Презентация Социализация учащихся через проектную деятельность на уроках истории и обществознания (методическая разработка)


Социализация учащихся через проектную деятельность на уроках истории и обществознания Никифорова А.В.учитель истории и обществознанияМБОУ гимназия «Интеллект»2014 г. «Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения» К.Д. Ушинский Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в начале XX века в США. Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании. Разработан Дж. Дьюи и В.Х. Килпатриком.В России практически параллельно с американцами под руководством С.Т.Шацкого в 1905 г. группой педагогов делалась попытка активно использовать проектные методы в практике преподавания. Проект (от лат. «брошенный вперёд») - Совокупность документов (расчётов, чертежей и др.) для создания чего-либо.Предварительный текст какого-либо документа.Замысел, план. Проектирование - Процесс разработки проекта с фиксацией результата в какой-либо форме. Метод проектов - это определённая совокупность учебно-познавательных приёмов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Цели проектного обучения: Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы, роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий; развитие коммуникабельности.Развивать исследовательские умения.Реализовывать собственную «Я-концепцию» для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира. Преимущества метода проектов: Позволяет решить проблему мотивации. Реализуются принципы личностно-ориентированного обучения.Выполняя проект школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания.Метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Роль учителя: Роль ученика: Консультирует.Мотивирует.Помогает.Наблюдает. Выбирает.Выстраивает систему взаимоотношений с людьми.Оценивает. УЧЕНИК – субъект обучения;УЧИТЕЛЬ – партнёр, создающий условия. Виды проектов (по доминирующему методу): ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ;ИНФОРМАЦИОННЫЙ;ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ;ТВОРЧЕСКИЙ;ИГРОВОЙ. Исследовательский - главной целью является выдвижение и проверка гипотезы с использованием современных научных методов Информационный - акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта Практико-ориентированный - нацелен на решение социальной проблемы прикладного характера Творческий - проект, центром которого является творческий продукт – результат самореализации участников проектной группы Игровой - изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми МОНОпредметные (выполняются на материале конкретного предмета).МЕЖпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов).НАДпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в программу). По содержанию: По включённости проектов в учебные планы: ИТОГОВЫЙ- По результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определённого материала ТЕКУЩИЙ- На самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения По продолжительности выполнения проекта: КРАТКОСРОЧНЫЕ (1-5 уроков);СРЕДНЕСРОЧНЫЕ (10-15 уроков);ДОЛГОСРОЧНЫЕ (до года). По количеству участников проекта: индивидуальные;групповые;коллективные. По характеру координирования проекта: С явной координацией;Со скрытой координацией. Практическая работа: 1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами. 2. Выберите один из предложенных проектов и обоснуйте его актуальность. Укажите, на какую группу рассчитано данное проектное задание. 3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта.4. Для учебного проекта укажите учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.5. Продумайте теоретическую и практическую значимость проекта6. Выберите методы решения проблемы7. Что будет продуктом проектной деятельности?8. Укажите этапы работы над проектом9. Какова форма представления проекта?10.Как будет оцениваться проект? Этапы подготовки проекта: 1 этап подготовительный 2 этап практический(конструкторский, технологический,создание продукта) 3 этап заключительный(анализ полученных результатов, выводы,оформление проекта, защита Деятельность участников проекта на различных этапах (по Е.С. Полат): № Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 1. Подготовка Определение темы и целей. Формирование рабочей группы Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнит. информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели. Наблюдает за деятельностью . 2. Планирование Определение источн. Информации; способов сбора и анализа информации; способа представления результатов; установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. Формируют задачи, вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предложения, наблюдает за деятельностью учащихся. 3. Исследование Сбор и уточнение информации, решение промежуточ. задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта. Осн. Инструменты: опрос, наблюдения, эксперименты. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. 4. Формулирование результатов или выводов Анализ информации, формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Консультирует учащихся. 5. Защита проекта. Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта: устный отчёт, с демонстрацией материалов, письменный отчёт. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задаёт целесообразные вопросы. При необходимости направляет процесс анализа. 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путём коллективного обсуждения. Самооценка деятельности. Оценивают усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчёта. Алгоритм проектной деятельности: Определение потребности 8. Оценка (рефлексия) 1. Исследование-дизайн-анализ существующих объектов 2. Обозначение требований к объекту 3. Выработка первоначальных идей 4. Анализ идей 5. Выбор одной идеи 6. Планирование 7. Изготовление Проектные умения: Проектные умения Начало проекта Окончание проекта 1. Формулировать проблему 2. Ставить цель 3. Ставить задачи 4. Выбирать методы и способы решения задач 5. Планировать работу 6. Организовать работу группы 7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его;  принимать чужую точку зрения и др. 8. Выбирать вид конечного продукта проекта 9. Выбирать форму презентации конечного продукта 10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли  успешно выполнить проект 11. В проделанной по проекту работе находить «слабые» стороны 12.  Видеть, что мне  лично дало выполнение проекта Проекты, выполненные учащимися МБОУ гимназии «Интеллект» под руководством учителя истории и обществознания Никифоровой А.В. Индустриальное общество: материальная культура и повседневность. Проекты «Россия наш общий дом»Обществознание. 10 класс Проекты будущих бизнесменов.Обществознание.11 класс Проекты национальных костюмов, танцев, обрядов народов Северного Кавказа.Неделя истории. Конкурс-викторина «Кавказская война 1817-1864гг.» ПРОЕКТ: Ролевая игра «Гражданский процесс – судебное заседание» Индивидуальные проекты учащихся стали основой для большого общего проекта – создания музея. Музей боевой славы. Гимназия «Интеллект» Список используемой литературы: 1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. - № 6, - С. 39-48. 2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с. 3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998 4. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с. 5. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75. 6. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - 2000. - № 7. - с 151-157 7. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8. – С.118-125. 8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. 9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996. 10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. 11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — С. 52-55 12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45 13. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96. 14. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с. Спасибо за внимание!