Конспект урока по обществознанию Наше наследие


Урок по курсу «Обществознание» для 6 класса
Тема: Наше наследие.
Класс: 6 «А»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: способствовать пониманию учащихся, что такое культурное наследие и какова его роль в обществе.
Задачи:
Дидактическая: обеспечить освоение основных понятий и терминов, обучить анализировать изученное, учить приводить ( находить) примеры; реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (литература, искусство, история, краеведение), научить грамотно анализировать традиции, обычаи различных народов.
Развивающая: развить логическое мышление, речевые навыки, память, умение обобщать, анализировать, работать в группе, умениесознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию, культуры общения, патриотизма, гражданственности.
Основные понятия: культурное наследие, духовная культура, материальная культура, традиции, обряды, толерантность.Оборудование урока: презентация-сопровождение, видео, раздаточный материал, доска, мел, фломастеры, учебник.
Эпиграф к уроку:
«Культура – это то, что остается,
когда все остальное забыто»
Э. ЭрриоХод урока
Действия учителя Действия учащихся Время
1.Организационный момент 1 мин.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Приветствие 2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач. 3-4 мин.
Ребята, мы закончили с вами главу «Жизненный путь человека». И сегодня начинаем изучать последнюю главу нашего курса обществознания 6 класса, которая называется «Человек в мире культуры».
А для того,что бы определить тему нашего урока, нам необходимо вспомнить пройденный материал. Для этого мы с вами будем решать кроссворд. Кроссворд состоит из 6 понятий по предыдущей главе, расположенных горизонтально.
(Приложение №1) (сл. №1)
Теперь попробуйте отгадать ключевое слово –Наследие
Тема нашего урока: Наше наследие.
Ребята, у нас впереди большой праздник-какой?
Поэтому я считаю эту тему актуальной.
Вопрос: а что такое наследие?
Что бы нам ответить на этот вопрос, проведём Мозговой штурм (прием, когда учащиеся предлагают свое понимание термина).
Учитель записывает на доске ответы учащихся, и предлагает обратиться к словарю Ожегова
Насле́дие — явления культуры и быта людей, унаследованное от прежних времен.
Вопрос: Как мы будем рассматривать наследие? (посмотрите внимательно определение)
Как явление культуры и быта людей Устные ответы учащихся.
Устные ответы учащихся.
Устные ответы учащихся
Записывают определение в тетрадь.
Устные ответы учащихся 3. Изучение новой темы 30 мин
Постановка проблемы
Я предлагаю вам высказываниеписателя-Федор Абрамов: «Разрушая памятники культуры, мы разрушаем самое ценное – духовную энергию народа»
Как вы понимаете это выражение?
В современном мире есть мнение, что не нужно сохранять памятники культуры? Как вы к этому относитесь?
Проблемный вопрос: Нужно ли сохранять памятники культуры?
Ребята, давайте определим цель нашего урока: ответить на проблемный вопрос.
А чтобы нам достичь цели, необходимо составить план урока
Учитель записывает на доске план урока:
Что относится к понятию культурное наследие
Как передается к.н.
Знакомство с понятием «толерантность»
I.Вопрос: Что мы наследуем и у кого? А есть ли у вас дома вещи, которые хранят ваши родители как память о своих предках.
Задание: а теперь давайте посмотрим на это с другой стороны. Обратите внимание, у вас на столах, лежит раздаточный материал под №1(Приложение №2).Посмотрите на них.Что там написано?
А как их можно назвать-Народная мудрость.Вопрос: кто составил для нас эти пословиц и загадки? Народ Устные ответы учащихся.
Постановка проблемы вместе с учителем.
Вместе с учителем определяют цель урока, составляют план.
Устные ответы учащихся.
Устные ответы учащихся: бабушки, дедушки, старшее поколение, оставляют вещи в память о своих родных, перечисляют вещи
Устные ответы учащихся А теперь я предлагаю поработать в парах
Работа в парах
Задание: У вас на столах лежат листочки под №2 с картинками.На них изображены предметы культуры(Приложение №3). Вам в течение 2 минут необходимо разделить на 2 группы эти рисунки. Критерии вы определяете самостоятельно.
Вопрос: какие группы у вас получилось? По каким критериям вы их группировали.
Ответ:
2 группы: материальная и нематериальная (духовная культура).
А теперь переверните листочки, и представьте это в виде схемы
Задание: Записать в виде схемы
Культурное наследие

Материальная культура Нематериальная (духовная) культура
Задание: самостоятельно под схемой распределите памятников материальной и духовной культуры, которые изображены на раздаточном материале №2.
Опрос
В чем состояла трудность выполнения задания?
Многие памятники материальной культуры являются одновременно памятниками духовной культуры. Они могут удовлетворять бытовые нужды человека и одновременно нести важную духовную функцию-воспитывать в людях чувство красоты, гармонии, уважения к наследию и т.д. Духовная ценность памятников материальной культуры со временем возрастает
Ребята, мы ответили с вами на вопрос 1 пункта плана? Работа в парах по раздаточному материалу.
Рисуют в тетрадях схему, один ученик выходит к доске.
Устные ответы учащихся.
Ответим на вопрос: Как передается культурное наследие?
Отдавая должное материальной культуре, поговорим всё-таки о ценностях духовной культуры.
Перефразируем вопрос: как передается духовное культурное наследие.
II. Итак, скажите пожалуйста, что, по-вашему составляет основу духовной культуры?(пользуйтесь учебником на стр. 154).
Всё это важнейшие компоненты духовной культуры
А как же передаются из поколения в поколение ценности духовной культуры?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим видеосюжет:
Учитель должен подвести к таким понятиям как язык, традиции и обычаи. Устные ответы учащихся
Устные ответы детей.
Ответы учащихся: любовь, дружба, мораль, любовь к родине и т.д.
Просмотр видеосюжета и ответы учащихся
Послушаем сообщения о традициях и обрядах.
Сообщения учащихся
О традициях
Об обрядах
Вопрос: чем отличаются традиции от обрядов? Ответы учащихся
Сообщения учащихся (опережающее задание)
Устные ответы учащихся Физкультминутка 2 мин
А сейчас немного отдохнем. Попрошу всех встать и закрыть глаза. Попробуйте решить ситуацию.
Ребята, представьте, что к вам в гости приехал родственник из Франции. Как оказалось, он плохо знает русский язык, но он смог самостоятельно сходить в магазин и приобрести на память сувениры: матрешку и балалайку. Как ему это удалось?
С помощью жестов и мимики. Давайте разыграем эту ситуацию. 1 вариант – приехавшие гости. А 2 вариант- прохожие, которым нужно объяснить, как пройти в магазин.
Однако при общении жестами нужно соблюдать осторожность. Дело в том, что одни и те же жесты у разных народов имеют разный смысл, и невольно вы можете оскорбить национальные чувства людей. Выполняют
Так если в Голландии повернуть указательным пальцем у виска,подразумевая какую-то глупость,можно самому оказаться в глупом положении.Поскольку в Голландии этот жест означает,что кто-то сказал очень остроумную фразу.
В США и России имеет положительное значение – «все отлично». Но также знак может означать и другой смысл в разных государствах: В Германии и Франции – ничто, ноль, а в Японии-значение «денег»
Поэтому с жестами будьте осторожны, а вот доброжелательная улыбка всегда поможет расположить к себе собеседника.
III. -А знаете ли вы, что на территории нашей Ивановской области проживает около 100 национальностей. Это украинцы, белорусы, татары, армяне, азербайджанцы, грузины, молдаване, чеченцы, ингуши и другие.( посмотрите на слайд).У каждого из них свои исконные традиции, обряды.
Подумайте, как мы должны относится к тем, кто живет рядом с нами, несмотря на расхождения в культуре? Традиции и обряды каждого народа имеют неповторимую окраску. У неподготовленного человека традиции и обряды могут вызвать непонимание, а может и осуждение. Это недопустимо. Добрососедскому отношению между представителями разных народов способствует толерантность. 
Читать определение на стр 160. Устные ответы
Читают определение Я предлагаю, вам поработать в группах.
Групповая работа
Класс делится на группы по 4 человека. Сейчас я предлагаю каждой группе собрать цветок толерантности. На лепестках написаны качества человека, вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет, а так же есть у вас чистый лепесток, на который вы можете дописать ещё одно качество толерантного человека. Учитель раздает детям лепестки цветков с записанными на них словами (Приложение №4)
Проверка. Молодцы!!! А знаете ли, вы, что 16 ноября во всем мире отмечают международный день толерантности.
Вывод: каждый народ на протяжении веков создавал собственную культуру. Она сохранялась, обогащалась и передавалась из поколения в поколение. Так, в ходе исторического процесса возникло множество культур, которые составили единую мировую культуру - итог деятельности человечества за всю его историю. Выполняют задание.
Вместе с учителем подводят итог. Вернемся к нашему проблемному вопросу? Какая была проблема?
Нужно ли сохранять и беречь наше культурное наследие?
Нужно, так как наше культурное наследие является частью мировой культуры. Кроме того, ценности духовной культуры передаются их поколения в поколения благодаря культурному наследию. Ответы учащихся, аргументация. 1-2 мин.
4. Закрепление. 2 мин
Сегодня мы познакомились с терминами.
А сейчас попробуйте соотнести данные термины с определениями.
Учащимся выдаются карточки (Приложение 5)
Поменяйтесь теперь с соседом по парте карточками, и проверьте правильность выполненного задания, поставьте количество правильно выполненных вопросов.(На слайде ответы) Выполняют задание 5. Подведение итогов урока и вывод. 1 мин
6. Оценивание 1 мин
Просьба самостоятельно оценить свою работу
-поднимите красную карточку те, кто считает, что поработал сегодня на уроке на «5»
-зеленую- на «4»
-желтую –на «3»
Выборочно:почему ? Устно дают оценку своей работы, аргументируют. 7. Рефлексия 1 -2 мин
Формула ХИМС:
1. Хорошо (эмоциональное состояние)
Интересно (что узнали)
Мешало (что мешало)
С собой (чему научились) Домашнее задание 2 мин
Параграф 22, с.152-160. (базовый уровень)
Предлагаем учащимся право выбора домашнего задания.
Заполнить таблицу, используя дополнительный материал.
Виды традиций примеры
семейные национальные межнациональные духовные 2.Составить рассказ о традициях и обычаях своего народа. Учащиесяна-выбор записывают домашнее задание. Приложение №1
1. ю н о с т ь а 2. с е м ь я л 3. д е т с т в о 4. д и н т е л л е к т
5. пе ре х о д н ы й
Вопросы:
Этап жизни человека, длящийся от 15 до 21 года.
Группа родственников или близких друг другу людей
Период в жизни человека, когда его называют ребёнком
Способность человека к мыслительной деятельности
Возраст, который называют временем перехода от детства к юности.
Ребята, теперь нам необходимо отгадать ключевое слово.
Приложение №2
Белая белянка
Согнута в дугу
Летом на лугу, зимой на крюку.
(коса)
Жил Кирилл, Много людей кормил,
А разбился,
Под плетнем очутился
( горшок)
Кто молча учит и говорит?
(книга)
Маленький Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом ткнет,
Там черту проведет.
Новых друзей наживай,
а старых не теряй!
Ненастье в воскресенье
перед масленой — к урожаю грибов.
Там хорошо, где нас нет.
Нет худа без добра.
Доброе слово лечит, а злое убивает.
Ложь в правду рядилась,
да о правду и разбилась.
Приложение №3




Культурное наследие
Материальная культура Духовная культура
Приложение №4
пренебрежение,
уважение других,
чуткость,
милосердие
агрессивность
сотрудничество
жестокость,
неуважение,
эгоизм,
нетерпимость,
доброжелательность,
сострадание,
прощение,
равнодушие,
умение найти компромисс
Приложение №5
А. Культурное наследие 1. традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива
Б. Толерантность 2. исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения людей.
В. Традиции 3.важнейшие компоненты духовной культуры.
Г. ценности духовной культуры 4. явления культуры, унаследованные от предков.
Д. Обряды
5.Толерантность– терпимость к чужим взглядам, мнениям, верованиям, поведению, обычаям, образу жизни.
Запишите в таблицу ответ.
А Б В Г Д
Ответы:
А Б В Г Д
4 5 2 3 1