Основные этапы и содержание коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии.

Основные этапы и содержание коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии.

В зависимости от тяжести дефекта сенсорных алаликов подразделяют на 2 группы:
1. группа – дети, которые совсем не понимают речь окружающих, либо понимают значение только нескольких слов.
Однако в изменяющейся ситуации с голосом малознакомого человека, в ускоренном темпе, в сочетании с другими словами перестают понимать даже хорошо усвоенные слова.
Этим детям свойственны эхолалии, т.е. бессознательные повторения каких-то слов и предложений. Сказанное повторить не может. Эти дети очень пугливы, робки, с большим трудом привыкающие к новой ситуации, новым людям, скучают по дому. У этих детей очень быстро наступает запредельное торможение.
Как помочь такому ребенку?
1). Установление контакта с ребенком. Первое время занятия проводятся с близким человеком. Важно, чтобы ребенок на занятия приносил из дома свом игрушки и играл с ними в кабинете. Логопед ненавязчиво входит в эту игру. Логопед во время игры приучает ребенка к своему голосу, поэтому он у него должен быть негромким, в меру эмоциональным.
2). Развитие зрительного внимания и памяти. При таком дефекте большую часть информации ребенок будет брать при помощи зрения, уточняем в каком состоянии у него зрительное внимание и память.
3). Развитие слухового внимания и речевой памяти на неречевых звуках..
Берутся предметы окружающей действительности (связка ключей, чайная ложка, газета и т.п.). Демонстрируем сначала 2-3 предмета, потом до 6. Сначала он узнает один предмет по звуку, затем серию звуков и показывает их по порядку.
Распознавание на слух звучащих игрушек (дудки, бубен ит.п.).
Распознавание этих предметов по звуковой имитации логопеда («Буль-буль», «динь-динь», «ду-ду-ду»). Игра повторяется аналогично, только вместо реальных звуков ребенок слышит голос логопеда.
4). Формирование предметного словаря:
1 группа – может изучаться не более 2-3 слов.
Наглядный материал: предметы, несколько предметных картинок, сюжетные картинки, один и тот же предмет в разных вариантах.
Карточки с рисунками губ и плакатик с напечатанными словами для глобального чтения.
Кроме изучаемых слов на занятии логопед других слов не произносит.
Используется тактильная азбука для глухих.
Т.О. используется полисенсорная методика – т.е. в работе участвуют все сохранные анализаторы.
Накопление материала идет медленно. По данным Ипполитовой, за 3-4 месяца работы ребенок усваивает до 8 слов. Из них только 2-4 слова перейдут в активный словарь. При усвоении новых слов на первых порах дети могут забывать ранее изученные слова.
2 группа – эти дети частично понимают речь окружающих в узких речевых пределах. В изменившихся условиях, речь в быстром темпе, многословную с голосом малознакомого человека перестают понимать.
Отмечается плохая речеслуховая память (стих не запоминает по 2-3 месяца).
Не может ответить на вопросы по изученному материалу. Ребенок запоминает не слово, а слоговые цепочки: На-та-ша, Та-ня.
Ребенок смешивает созвучные слова: Коля – Уля, может перепутать котелок – утенок. Для ребенка они звучат одинаково. Ребенок не дифференцирует грамматические формы: Кто идет? Кто идут?
Плохое внимание к речи. Когда им что-то говорят, читают – они не слушают, т.к. не понимают.
Эти дети шумные, суетливые, беспокойные, разговорчивые, но любят играть с другими детьми, понимают игровые действия.
Задачи логопедического воздействия:
Организация общего поведения детей в кабинете.
Уточнение имеющего словаря.
Обогащение словаря (увеличивается словарный запас существительными, прилагательными, глаголами). Коррекционное воздействие тоже, что и с детьми первой группы, только исключается дактиль.
Формирование словосочетаний (используется такой же алгоритм, как при работе с моторными алаликами):
Алгоритм формирования модели.
Уточняется необходимый глагольный и предметный словарь. Логопед обращает внимание ребенка на необходимое глагольное слово. Необходимо обратить внимание детей на то, что одно и тоже действие может выполняться по разному и с использованием различных предметов.
Логопед анализирует состав модели утрированно, обращает внимание на каждое слово в модели. С этой целью могут привлекаться лучшие говорящие дети или мама.
Этот анализ состава модели предъявляется в виде опорной схемы: в ответ на слово: несешь? – несу.
Несешь яблоко? – яблоко
Итог: несу яблоко и аналогично с другим предметом.
Привлечение детей с ОНР к выполнению аналогичных действий. Ваня, помогай, неси яблоко. Ваня, несешь яблоко. Т.е. ребенок выполняет действия с разными предметами, отвечая на вопросы логопеда, а затем, пользуясь графической схемой, проговариваем полностью. При использовании этих моделей допускаются аграмматизмы, нарушение слоговой структуры:

Формирование простых предложений: используется демонстрация, иллюстрация, картинки, схемы.
Например, изучаем предлог НА: на картинке яблоко лежит на столе, на окне, на поверхности.
Коррекция звукопроизношения и фонематического слуха.

Дети с сенсорной алалией нередко учатся в школе для глухих и слабослышащих.
15