Открытый урок по трудовому обучению на тему Лепка с натуры и по представлению чайной посуды (2 класс)


Технологическая карта по трудовому обучению 2 класс.
Тема.Лепка с натуры и по представлению чайной посуды. Тип.урок «открытия» нового знания.
Задачи: учить использовать пластический способ лепки( лепка из целого куска) ; показать вариативность использования одной технологии для изготовления разных изделий; продолжить формирование умения работать в группе,; продолжить формировать навыки работы с пластилином; учить составлять план работы по изготовлению изделия ; показать возможность использования пластилина в декоративных изделиях; помочь учащимся освоить понятие «сервиз»
Планируемый результат.
Предметные ( под руководством учителя) создать разные изделия на основе одной технологии; использовать свойства пластилина в декорировании изделий; применять правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз»
Метапредметные- регулятивные ( под руководством учителя) использовать умения работать над проектом ( постановка целей, создание плана изготовления изделия по слайдам, распределение ролей, анализ качества изготовления изделия); умение понимать оценку взрослого и сверстника; действовать по плану, создавать разные изделия по одной технологии;
Познавательные- (под руководством учителя) осваивать алгоритм выполнения изделия на основе использования пластического способа лепки ( из целого куска пластилина), применяя приемы работы с пластилином (скатывание, сплющивание, вытягивание, скручивание, плавление, рпи лепке изделия; анализировать свет, форму реальных объектов и учитывать при изготовлении изделий; соблюдать правила работы с пластилином в практической работе;
-коммуникативные: слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность
Личностные- стремиться к творческой самореализации; ценить труд, осмысливать этические и эстетические нормы, бережно относиться к бытовым предметам.
Межпредметные связи:Чтение и развитие речи(сказка «Федорино горе.»
ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности).
Развитие речи (обогащение словарного запаса учеников).
Ресурсы урока:
Для учителя: - Демонстрационные материалы и оборудование: чайный сервиз; технологическая карта,книга «Федорино горе», чайник электрический, ТСО (компьютер), материалы, инструменты и приспособления для показа приемов работы при изготовлении изделия, готовое изделие.
Для обуч-ся: Материалы, инструменты, приспособления для выполнения задания: платилин, дощечка, стека, тряпочка, основа-картон под предмет.
Ход урока.
Содержание деятельности уч-ля. Содержание деятельности обуч-ся.
Актуализация необходимых знаний.
-Ребята, человек, который любит своё дело, желает добиться успеха, всегда содержит своё рабочее место в порядке. Посмотрите, у всех порядок на столе? Ведь
Мы- дружные,
Мы-внимательные,
Мы-старательные,
У нас всё получится. Обучающиеся выполняют инструкции учителя.
Мотивация познавательной деятельности.
-Ребята, посмотрите на материалы, которые мы приготовили, на картинки. Какую работу мы будем выполнять?
-А что мы будем лепить? Угадайте?
Гостей и близких привечаем мы ароматным сладким чаем.Он от недуга исцеляет и усталость прогоняет.Силы новые даёт и друзей за стол зовет.
- Как понимаете слово «сервиз»?
- Сервиз – набор посуды, выполненной в одном стиле(оформлении).(показ чайного сервиза)- В России чай стал известен почти 400 лет назад, когда монгольский хан передал чай в подарок русскому царю.
- Заваривают чай из листа чайного дерева. Его собирают, режут и сушат.
- Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость и поднимает настроение.
- За чаем решались семейные дела, происходил обмен мнениями, заключались деловые договоры. Не зря наш народ придумал поговорку: Чай пить - приятно жить или выпей чайку - позабудешь тоску.
-Работать с пластилином.
Обучающие отвечают на вопросы уч-ля, анализируют и формулируют тему урока.-Лепить чайную посуду.
Обучающие получают новую информацию, расширяют свой кругозор.
Р.Учимся определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Организация познавательной деятельности
-Какая посуда составляет чайный сервиз?
*Упражнение на обобщение, исключение. (На столе: чашки, блюдце, чайник, ложки, кукла).
-Назови предмет.
*Игра «Один-много».
Учитель называет предмет в единственном числе, а обучающиеся во множественном числе.
-Что лишнее? Почему?
*Игра «День-ночь».
Обучающиеся запоминают расположение посуды на столе. Учитель говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза. Учитель меняет местами посуду или убирает предмет со стола. Потом учитель говорит : «День». Дети поднимают голову и называют , что изменилось.
*Беседа.
-Для чего нужна посуда?
-Какая должна быть посуда?
-В какой сказке посуда убежала от хозяйки?(показ книги)
-Почему посуда убежала от Федоры?
-Вернёмся к теме урока. С каким материалом работаем на уроке? Что ещё потребуется нам на уроке? Какие свойства пластилина уже знаем? Как подготовить пластилин к работе? Чем разрезать пластилин? Как слепить шарик? Как слепить маленький шарик? Как слепить колбаску?
-
– Какие правила работы с пластилином знаем и умеем выполнять?
-Подготовим руки к работе с пластилином.
1,2,3,4,Мы посуду перемыли,
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку Мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
Проектная деятельность.
1.Планирование совместной деятельности.
- Справитесь ли вы с лепкой сервиза самостоятельно?
- Я предлагаю вам работать в группах. А это значит, что нужно распределиться и выбрать капитана.
- Начнём с выбора капитанов. Какими качествами они должны обладать?
- Кто из ребят нашего класса обладает такими качествами?
- Предлагаю капитанам собрать команду.
- Прежде чем приступить к работе, спланируем свою деятельность.
Рассмотрим предметы чайного сервиза. Соотнесём свои возможности со сложностью работы.
Распределим, какой предмет будет лепить каждый.
Выполним изделие, с опорой на технологическую карту.
Оформим изделие
Соберём композицию.
Приберём рабочее место.
Представим композицию классу.
Оценим результаты.
2. Практическая деятельность.
- Итак, знакомимся с порядком выполнения предметов чайного сервиза.
-Распределим, какой предмет будет лепить каждый.
*Связь с жизнью.
-Для чего нужен чайник?
-Чайники бывают разные. Есть большие чайники , в которых кипятят воду, а есть маленькие заварочные чайники, в которых заваривают чай. Сейчас я покажу вам как заваривать чай. Сначала закипятим воду в чайнике. Положим 2 ложки чая и зальём кипятком. А сами приступим к работе.
-Выполним изделие, с опорой на технологическую карту.
-Оформим изделие
-Соберём композицию.
-Приберём рабочее место.
-Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Л.1) учимся оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
2) в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, учимся делать выбор, какой поступок совершить.
Р.1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
1.Будь внимателен. Во время работы не отвлекайся.
2. Соблюдай порядок на рабочем месте.
3. Работай только исправными инструментами.
Обучающиеся выполняют упражнения. (Ударяют кулаками друг о друга, хлопок в ладоши. Одна ладонь скользит по другой по кругу. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Одна ладонь скользит по другой. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Ударяют кулаками друг о друга, хлопок в ладоши.)Р.1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
3) формируем умение высказывать своё предположение (версию) .
П.1) извлекать информацию из схем, иллюстраций;
2) выявлять сущность и особенности объектов;
3) на основе анализа объектов делать выводы;
4) преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
К.1) слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме.
4) донести свою позицию до других.
Р.1) с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
2) готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем образцу.
Подведение итогов.
- Ребята, представьте чайные сервизы. Дайте оценку своим работам. Оцените работу команды.Каждая группа демонстрирует свои изделия, оценивает по плану:
Что нужно было сделать?
Что получилось особенно хорошо? Благодаря чему (кому)?
Что хотелось бы исправить? Как это можно сделать?
Подведение итогов.
*Связь с жизнью.
-А теперь посмотрим , как заварился наш чай.
Учитель наливает в чашки чай. К.1) формируем умение слушать и понимать других;
Дополнительный материал. Узнать у родителей о традициях чаепития.
Диагностика достижений планируемых результатов .Самостоятельно выявлять успехи и неудачи в работе.
Дополнительное творческое задание. Украсить чайный сервиз.