Методическая разработка урока изобразительного искусства Волшебная бабочка Техника монотипия (1 класс)
Частное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани
Методическая разработка урока
изобразительного искусства в 1 классе (1 час)
по теме
«Волшебная бабочка».
(техника монотипия)
Урок № 5
Выполнила:
Микоян Анастасия Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
2017 г.
Тема «Волшебная бабочка»
Цель: развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности.
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе родного края источнику красоты и вдохновения.
стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшение.
Регулятивные УУД:
выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки.
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Формировать умение самостоятельно выполнять эскиз изделия;
Познавательные УУД:
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.
Умение:
- рассматривать, сравнивать, классифицировать
закрепить знания о цветовом круге и умение применять их на практике;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
Тип занятия: комбинированное.
Методы обучения:
Словесные – рассказ педагога, сообщения учащихся о некоторых видах бабочек, особенностях их окраски, чтение стихов, загадок.
Наглядные – иллюстрации с изображением бабочек, таблица с цветовым кругом.
Практические – самостоятельная работа в технике монотипии.
Оборудование
Литературный ряд:
А.Н. Мартынова. Загадки, пословицы, поговорки.
Учебник для 1 класса под ред. Б.М. Неменского
Зрительный ряд:
Иллюстрации видов бабочек
Таблица с цветовым кругом
Презентация к уроку
Цветок для выставки.
Музыкальный ряд: Музыкальные композиции «Малыш и птички».
Для учащихся:
Альбомный лист,
Гуашь,
Карандаши,
Кисти,
Стаканчики
Ножницы
Содержание урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока:
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
- О ком идет речь в загадке?
- Правильно, это бабочка.
- Сегодня на уроке вы узнаете о многообразии бабочек, рассмотрите узоры на крыльях и сами нарисуете узор на ее крыльях.
2. Введение в тему урока.
Природа – неисчерпаемый источник красоты. Разве не привлекают внимание своими формами и красками причудливые цветы, или отливающие всеми цветами радуги рыбки, или разнообразные с великолепным оперением птицы? А что говорить об изумительной красоте бабочек? Древние римляне верили, что они произошли от цветов, оторвавшихся от стеблей. И сегодня мы будем говорить о бабочках – нежных и хрупких созданиях, но сначала послушаем о них стихи, которые вы приготовили (дети читают стихи и загадки о бабочках)
Загадки и стихи о бабочках.Шевелились у цветка Все четыре лепестка.Я сорвать его хотел-Он вспорхнул и улетел.Над цветком порхает, пляшет,Веерком узорным машет.Утром ползет,В полдень неподвижна, А вечером летает.Спал цветок и вдруг проснулся,Больше спать не захотелШевельнулся, встрепенулся,Взвился вверх и улетел!Бабочка мимо порхнула,Села на яркий цветок,В сладкий нектар окунулаКрохотный свой хоботок, Крылья- цветочки раскрыла-Ими любуюсь стою.Я про игрушки забыла,Песню уже не пою.Громко кричать перестануБратец мой тоже молчит.Бабочку трогать не стану –Пусть куда хочет летит!
Если бы я облетела весь свет,Я собрала бы чудесный букетВ нем бы цветочками сталиИ лепестками махалиБабочки, бабочки, бабочки.
- В природе существует огромное количество бабочек. Они все разные и не похожи друг на друга. В этом вы сейчас убедитесь сами.
-А как же развивается бабочка, как она появляется на свет?
В течение жизни бабочки, как и все насекомые не раз меняют форму. Этот процесс называется метаморфозом, или превращением. Вначале из яйца вылупляется гусеница.
Гусеница неоднократно линяет и затем превращается в куколку, обматываясь тонкими нитями, из которых образуется плотный кокон.
Кокон лопается, из него вылетает бабочка.
-Давайте внимательно рассмотрим бабочек.
Бабочка «Павлиний глаз» встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как они выглядят?
Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них. Можно назвать его узором? Почему? Что вы заметили? (круги, похожие на глаза.)
- Эта бабочка называется «Махаон». Живет во многих местах в Евразии, Африки, Японии. Очень красивая бабочка с изящной формой крыльев.
Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске. Из чего состоит узор на крыльях? (из кругов, волнистых линий, пятен.)
- А эта бабочка называется – «Аглая».
- Вы, встречали её в наших лесах?
Крылья сверху красновато-желтые, с многочисленными черными пятнами и полосами. В летние месяцы «Аглая» обычно летает над лесными лугами и полянами.
-
Опишите узоры на других крыльях бабочек (лимонница, капустница, крапивница).
Самая обычная и распространенная бабочка, живущая в нашем климате – это «Капустница».
А почему она так называется?
(она откладывает личинки на капусте).
- Еще на нашей территории живут такие бабочки, как «Крапивница»,
«Адмирал» - гусеницы этих бабочек развиваются на кустах крапивы или хмеля.
- Вы, наверное, летом не раз встречали кусты крапивы, практически полностью облепленные гусеницами.
- Следующая бабочка - «Лимонница»- она появляется только тогда, когда начинает цвести первые цветы «Мать - и - мачехи».
- Ещё одна ранняя бабочка «Голубянка», она появляется в самом начале лета, и наблюдать её можно до самой осени.
3. Работа по учебнику.
- Откройте стр. 50 учебника. Рассмотрите Бабочек. Что можете сказать «об одежде» бабочек?(нарядная, красивая) - Из чего состоят узоры на крыльях? (Пятнышки, мелкие точки, кружки)
- Ребята, а скажите, а из каких частей состоит тело бабочки?
2 верхних крыла, 2 нижних крыла, туловище, голова, усики, глаза, 6 лапок. Все попарно.
- А вы знаете, что тело бабочки симметрично, т. е. если точно по середине туловища бабочки провести ось симметрии – вертикальную линию и согнуть её пополам, то крылья бабочки точно совпадут.
- Посмотрите, как это будет выглядеть наглядно (показываю на шаблоне бабочки, сгибаю пополам и вырезаю)
- Давайте закрепим наши знания о симметрии. Скажите, а какие еще предметы, растения, насекомые или живые существа имеют симметричную форму? (ответы учащихся).
- Узор какой бабочки вам понравился больше всего? Почему?
А как вы думаете, для чего бабочкам такой яркий окрас. Вот так приспособились бабочки спасаться от врагов. И это не случайно, ведь бабочек подстерегает много опасностей: насекомые – хищники, птицы, некоторые виды млекопитающих – это далеко не полный список их врагов. Из сотен гусениц выживают десятки, и лишь единицам удается завершить жизненный цикл развития. Вмешивается в него и человек. Бабочек ловят для коллекций, а гусениц часто уничтожают как вредителей. Поэтому многие виды бабочек занесены в Красную книгу.
Но мы с вами своей коллекцией не нанесем вреда природе, потому что наши бабочки будут созданы из бумаги. И пусть наши бабочки, как живые цветы, украсят наш кабинет, наполнят его светлой радостью, движением и радуют нас чудесным сочетанием красок.
Повторение пройденного материала.
Для гармоничного сочетания цветов рекомендуется использовать цветовой круг. Давайте мы обратимся к нему и вспомним законы сочетания цветов.
Ответы детей:
– холодные цвета
– теплые цвета
– ахроматичные цвета.
– Гармоничное сочетание – цвета расположенные через сектор.
– Контрастное – противоположный сектор.
– Дисгармоничное сочетание – соседние секторы. Дисгармонию можно уменьшить, если использовать дополнительный, нейтральный цвет (черный, белый, серый).
Посмотрите примеры сочетания теплых, холодных, контрастных цветов (демонстрация таблицы).
<Рисунок 1>
<Рисунок 2>
<Рисунок 3>
Окраска бабочек обычно симметрична, но можно и фантазировать. Ведь самый великий художник – природа дала волю своей фантазии и не поскупилась на краски и оттенки, покрывая крылья бабочек замысловатыми узорами.
Физкультминутка
Упражнение «Бабочка»
Попробуйте изобразить бабочку движениями, мимикой. Покажите, какая она легкая, воздушная, как она порхает.
Выполнение упражнений:
Сидя за партой, опустите голову вниз, руки на коленях, спину расслабить;
Руки через стороны вверх – вниз;
Исходное положение – выдох;
Плавное движение руками вверх, посмотреть на пальцы;
Опустить руки вниз;
Выполнять маховые движения руками , кружение.
Творческая практическая деятельность учащихся.
Бабочка.
Я у желтой бабочкиТихо-тихо спрашивал:- Бабочка, скажи мне, Кто тебя раскрашивал?Может, это лютик?Может, одуванчик?Может, желтой краскойТот соседский мальчик?Или это солнышкоПосле скуки зимней?Кто тебя раскрашивал?Бабочка, скажи мне!Прошептала бабочка,В золото одета,- Всю меня раскрасилоЛето, лето, лето!
- А теперь мы с вами выполним небольшое упражнение. Вспомним о технике монотипии. Для работы нам понадобиться: альбомный лист, кисти, баночка с водой, гуашевые краски.
Перед собой положите горизонтально альбомный лист.
Затем аккуратно согните его пополам (показываю).
Теперь разогните его и возьмите в руки кисти, пододвиньте краски и баночку с водой.
На одной половинке листа, карандашом нанесем буковку «К»
А теперь по ней нанесите краску на одну сторону листа, краски возьмите яркие. ( не забываем о цветовом сочетании). Попытайтесь изобразить крылья бабочки
Затем закройте второй половиной листа и аккуратно прогладьте рукой.
Затем так же аккуратно откройте его и посмотрите, что же у вас получилось.
А получились у вас 2 симметричных, одинаковых отпечатка. Посмотрите внимательно, что же у вас получилось, на что ж похож ваш отпечаток?
Теперь нужно немного подождать, когда ваша работа подсохнет, после, чего можно будет нарисовать те элементы, которых там не хватает.
Если это бабочка – нужно ей дорисовать туловище, усики, головку, ножки.
Вырежьте своих бабочек. Не забываем о правилах по технике безопасности.
Подведение итогов
На большой цветной коверСела эскадрилья.То раскроет, то закроет Расписные крылья
Изготовленные бабочки закрепляются на цветке (выставка работ).
Оценка работ учащимися, педагогом, самооценка.
Я думаю, что такие красавицы – мечта любого коллекционера! Сегодня мы узнали много нового о чудесных созданиях – бабочках. Познакомились с разнообразием их названий, окраски, выполнили эскизы, изделия по которым мы начнем выполнять на следующем занятии.
Я надеюсь, что теперь, когда вы встретите порхающих в воздухе бабочек, вы отнесетесь к ним с большим вниманием и интересом!
Рисунок 12Рисунок 9Рисунок 1Описание: img2