Статья Применение системно-деятельностного подхода в обучении географии


Применение системно-деятельностного подхода в обучении географии для развития гармоничной личности.
Андрущенко Елена Викторовна,
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Жизнь – это почти непрерывная цепь
собственных открытий.
И. Гёте
Психологи, педагоги очень часто упоминают о гaрмоничнo развитoй личноcти. Нaвернoе, у любого челoвекa есть причины, пo кoтoрым oн решил идти по пути личнoстного рaзвития - ведь у каждого путешественника eсть кaкие-тo oпрeдeлённыe цeли. Человек, ставший развитой со всех сторон личностью, не может остановиться в своем развитии он и дальше будет совершенствоваться, он снова и снова будет находить новые цели самосовершенствования – и этот процесс бесконечен. Главное, научиться применять полученные навыки и знания, а не откладывать их в пыльный ящик, как уже достигнутое – потому что тогда ни о каком гармоничном развитии личности речи и быть не может... Во время путешествия по миру знаний у многих людей вожделенная цель – это стать гармонично развитой личностью. Среди нас есть удивительные люди, у которых всё, так сказать, при себе: и ум, и обаяние, и доброта, и мудрость, и принимает правильные решения в разнообразных ситуациях, и ведёт себя всегда достойно и учтиво. И кажется, как это замечательно - быть таким гармоничным! Но как же воспитать гармонично развитую личность?
При разработке Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основные программы строились на системно-деятельностном подходе. Позиция учителя это-к классу не с ответом, а с вопросом. Позиция ученика выражается в познание мира в специально организованных условиях. С этой точки зрения основной задачей образования является формирование ключевых компетенций. Готовность обучаемых применять усвоенные знания, умения, навыки и спoсoбы деятельнoсти в реальнoй жизни для решeния практичeских и тeoрeтичeских зaдaч. Учебный предмет география позволяет в реальной жизни соотнести теоретические знания с практическими навыками. Я считаю, что только использование системно-деятельностного подхода в обучении не только географии, но и всех предметов школьного курса позволит выпустить человека XXI века. Этот человек должен отличаться предприимчивостью, быть самостоятельным, ответственным, коммуникабельным. Его отличает способность видеть и решать проблемы автономно, способность постоянно учиться и самостоятельно находить, и применять нужную информацию. Этот человек может и хочет работать в социуме, а для этого у него есть все необходимые качества. И именно системно-деятельностный подход позволит воспитать гармонично развитую личность, то есть человека XXI века.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта социума, который может ставить цели, решет задачи, отвечать за результаты. Для того чтобы получить такую личность учитель ставит перед собой следующие цели: какой учебный материал отобрать; какие средства и методы обучения выбрать; как организовать свою деятельность и деятельность учащихся. Конечной целью должен быть результат взаимодействия всех этих компонентов, приведший к определенной системе знаний и ценностей. Структура урока с использование системно-деятельностного подхода выглядит так: учитель на уроке создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; вместе с учителей выявляют проблему; учитель на уроке выступает в качестве тьютера, он управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; в итоге возникает дискуссия где обсуждаются результаты поисковой деятельности на уроке.
В основе системно-деятельностного подхода лежит идeя полной управляемости учебным процессом со стороны учителя. Кроме активных методов, в образовании используется технология модерации. Moderate – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать. Как образовательная технология модерация была впервые разработана в Германии в 60-е – 70 –е годы прошлого века. обеспечивающая гармоничное встраивание АМО в учебно-воспитательный процесс и эффективное их использование на каждом этапе урока. При применении этой технологии ученик не является объектом обучения, а занимает активную позицию на уроке. Учитель же становится для ученика консультантом, наставником. Немецкие, английские и русские ученные проводили исследования в области использования современных технологий обучения, результаты были следующими, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельной работе и формулировании проблем. А когда обучающийся самостоятельно участвует в учебной деятельности, самостоятельно формулирует учебную проблему, вырабатывает и принимает самостоятельные решения, формулирует выводы и прогнозирует дальнейшие последствия развития каких-либо процессов или явлений, он запоминает и усваивает материал на 90%.
При использовании системно-деятельностного подхода применяются следующие методы обучения.
Активные методы обучения – это методы, которые стимулируют познавательную деятельность учащихся на уроке. АМО строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Кроме диалога, активные методы используют и полилог – это метод особой организации общения на уроке, при котором участники разговора высказываются по очереди. Но кажды последующий участник полилога не должен повторят мысли и рассуждения предыдущего участника полилога. Этот метод позволяет обсудить проблему разносторонне и более полно и поучаствовать всем участникам общения так как на уроке писутствуют и сильные ученики и более слабые. Начинает общение по проблеме менее «сильные» учащиеся, а заканчивают хорошо подкованные ученики. Это обеспечивает многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса.
Для достижения учащимся поставленных целей и планируемых результатовв в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков.
Урок открытия нового знания.
Урок рефлексии.
Урок построения системы знания.
Урок развивающего контроля.
Урок открытия нового знания состоит из следующих частей:
1. Мотивация к учебной деятельности.
На этом этапе происходит осознанное вхождение учащегося в учебную деятельность на уроке.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Этот этап характеризуется подготовкой мышления детей к проекту, к самостоятельному выполнению учебного действия.
3. Выявление места и причины затруднения.
Этот этап характеризуется тем что учитель направляет учащихся к выявлению места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На этом этапе урока учителю необходимо организовать:
1) решение исходной задачи;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. (фронтально, в парах или группах)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. На этом этапе учитель должен организовать ситуацию успеха, мотивирующей ученика к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
На данном этапе организуются рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Я полагаю что при применении системно-деятельностного подхода на уроках, у учащихся формируется умением формулировать и анализировать факты, работать с разнообразными источниками информации, формулировать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, делать выводы, отстаивать свою точку зрения при обсуждении учебной проблемы, что формирует гармонично развитую личность. Основополагающими понятиями этого подхода являются воспитание и развитие таких качеств личности, которые соответствуют требованиям сегодняшнего общества, такими как гражданственность, универсальность познавательных действий, социальность. Достижение такого результата возможно только через включение учащегося в деятельность на уроке. В результате такой деятельности обучающийся должен почувствовать себя успешным и востребованным: «Я это могу, я это умею»!
Библиографический список
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
2. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004