Урок по теме Предложения с обращениями (в соответствии с требованиями ФГОС)


Конспект урока в рамках ФГОС «Предложения с обращениями»
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Место урока в системе уроков по данной теме: раздел «Синтаксис» ,2 урок по теме «Простое осложненное предложение»
Тема урока: Предложения с обращениями
Цель деятельности учителя: познакомить с предложениями с обращением и правилами расстановки знаков препинания
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые результаты:
Предметные:
дает определение обращению;
находит обращения в тексте;
отличает обращение от подлежащего;
применяет правило постановки знаков препинания при обращении;
составляет схемы предложений с обращением;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
• ученик самостоятельно определяет цели урока, планирует пути достижения целей;
• самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• самостоятельно контролирует своё время и управляет им;
Коммуникативные универсальные учебные действия
• формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует и координирует её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
Познавательные универсальные учебные действия:
• осуществляет поиск и выделение необходимой информации;
• дает определение понятиям;
Личностные:
• доброжелательно относится к участникам своей группы
определяет границы собственного знания и незнания
Приёмы обучения: работа с информационным листом, составление кластера
Формы работы: групповая, индивидуальная
Образовательные ресурсы: учебник С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс.
Часть 1. Москва «Мнемозина», 2012г.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации, раздаточный материал, оценочные листы.
Ход урока
1.Орг.момент
Учитель дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность
уч-ся к уроку.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всѐ ли на месте?
Всѐ ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всѐ, что надо под рукой!
У: Присаживайтесь. На столах у каждой группы лежат оценочные листы, в конце нашего урока вы должны будете их заполнить, оценив себя. Запишите дату, оставьте одну строку для записи темы.
2.Определение темы урока
У: Теперь обратитесь к текстам, которые вы видите у себя на столе. Прочитайте отрывки из басен И. А. Крылова и выполните предложенные задания.
1 гр. «Стрекоза и муравей».
Не оставь меня, кум милый!...
Кумушка, мне странно это…
1. Кто принимает участие в беседе?
2. К кому обращаются герои басни?
3. Какие слова они используют при этом?
4. Как бы вы назвали эти слова?
2 гр. «Ворона и Лисица».
Голубушка, как хороша!...
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица?
1. Кто принимает участие в беседе?
2. К кому обращаются герои басни?
3. Какие слова они используют при этом?
4. Как бы вы назвали эти слова?
3 гр. «Зеркало и Обезьяна».
Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа?
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? 1. Кто принимает участие в беседе?
2. К кому обращаются герои басни?
3. Какие слова они используют при этом?
4. Как бы вы назвали эти слова?
У.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. (ответы групп)
У:Как же мы сформулируем тему урока?
У: Вариант какой группы вам показался наиболее удачным?
У: Запишите в тетрадь тему урока.
3.Постановка целей и задач
Работа с информационным листом
У.:
1.Обращение – это ________ или _________________________, которые называют того, к
кому_________________________________________________________________________.
2.Обращение выражается нарицательным или собственным _____________________
в _________________________ падеже.
3.Обращение произносится со ___________________ интонацией.
4.Обращение может стоять в ____________ предложения, а также в ______________
и в _______________ предложения.
5. На письме обращение выделяется ______________________.
6. Отобразите постановку знаков препинания при обращении в схеме____________
7. Синтаксическая роль обращения в предложении_____________________________________
У: Какие у вас возникли трудности при ответах на данные вопросы? Определите, какие учебные задачи нам предстоит решить на уроке.
4.Планирование деятельности
Что вам необходимо сделать для осуществления намеченных целей?
5.Осуществление практической деятельности
У: Обратимся к учебнику на стр. 136. Внимательно прочтите правило и на основе его составьте кластер. Представьте продукт своей деятельности.
У: Я продиктую вам предложения, ваша задача- выписать номера только тех предложений, в которых есть обращения.
Задание: укажите номера предложений, в которых есть обращение.
1. Дорогие ребята давайте жить дружно.
2. Ребята собрались в поход.
3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?
4.Подкралась осень незаметно.
5.Добро пожаловать милый скворец.
6. К утру мороз крепчал.
Проверка: ключ на слайде
У.: Сравните ваши записи с эталоном, который представлен на слайде. Выпишите данные предложения в тетрадь. Понаблюдайте, какое место занимают обращения в предложении? Всегда ли это одно слово? Можно ли к ним задать вопрос? Составьте схемы данных предложений, отразив в них знаки препинания при обращении. Сделайте вывод.
У.: Составьте небольшой текст с обращениями, называя того, к кому вы обращаетесь, именем собственным. Используйте речевые ситуации: «В библиотеке», «В гостях у бабушки», «В столовой». Представьте результат своей работы, прочитав текст выразительно.
У.: Ребята, какую интонацию вы использовали, когда обращались к своим собеседникам?
-Объясните, для чего нужны обращения? Подумайте, как знания, полученные на уроке, вы будете использовать в жизни?
6.Итог урока.
- Вспомним цели, которые вы определили на сегодняшний урок.
-Все ли цели были достигнуты?
- Обратитесь к информационному листу. Заполните пробелы.
ФИ участников групп Я участвовал в рабочем обсуждении Я участвовал в принятии рабочих решений Я соблюдал принципы сотрудничества Я выполнил задание без ошибок Оценка моя Оценка группы
1.
2.
3.
4.
5. Рефлексия.
А вам понравился урок? Поднимите сигнальные карточки.

Да

Нет
У.: Будем помнить, мало быть грамотным человеком, очень важно быть человеком культурным. Неудачное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Помните об этом, обращаясь к другим.
Домашнее задание:
1.Выполните упр. 302
2.Выпишите из литературных произведений 5-7 предложений с обращениями.