Презентация по логопедии Алалия


Алалия и методика коррекционной работыГумерова Т.В. Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй.«Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка». Перинатальный период- интоксикация; - хронические заболевания матери; - нарушение кровообращения плода (маточно-плацентарная недостаточность); - ушибы и падения матери с последующей травматизацией плода;- неблагоприятное течение беременности; - врожденная отягощенность. Натальный периодНеудачное применение вспомогательных родовых средств; затяжные или срочные роды; рождение ребенка с опухолью, гематомой, асфиксией. Постнатальный периодРанняя травматизация головы; инфекционный гепатит; менингит; менингоэнцефалит; длительные соматические заболевания; детские инфекционные заболевания, вызывающие истощение ЦНС; Социально-психологические факторыНедостаточные речевые и эмоциональные контакты конфликтные отношения в семье неправильные методы воспитания многоязычие в семье наследственный фактор Симптоматика алалииСимптомы алалии возникают в результате повреждения головного мозга. Но при этом важное значение в определении вида алалии играет то, какая именно область головного мозга повреждена или травмирована. Если лобно-теменная (центр Брока), то можно говорить о моторной алалии. Если височная область (центр Вернике), то имеет место быть сенсорная алалия. Данные формы расстройства речи обладают совершенно разной клинической картиной, проявлениями и симптомами, а также возможностями ребенка в будущем. Моторная алалия - недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи. Причина – поражение речедвигательного центра Брока и его проводящих путей.Центр Брока Моторная алалия бывает двух видов:АфферентнаяЭфферентнаяПри афферентной моторной алалии ребенок не может найти нужной последовательности, из-за чего заменяет одни звуки другими или вообще не говорит их.Ребенок не знает, как именно должен двигаться его артикуляционный аппарат для того, чтобы можно было произносить те или иные звуки. При этом ему сложно запомнить последовательность правильной артикуляции даже в случае, когда взрослые подробно показывают ему ее.При эфферентной моторной алалии ребенку сложно делать серии движений, из-за чего они с трудом переходят от артикуляции одного звука к другому.Именно поэтому они не могут правильно расположить слоги в слове, переставляя их местами или повторяя (такой феномен называется персервацией) один и тот же слог несколько раз. Эта форма алалии встречается в 5-6 раз чаще, чем афферентная. Речевая симптоматика.Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую лексико-грамматическую стороны. По превалирующим признакам можно выделить группу детей с преобладающим фонетико-фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и группу с преобладающим лексико-грамматическим недоразвитием. Неречевая симптоматика.У детей с алалией выявляется несформированность не только речевой деятельности, но и ряда моторных и психических функций. При моторной алалии наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности: от стертых проявлений мозговой дисфункции и единичных знаков повреждения центральной нервной системы до выраженных неврологических расстройств (парезы), особенно пирамидной и экстрапирамидной систем. Оральная апраксия, по Н. Н. Трауготт, встречается у 10% детей с алалией. У них отмечается физическая недостаточность, соматическая ослабленность.Выявляется общая моторная неловкость детей, неуклюжесть, дискоординация движений, замедленность или расторможенность движений. Сенсорная алалия - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов. Причиной является поражение слухоречевого центра Вернике и его проводящих путей.ЦЕНТР ВЕРНИКЕ Речевая симптоматика.Первичное нарушение в структуре дефекта – нарушение фонематического восприятия различной степени: от полной нечувствительности к речевым звукам до трудности различения близких по звучанию слов. Пассивный словарь практически отсутствует. В бытовых ситуациях ребенок скорее ориентирован на интонацию, последовательность действий и проч., но не на слова. Импрессивный аграмматизм блокирует формирование собственной речи. Отмечается логорея, эхолалия. Неречевая симптоматика.Неврологические нарушения: сенсорно-акустический синдром (мерцающее непостоянство слуховой функции), слуховые агнозии, гиперакузия, специфические поведенческие и двигательные расстройства. Психопатологические нарушения: познавательная сфера страдает в большей степени, чем при моторной алалии. Невербальные процессы развиваются только через зрительные процессы и показ. Часто отмечается выраженная ЗПР. Поведение хаотично, сумбурно, импульсивно. Оптическая алалия Обуславливается неполноценностью деятельности речезрительного анализатора (затылочная область левого полушария). При этом нарушено понимание и использование в речи логико-грамматических конструкций, в основе которых лежат пространственные и временные представления. Также нарушается понимание и усвоение предложнопадежных конструкций, сравнительных конструкций, наречий. Разные исследователи называют различные степени тяжести алалии. Р. Е. Левина выделяет 3 уровня речевого недоразвития:отсутствие общеупотребительной речи,начатки общеупотребительной речи, появление комбинаций лепетных аграмматичных слов с грубым нарушением слоговой структуры; развернутая речь с элементами недоразвития лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера. Н. Н. Трауготт, Л. В. Мелехова называют 4 периода (этапа) в формировании речи ребенка с алалией, О. В. Правдина называет также 4, но других этапа. Принципиальных разногласий по этому поводу нет: первые из названных авторов более подробно рассматривают начальные периоды формирования речи, выделяя полное безречье или отдельные лепетные проявления, эмоциональные возгласы и т. д., и считает целесообразным выделить в особый период появление у ребенка первой фразы. Пути коррекцииПроводить работу направленную на развитие понимания речи. Уточнение расширение словаря Формирование грамматического строя речи Воспитание правильного звукопроизношения. Развитие фонематического слуха Развитие связанной речи. Необходимо знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его развития. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуждать детей к разговору следует, но принуждать нельзя. Нельзя перегружать ребенка речевым материалом - это может привести к заиканию. Речевой материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.