Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (теория, словарь, тест)


Урок 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Человек, индивид, личность.
Человек по своей сути существо биосоциальное – он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных органов и систем, инстинктах и рефлексах. Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.
Учёные считают наиболее важными отличиями человека от других живых существ: наличие мышления и словесной речи; способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности; способность сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые блага и ценности; способность изготавливать с помощью других орудий сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Он может раскрыть свою социальную природу только осуществляя определённую деятельность, общаясь с другими людьми. Социальная сущность человека проявляется через такие качества, как сознание и разум, способность и готовность к труду и творчеству, свобода и ответственность.
Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид – единичный представитель человечества. Личность – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия. Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни, в ходе социализации (в процессе освоения социальных ролей, культурного богатства, накопленного обществом). Понятие «индивидуальность» используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность – это своеобразие человека.
Потребности человека.
Потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др.). Они лежат в основе направленности личности.
387794514033532810451403351884045140335Потребности человека
естественные социальные духовные
(биологические; физиологические, (в общении, в труде, жизненном (идеальные) (в познании
материальные и т.п.) (воздух для успехе, занятии определённой окружающего мира, дости-
дыхания, вода, пища, одежда и позиции в обществе и т.п.) жении гармонии и красоты;
жилище, продолжение рода и т.п.) религиозной вере, художес-
твенном творчестве и т.п.)
Выделяют также индивидуальные (потребности отдельного человека, связанные с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности) и общественные (характеризуют социальную жизнь) потребности. Индивидуальные потребности людей в принципе могут противоречить общественным потребностям.
Долговременные (стратегические) потребности связаны с перспективными возможностями и целями развития личности, социальной группы, организации, общества в целом, а сиюминутные – потребности текущего момента; долговременные потребности могут до определённого момента не осознаваться человеком, обществом, в отличие от сиюминутных потребностей. Удовлетворение сиюминутных потребностей может в принципе противоречить удовлетворению долговременных потребностей.
Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Ответьте на вопросы:
В чём заключается биосоциальная сущность человека?
Что составляет биологическую природу человека?
Каковы наиболее важные отличия человека от других живых существ?
Как проявляется социальная сущность человека?
Какой смысл вкладывается в понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»?
Что такое потребности? Какие группы потребностей выделяют учёные?
ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ
Проанализируйте суждения о человеке. Поставьте значок «˅» в соответствующем столбце таблицы.
Суждения Верно Неверно
1.К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми. ˅
2.Человек обладает мышлением и словесной речью. ˅ 3.Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии. ˅
4.Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью. ˅ 5.Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми. ˅ 6.Процесс становления личности называется стратификацией. ˅
7.Индивид – единичный представитель человечества. ˅ 8.Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью. ˅ 9.Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств. ˅ Запишите слово, пропущенное в схеме.
167449557785
_________труд__________
184848557785101028557785 позволяет человеку воздействовать на вещества и силы природы, создавая материальные блага
является формой деятельности человека, нацеленной на удовлетворение материальных потребностей
способствует совершенствованию и развитию человеческих качеств
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одно- го, относятся к понятию «социальные качества личности».
Жизненный опыт, толерантность, образованность, умения, практические навыки, инстинкты, коммуникабельность.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
Найдите в приведенном перечне качества, отличающие человека от животного.
1) стремление к самореализации 2) потребность в труде 3) способность строить жилища
4) потребность в пище и воде 5) способность отображать мир в идеальных образах
Тест для самостоятельной работы (Обществознание. 10 кл. 44 диагн.вар. стр.5-12)
Словарь
Индивид – единичный, конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Личность – индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Потребности – нужда в чём-либо, что необходимо для поддержания жизнедеятельности организма человека, развития его личности.
Список литературы.
Обществознание. Я сдам ЕГЭ! Методика подготовки. Зайцева Е.В. – Просвещение, 2016.
Обществознание. 10 класс. 44 диагностических варианта. Котова, Лискова, 2012.Словарь терминов по обществознанию. Брандт М.Ю. – Изд.: Экзамен, 2014.
ТРЕНИРОВКА В ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ Урок 1.
Проанализируйте суждения о человеке. Поставьте значок «˅» в соответствующем столбце таблицы.
Суждения Верно Неверно
1.К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми. 2.Человек обладает мышлением и словесной речью. 3.Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии. 4.Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью. 5.Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми. 6.Процесс становления личности называется стратификацией. 7.Индивид – единичный представитель человечества. 8.Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью. 9.Личность – это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств. 2.Запишите слово, пропущенное в схеме.
167449557785
______________________
184848557785101028557785 позволяет человеку воздействовать на вещества и силы природы, создавая материальные блага
является формой деятельности человека, нацеленной на удовлетворение материальных потребностей
способствует совершенствованию и развитию человеческих качеств
3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальные качества личности».
Жизненный опыт, толерантность, образованность, умения, практические навыки, инстинкты, коммуникабельность.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.
4. Найдите в приведенном перечне качества, отличающие человека от животного.
1) стремление к самореализации
2) потребность в труде
3) способность строить жилища
4) потребность в пище и воде
5) способность отображать мир в идеальных образах