Урок русского языка по теме: Имя собственное


МБОУ «Лицей №20
имени В.П. Поляничко»
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
1-А КЛАСС
Учитель: Сулейманова
Елена Викторовна
15 марта 2017 год
Тема: «Имя собственное»
Цель: научить видеть имена собственные и писать их с большой буквы.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся:
отличать имена собственные от других слов и писать их с большой буквы;
выделять и осознавать, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
аргументированно отвечать, доказывать своё мнение;
анализировать, делать выводы, сравнивать.
Используемые технологии: информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая, технология проблемного и развивающего обучения, технология работы в парах.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный дополнительный материал для работы в паре, индивидуальной работы.
Тема: «Имя собственное»
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 1)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Настрой на успешность
Ребята, соедините ладошки, потрите их, ощутите тепло, «теплое солнышко». Подарите частичку «солнышка» своему соседу по парте, пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке.
2. Актуализация знаний, постановка темы, самоопределение к деятельности.
Работа в парах (слайд 2)
Ребята, предлагаю поработать в парах — разгадать ребусы
Работа непростая, но я уверена, что вы справитесь. А мы посмотрим, какие пары будут работать более слаженно и дружно.
Проверка (первые три пары выходят к доске)
- Как разгадали первый ребус? (Захар)
- Как разгадали второй ребус? (Зоя)
- Что обозначают эти слова? (Это имена)
Определение темы и целей урока (слайд 3)
- Как еще можно назвать имена людей? (Имя собственное)
- Как понимаете слова «собственные имена»? (Имя, которое принадлежит только одному)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
3. Работа по теме урока
1. Чистописание
Наши имена Захар и Зоя начинаются с одной буквы. Повторим написание буквы З.
З з Зз(Запись в тетради числа, букв. Самооценка: подчеркните букву, которую написали очень красиво).Запишем имена собственные — Захар и Зоя
Как пишутся имена? (С заглавной буквы)
Физминутка (проводит ученик)
2.Определение имен собственных (фронтальная работа)
Я предлагаю вам предложение (слайд 4)
Никита Ковалев читал книгу и городах России:
Москве и Ростове-на-Дону
Найдите имена собственные в этом предложении. (Слова называют ребята, учитель выносит их на доску)
Никита Россия Ростов-на-Дону
Ковалев Москва
Почему вы выбрали все эти слова? (Эти слова написаны с заглавной буквы, а имена собственные пишутся с заглавной буквы)
3. Словарная работа (значение слов)
Разберем, что обозначают эти слова?
Никита — имя мальчика, Ковалев — фамилия
Россия — название страны (слайд 5)
Москва — столица, название города (слайд 6)
Ростов-на-Дону — название города, в котором мы живем (слайд 7)
(Возможно, учащиеся заметят, что в названии города Ростов-на-Дону два имени собственных: название города и название реки — Дон)
Учитель выносит на доску слово Дон
4. Вывод
Попробуем сделать вывод, какие слова можно отнести к именам собственным.
(Вывод формулируют учащиеся)
5. Запись предложения (слайд 8)
А теперь вернемся к нашему предложению и запишем его в тетрадь. Обязательно подчеркните заглавную букву в именах собственных.
Самооценка:
! - я молодец, написал правильно и красиво
+ - хорошо, есть небольшие ошибки или исправления.
Физминутка для глаз (слайд 9)
6. Индивидуальная работа.
Учитель предлагает учащимся разноуровневое задание.
1 уровень.
Вставь вместо пропусков название страны и города. Спиши.
Наша страна - … .Мы живём в городе … .2 уровень.
Вспомни, как пишутся имена и названия городов. Выбери из скобок ту букву, которая пишется по правилу.
(Д, д)ядя (К, К)остя живёт в городе (А, А)нгарске.
3 уровень.
Спиши. Подчеркни большую букву в именах собственных.
Серёжа поехал с мамой в Иркутск.
Проверка
Кто выбрал задание 1 уровня? - проверка
2 уровня?
3 уровня?
Проверка (слайд 10)
Самооценка
4. Рефлексия. Самооценка
Сегодня на уроке мы говорили (об именах собственных)
Какие слова мы относим к именам собственным?
Как пишится имена собственные?
Вывод.
- А теперь давайте оценим свою работу на уроке.
я доволен своей работой на уроке
- я чувствовал себя не совсем уверенно
- Я не мог справиться с заданиями