Применение технологий системно – деятельностного обучения в процессе обучения математике в условиях реализации ФГОС ООО на различных этапах урока


Применение технологий системно – деятельностного обучения в процессе обучения математике в условиях реализации ФГОС ООО на различных этапах урока
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,
а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг
«Системно - деятельностный подход в процессе обучения математике в условиях реализации ФГОС», - это совершенствование инновационной деятельности учителей математики школы в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, обеспечение открытости, повышение эффективности работы учителей математики с целью преемственности образовательного процесса, использование творческого потенциала учителей.
Каждый урок, элемент урока, основанный на принципах системно – деятельностного подхода, должен привить обучающимся такие навыки, которые дадут им возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни. Включение обучающихся в специально организованную деятельность, позволяет сделать их «хозяевами» этой деятельности. Самостоятельность и творческий подход обучающихся к поставленным задачам позволяют добиться от каждого элемента урока желаемого результата.
«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, он ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству» (немецкий педагог XIX века Адольф Дистерверг).
«Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом» (Л. Боровиков). Даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести обучающихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность.
Меняющееся представление профессионального мастерства учителя, целей и методов работы; появление в профессии понятия универсальных учебных действий как совокупности действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, требуют создания образовательной среды на основе системно-деятельностного подхода, создания условий для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов, таких как информационные и телекоммуникационные технологии, метод реализации проблемного обучения, практических работ, опорных схем или карточек-информаторов, метод анализа и синтеза, метод тестирования, использование различных форм ИКТ, а результативность обучения складывается из комплекса показателей, описывающих метапредметные и личностные достижения ребенка.
Системно-деятельностный подход является методологической основой стандартов основного образования нового поколения. Данный подход нацелен на развитие личности школьника, на формирование гражданской идентичности, поэтому обучение надо организовать так, чтобы целенаправленно вести за собой его развитие.
В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».
В преподавании математики системно - деятельностный подход требует формирования практических умений применения теории. К классу необходимо обращаться не с ответом, а с вопросом. Ученики должны уметь на уроке выделять, сравнивать, обобщать, оценивать математические понятия, создавать математические модели, т.е. владеть теми универсальными способами, которые им пригодятся на практике. Другими словами – познавать мир.
Хотя учитель – это массовая профессия по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большими художниками (В.В.Давыдов).