Конспект урока по изо Мы рисуем сказочную веточку


Урок 10. Мы рисуем сказочную веточку. Декоративное рисование.
Дата 14.11.15
Цели деятельности педагога Познакомить учащихся с полхов - майдановским промыслом, ocoбенностями росписи игрушек; учить отличить полхов- майданонскую роспись от других, выделять элементы росписи, понимать значение цвета для придания росписи праздничного настроения, выполнять элементы росписи, используя приемы приманивания кистью и тычка: развивать умение анализировать, воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к труду мастеров, бережное отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Декоративное рисование, полхов-майдановский промысел, прием примакивания, тычокНаглядно-демонстрационный материал Учебник, игрушки полхов-майдановского промысла, мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка
Оборудование Учебник, рабочая тетрадь, карандаши, краски, кисть, стакан для воды, пастель, альбом, салфеткаПланируемые образовательные результаты Предметные умения: познакомятся с полхов-майдановским промыслом, основными традиционными элементами его орнамента: научатся выполнять элементы росписи, используя приемы примакивания кистью и тычка.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные - научатся высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, строить осознанные и произвольные высказывания в устной форме о промысле, особенностях росписи, осознавать познавательную задачу; умеют читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, рабочих тетрадей: научатся понимать информацию, представленную в изобразительной форме; регулятивные - научатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, учатся искать их причины и пути преодоления; коммуникативные - овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусстваОрганизационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты,
задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала. Сообщение темы урока Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Посмотрите на предметы, изображенные на слайде, что это? К какому виду искусства они относятся? (Это произведения декоративно-прикладного искусства.) Слайд 2
Верно. Эти красивые вещи не только служат нам в быту, люди используют их и для украшения окружающего нас мира. Сегодня вы познакомитесь с одним из народных промыслов, узнаете особенности росписи его мастеров и сами попробуете повторить эти приемы. Слушают учителя Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
II. Изучение нового материала Словесно- иллюстративный рассказ с элементами беседы «Полхов-майданов- ский промысел»; Просмотр мультимедийной презентации, рассматривание изделий или иллюстраций в учебнике (с. 32).
Сообщение
теоретических
сведений
(узор, ритм,линия симметрии).
Декоративно-прикладное искусство - это искусство создания красивых вещей, которые можно использовать в повседневной жизни. Люди издавна занимались созданием красивых вещей, не только полезных, но и украшающих нашу жизнь. Целые деревни занимались народными промыслами - производством декоративно- прикладных изделий. Эти вещи, выполненные умельцами, наиболее ярко передавали национальные особенности, характери-зовали быт и обычаи разных народов. В первом классе вы узнали о таких народных промыслах, как хохлома, дымково, городец, гжель. Слайд 3
А сегодня перед вами произведения еще одного известного в России народного промысла - изделия мастеров Полховского Майдана. Посмотрите, какие красочные, нарядные вещи там создают. Но эти вещи не только радуют глаз они еще и служат нам в жизни. Как служат? (грибок это копилка, шкатулка предназначена для хранения мелких предметов и др.) Слайд 4
Самыми известными изделиями являются полхов-майдановские тарарушки. Слайд 5
Тарарушки - это пестрые деревянные игрушки: погремушки, копилки, грибочки, птички-свистульки, каталки на палочке, пистолеты-хлопушки. Само их название - «тарарушки» - напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Веселое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой. Как правило, хозяин дома вытачивал из дерева сами игрушки, а женщины и дети разрисовывали их яркими анилиновыми красками. Для игрушек характерны строгие, простые, округлые формы и яркие, звучные краски, которые эффектно сочетаются со светлым фоном дерева. Пишут красками по загрунтованной поверхности и затем покрывают ее лаком. Разнообразные изделия отличают простота рисунка и яркость красок. Посмотрите, какими выразительными кажутся цвета, используемые мастерами. С помощью чего они добиваются этого? Правильно, каждый элемент росписи художники обводят черным контуром, и за счет этого все цвета кажутся намного более яркими. А какие элементы чаще всего используют мастера полхов-майдановской росписи? Да, характерными элементами этой росписи являются цветы с пятью лепестками, ягоды смородины и яблоки; При этом у мастеров Полхов-Майдана есть свой секрет. Слайд 6
Чтобы цвета были еще более «звучными», художники сначала все элементы росписи покрывают желтым цветом, а затем уже поверх него расписывают красным, зеленым цветом. И все- таки небольшой краешек у яблока или серединка у цветка останутся нетронутыми - желтого цвета.
Я надеюсь, что вам понравились произведения умельцев
из Полхов-Майдана. В этих праздничных и жизнерадостных
узорах народные мастера отражают любовь к родному краю.
Сейчас мы говорили об узоре. Что это? Узор - это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета.
А кто помнит, что такое ритм? Да. ритм в узоре создается,
когда есть правильное чередование элементов.
Во время рисования узора нам помогает линия симметрии - это линия, которая делит ту или иную фигуру на две равные и зеркально-похожие части. В декоративных работах эта линия имеет большое значение. Посмотрите, как используется линия симметрии при рисовании. Демонстрирует использование линии симметрии при рисовании узоров. Работают с учебником, рассматрива- ют иллюстрации, презентацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют информацию, делают выводы.
Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы,
анализируют информацию, наблюдают за действиями учителя, демонстри-рующего приемы ра-боты, делают выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск и выделение необходимой информации, высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, строят осознанные и произвольные высказывания в устной форме о промысле, особенностях росписи; осознают познавательную задачу; умеют читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить
ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: имеют
мотивацию учебной деятельности.
Коммуникативные:
умеют слушать учителя
и одноклассников, отвечать на вопросы, делать выводы.
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
III. Творческая
практическая
деятельность Организация
рабочего
места.
Беседа «Что
мы будем делать». Работа
с учебником
(с- 33).
Практическая работа Проверка организации рабочего места.
- Сегодня мы рисуем сказочную ветку с использованием
основных элементов полхов-майдановской росписи, и приемы для ее исполнения будут необычными. Ягоды делаем с помощью приема тычка, а листья - приемом прикладывания кисти с последующей дорисовкой кистью так, как это делают народные мастера. Рассмотрите последовательность рисования элементов росписи в учебнике (с. 33). Слайд 7
Предлагает составить последовaтельность работы над рисунком.
1)Расположить лист по горизонтали. Разделить его на две равные части по вертикали с помощью линии симметрии.
2)В каждой из частей нарисовать одинаковые элементы — яблоки и листья - с помощью приемов тычка и прикладывания кисти. Все элементы расположить на одинаковом расстоянии от линии симметрии. Дорисовать все элементы кистью так, как делают народные мастера Полхов-Майдана. Проработать каждый из элементов росписи.
3)Для того чтобы узор стал еще более нарядным, все элементы обвести черным цветом. Слайд 8
- Сочините и нарисуйте из основных элементов полхов-
маидановскои росписи сказочную веточку.
Наблюдает, советует, отвечает па вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненной работы Организуют свое
рабочее место в зависимости от вида работы, отвечают на вопросы.
Анализируют информацию,
слушают
учителя, отвечают на вопросы, участвуют в коллективном обсуждении.
Выполняют
задание Познавательные: общеучебные -умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе, знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.
Личностные: сориентированы на ответственное
отношение к своему здоровью.
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность.
Познавательные: общеучебные — умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение).
Регулятивные: умеют
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, находить ошибки, устанавливать их причины, вносить коррективы. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения
IV. Итоги урока. Рефлексия Выставка работ учащихся.
Обобщение
полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.
Домашнее задание В процессе просмотра учитель организует обсуждение
выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям «аккуратность», «цветовое решение» и т. п.
Организует беседу по вопросам:
- Какие же игрушки мастерят в Полховском Майдане?
- Что чаще всего они рисуют на своих игрушках?
- Все ли вам удалось в этом задании?
- Что не удалось? Почему?
- Где можно использовать узор, придуманный и нарисованный вами?
Объясняет задание:
— Выполните задание в учебнике № 33 Рассматривают выполненные
работы,
представляют и оценивают их.
Слушают
учителя,
отвечают
на вопросы. Личностные: обладают
первичными умениями
оценки работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают высказывания учителя или товарищей, носящие оценочный характер.
Коммуникативные:
умеют излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения