилии розы тюльпаны.
Схема:
2. Дюймовочка нагнулась над птицей раздвинула ей пёрышки и поцеловала её прямо в закрытые глазки.
Схема:
3. Рыбки столпились у стебля и живо перегрызли его своими зубами.
Схема: