Классный час для 4 класса по теме Мы — Россияне

Классный час для 4 класса Б
«Мы - россияне»

Цель: расширить представление учащихся о родной стране, о государственных символах России; содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям.

Актуализация темы
Дети заранее из всевозможных конструкторов изготавливали макеты домов.

У- Из понравившихся вам деталей вы построили дома. Каждое здание интересно по – своему. Для каждого из вас этот дом дорог. Так же как и любому человеку важен и дорог его дом, в котором он живёт.
- Как можно назвать то местечко, где родился и вырос человек? (Ответы учащихся)

Просмотр слайдов (Слайды 2-24)
Чтение стихов о Родине детьми.
1.Если ты живешь в России, Если ты родился тут, Будь ты русский иль мансиец, Эскимос или якут, 2.Кабардинец иль аварец, Белорус иль осетин, Украинец иль нанаец, Ты – российский гражданин!
3.Родина слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес!  4.В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья. Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котенок и я.
5.Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щечке родинка – Это тоже Родина. 


6.Холмы, перелески, Луга и поля Родная, зелёная Наша земля.
7.Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженье любое! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобою!
Россия! Как Синюю птицу, Тебя бережём мы и чтим, А если нарушат границу, Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили: "А чем дорога вам страна?" – Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, – од IV. Исполнение детьми песни «То березка, то рябина..»
V. Беседа «Наша Родина».
- (Слайд 25) Как по-другому можно назвать Родину?

- (Слайд 26) Константин Ушинский говорил:
«Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия.
Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное;
Матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов»

- (Слайд 27) Как называется наша страна? (Россия)
1 уч. - Россия – огромная и необъятная страна. В состав Российской Федерации входит 89 субъектов. Это
21 республика
6 краёв
49 областей
1 автономная область
10 автономных округов
2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург)


2 уч.-Россия – это русские, татары, башкиры, чеченцы, карелы, коми, удмурты, марийцы, нанайцы, чукчи и другие народы и народности.

-У- Когда вы строили дом, вы выбирали детали, которые вам нравились, на свой вкус. Вместе, сообща, вы построили неповторимые дома. И это не смотря на то, что вы все разные, непохожие друг на друга.

- (Слайд 31) Как можно одним словом назвать жителей России? Мы – Россияне.

III. Символика России.

-У- (Слайд 32) Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн.

(Слайд 33) Флаг России.

У- Какие цвета составляют флаг России?
1 уч- Во все времена цвету предавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, а из красной и синей материи – нарядные сарафаны и другую одежду.

(Слайд 34) Игра «Найди флаг»

Детям предлагаются изображения флагов России и других государств (Франции, Словения, Люксембург, Польша и др.)
- Найдите российский флаг.
- В чём его отличие от других флагов?

(Слайд 35) Герб России.

2 уч.- На фоне щита красного цвета изображён двуглавый орёл. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головой орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.
В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они нам напоминают об историческом прошлом нашей страны, символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств.
Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей – символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту, справедливость, победу добра над злом.


(Слайд 36) Гимн России.

3 уч- Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы.

Исполнение Государственного гимна России детьми.

-В каждом государстве есть главный город. Какой город является столицей России? (Слайд 37)

1.Невозможно не влюбиться
В эту сказку наяву –
Нашей Родины столицу,
Сердце русское – Москву,

2.В щебетанье птичьих хоров,
В Патриарших зеркала,
В площадь Красную, в соборов
Золотые купола.


3.Не горда и не спесива,
Всех готова принимать,
Ты, Москва, для всей России
Не владычица, а Мать.
- Именно в столице находится самый главный человек страны. Как он называется?
- Кто является президентом России? (Слайд 38)
- Кто выбирает президента? (Выбирают Президента Российской Федерации все взрослые граждане России, которые хотят и имеют право принять участие в выборах. Дети и подростки до 18 лет не могут участвовать в выборах Президента России и выборах депутатов Государственной Думы)
- На какой срок выбирают президента? (С этого года президента выбирают на 6 лет)


- Вы строили дома, прилагали усилия, проявляли творчество. На это вы затратили и время, и терпение. Обидно ли вам будет, если вдруг кто-то завладеет вашим домом и, разрушив его, постарается построить свой, на ваш взгляд не удобный и не красивый?
- На пост президента нужно выбрать такого человека, который не разрушит уже построенное ранее и создаст что-то новое и полезное.

Итог занятия.

2. Итоговая беседа.

- Через несколько лет вы повзрослеете, будете принимать участие в строительстве нашей страны, надеюсь, что вы проявите столько же терпения, творчества и желания, сколько проявили при строительстве этих игрушечных домов и сделаете нашу державу сильной, красивой и независимой!
3. Исполнение песни «Я,ты, он, она» детьми



15