Доклад социализация дошкольников через проектную деятельность


Социализация дошкольников через проектную деятельность
Дрокина Елена Михайловна, воспитатель
Разделы: Социальная педагогика

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Дошкольное детство – первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых.
Отечественные ученые, такие как: А.С Белкин, В.В Давыдов, Д.И Фельдштейн, Д.Б Эльконин и др., считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В этом возрасте у дошкольников закрепляется такая позиция как “Я и общество”.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в которой взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.
Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.
Если с ребёнком не играют, он играет примитивно. В результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками: пострелять из пистолета, запустить машинку с мигалкой, изменить форму у робота-трансформера..Причём чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньше воображения обычно требуется для игры с ней, тем сильнее она поощряет простое манипулирование. Следствием этого является увеличение числа детей с неразвитым воображением, не умеющих ничего делать самостоятельно, занимать собственную позицию в отношениях с другим человеком или понимать позицию другого. В школе у таких детей возникают большие сложности. А чтобы ребенок выработал свое отношение к жизни, надо с детства формировать умение адекватно ориентироваться в социальном окружении, а это более доступно через игру.
Для работы по формированию сюжетно-ролевых игр использовался проектный метод, который включает такие этапы:
1 – обогащение жизненного опыта детей (чтение книг, рассматривание картин, иллюстраций, рассказ о профессиональной деятельности людей, экскурсии, прослушивание музыкальных произведений)
2 – отражение представлений об игре в ИЗО (аппликации, лепке, рисовании)
3 – обогащение игрового опыта детей (обыгрывание игровых ситуаций, обыгрывание построек из строителя и конструктора)
4 – обогащение игры атрибутами (поделка атрибутов к игре детьми)
5 – Итог проекта - самостоятельно развернутая детская сюжетно-ролевая игра, объединенная с другими сюжетно-ролевыми играми.
Проектный метод позволяет создать условия для планомерной и эффективной работы. Подбирая тематику игр для проекта, учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы. В процессе проектной деятельности вместе с детьми выполнялись заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно продвигаясь к цели. Продуктом проекта становилась самостоятельно развернутая детская игра.
Проект сюжетно-ролевых игр решает такие цели, как формирование:
- умения самостоятельно организовывать игровое пространство
- умения планировать действия согласно выбранным ролям
- умения принимать участие в обсуждении сюжета игры, обсуждении содержания игры
- умения самостоятельно развивать сюжетную линию, устанавливать в игре ролевые взаимодействия
- умения выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников
- умения комбинировать предложенные участниками игры события в общем сюжете
Для успешного и планомерного руководства игрой используется в работе структура сюжетно-ролевой игры, предложенной Д.Б.Элькониным, в которую входят такие компоненты: единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. Взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде; игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер; последний компонент в структуре игры – правила.
Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Роль призывает детей подчиняться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. Ребенок берет на себя роль лишь в том случае, если сфера действительности, которая отражена в сюжете игры, уже знакома ребенку. Поэтому первый этап проекта: знакомство с действительностью - главное условие возникновения сюжетно-ролевой игры, поэтому знакомство с этой действительностью планирую таким образом, чтобы в центре ее стоял человек, его деятельность, взаимоотношения с другими людьми, чтобы в результате этого знакомства у ребенка возникало положительное эмоциональное отношение к действительности взрослого человека.
Для этого проводилось планомерное обогащение опыта детей. На экскурсиях, прогулках, при чтении книг, рассматривании иллюстраций, картин, во время бесед, встреч с людьми разных профессий расширялись представления детей об окружающем: предметах, социальных явлениях, деятельности взрослых, формировались эмоционально-нравственные оценки. Это содержание при определенных условиях становилось источником возникновения замысла игры детей.
При ознакомлении с какой-либо профессией детское внимание фиксировалось не только на предметах и явлениях, трудовых действиях, но и, в большей степени, на людях, их взаимоотношениях, тогда игра легко возникает и дети содержательно играют, отражая в игре полученные знания. Например, после наблюдения за работой медсестры и врача в детской поликлинике, экскурсии по больнице намного пополнило игровые действия в игре “Больница”. Если до этого дети только делали уколы, ставили градусники, “слушали” кукол фонендоскопом, то после – шли “на прием”, ожидая своей очереди, тихо переговаривались с другими “мамами” о своих сыночках и дочках, оставляли детей в больнице, навещали их и т.д. “Врач” при этом выписывал не только рецепты, но и учил больных мыть овощи и фрукты перед едой, не брать немытыми руками пищу. Таким образом, закреплялись знания, полученные на занятиях по валеологии. Договариваясь об игре в больницу, уточняли, какие специалисты будут лечить больных: хирург, окулист, педиатр. В зависимости от специализации врача каждый играющий выполнял специфические действия, при этом врачи ласково разговаривали с пациентами, уговаривали их не бояться укола, операции, перевязки, смелее принимать лекарства.
На втором этапе проекта, накопленные знания об окружающем дети с интересом отражали в конструировании и изобразительной деятельности, что способствовало формированию игровых умений. Часто в рисунке дети воплощают игровой замысел, а сооружение построек из строительного материала способствует возникновению этого замысла.
Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетным сложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.В совершенствовании такого игрового опыта, на третьем этапе проекта, использовался прием - обыгрывание игровых ситуаций, где все участники, используя уже накопленный опыт, дополняя друг друга, вводят новые сюжетные события, развивающие выбранную тему. Поскольку события предлагаются в разных вариантах, у детей есть новые “идеи” для игры, но нет готового сюжета, который остается только разыграть, выбирая тот или иной вариант, включая новые роли.
Условиями возникновения игрового замысла и его реализации является своевременное изменение игровой среды. Поэтому на четвертом этапе проекта, учитывая практический и игровой опыт детей предлагается им самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью собственных поделок. Это способствует, с одной стороны, закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим, а с другой стороны – развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности, повышает интерес к игре.
На пятом этапе проекта создаются детям условия для самостоятельной игры, а они уже самостоятельно организовывают игровое пространство, развивают сюжетную линию, комбинируя предложенные участниками игры события в общем сюжете.
Такое планирование эффективно влияет на длительность игры. В длительной игре у ребенка быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, ребенок проявляет больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, использовании подсобных материалов. Такая игра учит ориентироваться в общественных событиях, проигрывать разные варианты выхода из трудных ситуаций, пока только придуманных в воображении детей.
Играя в сюжетно-ролевую игру, ребёнок удерживает в сознании не только смысл конкретного игрового действия, но и его включённость в сюжет, его смысловые связи с другими эпизодами игры. Тем самым смысловое строение сюжетно-ролевой игры оказывается многоуровневым, и эта многоуровневость впоследствии становится основой для сложного социального поведения, где каждое действие также должно быть включено в разные смысловые связи одновременно.
Не умея соотносить свои действия с многоуровневыми смысловыми структурами, человек окажется беспомощным во многих социальных ситуациях (профессиональных, семейных, политических и так далее) и не сможет осмысленно в них действовать. Таким человеком легко манипулировать, и он чаще всего оказывается пешкой в руках разного рода начальников и лидеров или даже просто хитрецов и мошенников. Иными словами, детский опыт сюжетно-ролевых игр является шагом на пути к последующей личностной самостоятельности человека.
Список литературы
1. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений. 16 марта 1999 г. / Отв. редактор Т.А. Куликова. – М., 2000.
2. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевая игра для детей дошкольного возраста.
3. .Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 1997.
4. .Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. 1989, №4.
5. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. – 1980 – №5.
6. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. 2010 г.
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
Проект «Создаем сказку сами»
Автор: Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ СОШ № 842, город МоскваОписание работы: Предлагаю вам проект «Создаем сказку сами» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Это творческий проект, направленный на развитие творческих способностей детей в процессе создания настольного театра, спектаклей; обогащение детско-родительских отношений опытом ведения совместного творчества.
Название проекта "Создаем сказку сами"

Цель:
Развитие творческих способностей детей в процессе создания настольного театра, спектаклей. Обогащение детско-родительских отношений опытом ведения совместного творчества.
Задачи
Совершенствовать умение создавать объемные игрушки из бумаги (настольный конусный театр).
Развивать мышление, связную речь, творческое воображение, художественный вкус.
Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания дошкольника; умение создавать художественные образы в разных видах деятельности.
Формировать потребность творчески проводить свободное время, занимаясь изобразительной, театрализованной деятельностью.Воспитывать любовь к театру.
Вид проекта: Творческий
Время реализации проекта:месяцУчастники проекта: Дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема: Тема проекта была выбрана по инициативе детей. Произошло это так. В процессе изготовления фигурок животных из бумаги дети заинтересовались вопросом «Как можно использовать их поделки?». И решили, что можно показать театр. Мы поддержали живое общение своих воспитанников, задав вопрос «Какие можно поставить спектакли, кому показать?» Дети подумав, ответили, что родителям, детям из младших групп.
Этапы проекта:
Подготовительный: Разработка плана реализации проекта, подбор литературы, иллюстраций, материала.
Для родителей были проведены консультации «Знакомим детей с театром», «Использование различных изобразительных техник в продуктивной деятельности детей (изготовление декораций к сказкам, афиш, пригласительных билетов)», мастер-класс «Театрализованная деятельность дошкольников – настольный театр»
Основной: Реализация проекта.
Практическая деятельность детей, родителей, педагогов.
Заключительный: В ходе нашего проекта совместно с родителями было сделано много интересного, а именно:
-Создан настольный конусный театр к сказкам «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка»
-Изготовлены декорации, афиши, пригласительные билеты к спектаклям.
-Организована выставка «Театр своими руками» -Поставлены спектакли к сказкам «Лиса и заяц», «Теремок», «Колобок», «Три поросенка» для родителей, детей из других групп
Предполагаемые результаты: Расширение знаний детей о театре, повышение уровня художественно-эстетической воспитанности дошкольников. Улучшение взаимоотношений между взрослыми и детьми, детьми между собой в процессе выполнения коллективных работ, проведения досугов (спектаклей) План работы по реализации проектаПроект включает в себя работу над созданием четырех сказок
1 неделя – русская народная сказка «Лиса и заяц»
2 неделя – русская народная сказка «Теремок»
3 неделя – русская народная сказка «Колобок»
4 неделя – сказка «Три поросенка» Алгоритм работы с каждой сказкой состоит из следующего комплекса мероприятий: -Чтение художественной литературы-Изготовление настольного конусного театра из бумаги. -Изготовление афиш, пригласительных билетов, декораций-Постановка спектаклей
Содержание практической деятельности по реализации проекта
Чтение художественной литературы (сказок) Рассматривание книг, иллюстрированных разными художниками; пересказ сказок по ролям; слушание сказок в исполнении артистов театров на аудиокассетах. Образовательная область: Речевое развитиеЗадачи: Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их. Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг. Развивать эмоциональный отклик на литературные произведения, помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения. Воспитывать интерес к книге. Работа в творческой мастерскойПрикладное творчество: работа с бумагой «Персонажи сказок» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитиеЗадачи:Познакомить детей с новым способом техники «объемная скульптура» - закручивание круга и полукруга в конус – для создания на его основе сказочных персонажей. Через практическое экспериментирование учить находить способ решения задачи (как сделать конус высоким, а как низким, от чего это зависит). Учить самостоятельно устанавливать последовательность изготовления поделки, использовать мелкие детали, добиваясь выразительности образа. Обогащение ценностных отношений детей в процессе выполнения коллективных работ - развитие творческого воображения, самостоятельности, усидчивости, аккуратности в работе. Воспитывать умение работать в коллективе. Изготовление афиш, пригласительных билетов, декораций
Беседа «Что такое афиша, пригласительные билеты, декорации?»
Образовательные области: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Задачи: Формировать представления о декорациях, афишах, пригласительных билетах, их назначении. Учить передавать в рисунках сюжеты сказок, проявлять самостоятельность в выборе композиции, цветового решения. Развивать умение видеть красоту созданного изображения, формировать умение эстетически оценивать, высказывать суждения, обосновывать свое мнение. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместного творчества.
Постановка спектаклей
Беседы «Что такое театр?», «Как вести себя в театре»
Разучивание ролей, подбор музыкальных произведений. Проведение спектаклей для родителей, детей из других групп.
Образовательные области: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитиеЗадачи: Познакомить с историей возникновения театра, разными видами театра, основными театральными профессиями. Закладывать основы правильного поведения в театре. Совершенствовать художественно-речевые, исполнительские навыки детей, развивать артистические способности. Формирование умения действовать в коллективе, распределять роли, выстраивать доброжелательные взаимоотношения в процессе совместной деятельности, творчески воплощать свои замыслы. Обогащать детско-родительские отношения опытом ведения совместного творчества.
Список использованной литературы:
1.Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мазурина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И, Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013.
1.Давыдова О.И., Мацер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
2.Развивающие занятия с детьми 6-7 лет/ Под ред. Парамоновой Л.А. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
Приложение
Варианты пригласительных билетов

Варианты пригласительных билетов

Афиша к сказке «Лиса и заяц»

Настольный театр «Лиса и заяц»

Афиша к сказке «Теремок»

Настольный театр «Теремок»

Афиша к сказке «Колобок»

Настольный театр «Колобок»

Афиша к сказке «Три поросенка»

Настольный театр «Три поросенка»