Сценарий праздника посвященного 95-летию Республики Коми (2016год)


«Приходите в гости к нам»
Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста
Цели:
Воспитание интереса к истории, любви к Родине, чувства гордости;
воспитание уважительного отношения к людям другой национальности;
знакомство детей с традициями, культурой и бытом русского и коми народов;
демонстрация схожести и различий двух культур.
Оборудование: выставка предметов быта русского и коми народа, элементы народных костюмов, коми народные инструменты, на столах русский каравай и коми шаньги из ржаной муки с разными начинками и пр.
Ход праздника:
(Звучит поочередно русская и коми плясовая музыка.В зал входят дети и родители, рассаживаются на места)Входят две ведущие (в русском и коми национальных костюмах).
Русская хозяйка: (с поклоном) Здравствуйте, гости дорогие!
Коми хозяйка: (на коми языке) Видзаоланныд, дона гостьясос!
Русская хозяйка: Дорогих гостей мы сегодня встречаем,
Хлебом- солью привечаем!
Коми хозяйка:Талун и ворсам, и сьылам, и сералам!
Ставлынныдтырмасмиянгаж!
(Сегодня будут игры, песни, смех!Радости хватит для всех!)Русская хозяйка: Наша республика очень красива и богата. Как называется столица нашей республики?
Дети: Сыктывкар.
Дети читают стихи А.Симаковой, 5 класс СОШ №1:
Сыктывкар красивый мой,
Мой любимый город!
Он прекрасный, молодой,
Он веселый, он живой!
Можно многое сказать,
Но его не описать.
Этот город, где всегда
Радость, мир и доброта.
Люди, дети и коты
Здесь небывалой красоты!
В их глазах сверкает счастье,
И обходит их несчастье!
В общем, много еще есть
В Сыктывкаре разного,
Такого города нигде
Больше нету классного!
Дети исполняют « Песню о Сыктывкаре» (сл.и муз. Л.Вавиловой).Коми хозяйка: В нашей республике живут и трудятся люди разных национальностей, но все они живут в мире и дружбе, уважают традиции коренных жителей этой земли-коми народа.
Русская хозяйка:Сегодня нам хочется поиграть в народные игры, которые нравились нашим бабушкам и дедушкам. Ведь у каждого народа есть свои традиции, песни, сказки и игры.
Коми хозяйка: Праздник надо продолжать,
Надо петь и танцевать!
Ромашки в руки все возьмем
И хоровод веселый заведем!
Дети водят хоровод с ромашками «Катшасинъяс» (муз.Дети читают стихи о Родине:
О край, ты мой! О, Родина моя
«Как ты мила мне, как прелестна!
Как ты красива и чудесна!»-
Скажу я это не тая.
О Родина, ты славилась веками!
Тебя народы славили твои
Поэмами и прозою, стихами
И песни в дар тебе несли.
Когда смотрю я вдаль на чудо,
На красоту земли твоей,
И понимаю я, что в мире
Нет места ближе и родней.
Я знаю, что ничто на свете
Не разлучит меня с тобой.
Мы все твои навеки дети,
Гордимся мы родной землей!
Дети исполняют песню «Белый, синий, красный» (муз.Русская хозяйка: Издавна на всех праздниках любили сочинять и петь частушки. И наш праздник не исключение.
Дети поочередно исполняют частушки на русском и коми языке, аккомпанируя себе на шумовых инструментах:
(перевод на коми язык Игнатовой Е.А.)
Мы частушек много знаем,
Их сегодня пропоем.
Как в любимом Коми крае
Очень дружно мы живем!
Ниномшогыскотьмеичот,
Еножкостысьсудзодо,
Аслам гора сыланкывйонСтав йозкостынсибала!
(Ничего, что я мала,С неба звездочку сняла.
За мою звонкую частушку
Весь народ меня уважает!)Я сирени наломаю,
Разбросаю у ворот,
Заплету я русу косу,
Чтоб завидовал народ!
ОшиньвылынмичацветоясЕножкодьжомичаось,
Ме томмортыдзэвжозбой да
Коть и быдмиичотмэ!
(На окошке красивый цветок-Небесной красоты,
Я парнишка очень смелый,
Хоть и вырос маленький!)О-е-ей, гора крутая,
О-е-ей, гориночка,
Мое сердце утешает
Таня-ягодиночка!
Вуримичасарапанъяс,
Чуньпонъясосроззьодлi,
Меборся тiэноветло,
Тiшутитысьзонъясосй!
( Вышивала сарафанчик,Уколола пальчики.
Не ходите вы за мною,
Несерьезные мальчики)Расцветают два цветочка
И на солнце греются.
На твою любовь, Ванюша,
Не могу надеяться!
Часто сьыламнывъяскодМичаа да гораа,
Онiми тiяноскорамМед миянкодсьылойжо.
(Частушки поют все девушкиГромко да и весело.
А сейчас мы вас попросим,
Чтобы нам подпели вы!)Мы девчонки- невелички,
Под платочками косички!
В сарафаны нарядились
И в веселый пляс пустились!
Коми хозяйка: Бура же сьылад, бура же йоктад. Любо же тiяносвидзодныпыр. (Красиво поете, красиво танцуете.Всегда на вас приятно смотреть).
Русская хозяйка: Ни один народный праздник не обходится без танцев. Наши танцы веселые и заводные.
Коми хозяйка:Ставнытокорамйоктонытатчо. (Приглашаем всех на танец).
Дети исполняют танец «Ки да кок» с характерными национальными движениями.
Коми хозяйка: а теперь я предлагаю сыграть в коми народную игру «Ошко-бабо» («Медведь- бабушка»).
Дети считалкой выбирают водящего (медведя), который становится на корточки в середине комнаты, его накрывают шубой, остальные игроки имитируют «сбор ягод» и поют:
«Ошко-бабо, Ошко- бабо,
Чодтовотам, пувтооктам,
Бур вотоссобосьтам,
Лек вотоссочовтам».
(«Медведь- бабушка, медведь- бабушка,Чернику собираем, бруснику собираем,
Хорошую ягоду возьмем,
Плохую ягоду оставим»)После этих слов водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный- становится «Медведем».
Русская хозяйка: А теперь поиграем в русскую народную игру «Пирог».
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь!
Затем к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая больше «пирогов».
Коми хозяйка: Они тэрмасьомон кутам тодмавны да висьтавныкутшомворсанкылiнныд?(Сейчас быстро будем узнавать какой инструмент прозвучал?).
Дети отгадывают загадки про коми народные инструменты (составила Суворова Т.Ю.):
Красивая, гладкая, деревянная.
Сначала- покормит, а потом- заиграет… (ложка- пань)
Вот дощечка подвесная,
Звонкая да шумная.
Пастухи на ней играют,
Зверей диких отгоняют………. (деревянный барабан-пу барабан)
Если овцы или козы забрели на поле
Пощипать зеленой травки, попастись на воле,
Резким звуком сторож их пугает
И топтать в полях посевы он не позволяет… (трещетка-сярган)
В ней ягодки шуршат,
Ребятишек веселят.
Это первая игрушка
Под названьем……………….. (погремушка-шур-шар)
Ночью в колотушку сторож стучит,
Стук колотушки людям говорит:
«Я вас охраняю, спите до утра,
А солнышко проснется и всем вставать пора!» (колотушка-тотшкодчан)
В путь с собой оленевод палочки всегда берет.
Громко палочки стучат, пугают волка и волчат… (две палки-пубедьяс)
Русская хозяйка: Снова нас зовет игра.
Поиграем, детвора?
Дети играют в «Веселом оркестре»: На столах разложены коми народные и детские музыкальные инструменты. Приглашаются желающие дети и взрослые, поочередно звучат русская и коми народная мелодии, все аккомпанируют.
Коми хозяйка: Ой, ребята, тише, тише,
Что- то страшное я слышу!
Кто- то к нам сюда идет…
Под звуки «шума леса» входит в зал странное горбатое существо (Ворса)- то ли человек, то ли зверь, то ли дерево. Из под шапки торчат мохнатые уши. В руках толстая дубина.
Ворса: Чолом, дона челядь!
Бур лун, дона челядь!
(Привет, дорогие ребята!Добрый день, дорогие ребята!)Ёнажомудзiсны кокяс.
Дыр мелоктi тiяндоро.
Мичаавоччи.
А менотодмалынныд?
Кодiмэ!
Да, Ворса мортмэ!
(Сильно устали мои ноги.Долго к вам я собирался
И красиво наряжался.
Меня вы узнали?
Кто я?
Да, Ворса- это я !)
Коми хозяйка: Ворса, зачем в гости пожаловал?
Ворса: Скучно стало мне в лесу
Бедному такому.
Вот пришел я к вам, друзья,
Да гостинцев принес (показывает туес с шишками и пр.)
Только чтоб их получить,
Надо вам меня повеселить.
Русская хозяйка:Ну что, ребята, повеселим Ворсу?
Выходите смельчаки,
Отвечайте громко, дружно: «Это я, это я, это все мои друзья».
Дети играют с Ворсой.
Коми хозяйка:Издавнокоми народ украшал своё жилище и одежду характерными узорами и орнаментами. Вот и мы сейчас попробуем собрать орнамент и назвать его.
Ворса проводит аттракцион «Собери коми орнамент» (большой узор разрезан на несколько частей, их нужно сложить). Принимают участие две команды по количеству разрезанных частей.
Русская хозяйка: Наша республика очень богатая. Чего только здесь нет…(Дети перечисляют: лес, лесные звери, полезные ископаемые, и пр.). А в лесу и ягоды, и грибы, и лекарственные растения…
Ворса предлагает детям поиграть в игру «Бери- не бери!» (на полу разложены съедобные и несъедобные грибы, нарисованные на картоне. Задача: два игрока с завязанными глазами, должны кто больше собрать съедобных грибов, задача зрителей: подсказывать игрокам «брать» или «не брать» гриб). Принимают участие два ребенка.
Коми хозяйка: А наши взрослые не засиделись?
Ворса: Есть у меня задание и для наших гостей. «Выберите коми национальное блюдо и расскажите про него» (На магнитной доске развешены картинки с изображением национальной едыкоми народа, итальянской и японской кухни.Задача участников: выбрать картинки с изображением национальных коми блюд и дать им название).
Ворса: Молодцы, угодили Ворсе, повеселили меня. Очень вас благодарю и подарки вам дарю. Ну, а мне пора уходить. Аддзысьлытодз, гостьяс! (До свидания, гости!)
Русская хозяйка: Вот и подходит к концу наш праздник.
Дети читают стихотворение «Коми край мой» А.Мишарина:
Коми край мой-
С летом укороченным,
Я любуюсь бором позолоченным.
Коми край мой-
С белыми метелями,
Но горжусь я царственными елями.
Коми край мой-
С милой осенью хмурою.
Но дружу с медведицей я бурою.
Коми край мой-
С ветрами студеными
И с людьми счастливыми, смышлеными.
Коми хозяйка: Нашей любимой республике в этом году исполнилось 95 лет.
Русская хозяйка: В круг встаем
Дружно, весело споем.
Как пекли мы каравай,
Для тебя, наш Коми край.
Дети водят хоровод на мелодию «Каравай», поют:
В день рожденья, Коми край,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой нижены,
Вот такой ужены,
Вот такой ширины.
Каравай, каравай,
С днем рождения, Коми край!
Дети поворачиваются лицом к зрителям и машут.
Русская и коми хозяйки приглашают всех на праздничное чаепитие с коми шаньгами.